На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Великий китайский поход-на русский Дальний Восток. «Россия – угроза, Китай – конкурент» (2 статьи)

Великий китайский поход – на русский Дальний ВостокВеликий китайский поход – на русский Дальний Восток

Не забыть Даманский

В дипломатии, в том числе и в российской, распространена одна очень серьёзная ошибка: принцип «враг моего врага – мой друг». Руководствуясь им на фоне противостояния с Западом, Россия поспешила включить в круг закадычных друзей Китай, КНДР, Венесуэлу, Иран, непризнанную Палестину, Сирию и т. п.

И даже один из свежих частных телеграм-каналов с весьма характерным названием «Китайская угроза» на самом деле предельно лоялен к КНР и КПК. Но в нашем нынешнем положении Китай, который сейчас Кремлем нередко позиционируется как союзник России, вызывает наибольшие сомнения.
Его экономические претензии в азиатской части России и предыдущая история отношений двух стран дают повод усомниться в этом утверждении.
Российские обыватели мало что знают о вооруженных конфликтах России и Китая в прошлом. Максимум – слышали от родителей о кровопролитной пограничной стычке на острове Даманский посреди Амура, который не могли поделить Брежнев и Мао. Или в лучшем случае читали на страницах ВО (Даманский – остров, который мы не забудем).

Из врагов – в союзники и обратно

В действительности же, между Россией и Китаем была вполне полноценная война, когда казаки в XVIII веке покоряли берега Амура и Уссурийский край и взяли под контроль земли монголоязычных дауров, бывших вассалами империи Цин.

Пограничные конфликты продолжались не один десяток лет, в результате переросли в осады крепости Албазин. По итогам мирного договора Россия сравняла крепость с землей, но империя Цин признала за Россией земли за Амуром, а про территорию современного Южного Приморья вообще ничего не упоминала, что и дало право русским ее занять.

Современная граница России в Приморье была утверждена намного позже русско-китайскими договорами. Ещё позже Россия вместе с западными странами и Японией подавляла боксёрское восстание в Китае против эксплуатации европейцами и японцами китайских ресурсов.
По итогам Россия получила право строить Китайско-восточную железную дорогу, вся инфраструктура которой и прилегающие к ней участки земли были по закону полностью российской собственностью. В дальнейшем, правда, строительство КВЖД привело уже к войне с Японией, в которой Китай вынужден был не идти на конфронтацию с Россией – Япония была пострашнее.

Новый конфликт по поводу КВЖД был уже непосредственно с Китаем и уже у Советской власти, тогда СССР вернул себе КВЖД, но не смог защитить её от оккупировавшей вскоре Маньчжурию Японии.

Пересмотры границ

Бои за остров Даманский в 1969 году – первый случай предъявления уже коммунистическим Китаем территориальных претензий СССР. Остров на долгое время стал ничейным, но в 1991 году уже распадающийся Советский Союз передал его Китаю. Дело в том, что демаркации советско-китайских границ не проводилось, а дореволюционные договора устанавливали границу по Амуру.

Острова, занятые во время Великой Отечественной войны у союзника по боевым действиям против Японии, в них уже никак не фигурировали. Видя такой успех, после распада СССР Китай вошёл во вкус и начал давить на северных соседей с целью демаркации границ. После распада СССР Китай стал предъявлять территориальные претензии России уже в 1992 году, они касались принадлежности островов Большой Уссурийский и Тарабаров.

В том же году и началась вялотекущая демаркация, сначала Россия отдала около 600 мелких островов на Амуре и 11 кв км суши, через три года, в 1995 году – еще 15 кв км. Окончательно процесс демаркации был завершён только в 2005 году, когда Россия отдала Китаю примерно 337 кв км, – полностью остров Тарабаров и примерно половину Большого Уссурийского острова.

Пока затягивался вопрос о демаркации с Россией, Китай занялся молодыми среднеазиатскими государствами. Там было всё проще и прибыльнее. В 1994 году Казахстан, получая от экономически окрепшего Китая кредиты, был вынужден признать китайские условия по демаркации границы между странами. Соседи получили почти 1 000 кв км казахстанской земли, все это нетронутые заповедные земли.
В 1997 году обремененный долгами Китаю Казахстан вынужден был отдать ему часть священного для казахов и киргизов пика Хан-Тенгри, также заповедную зону, имеющую туристическое значение. В период до 2009 года Казахстан за долги отдал Китаю Джунгарский Алатау, озеро Казанколь, Чаган-обо, Джунгарский проход, гору Кату. Полная площадь отданных территорий правительством Казахстана засекречена.

С 1999 года Китай начал давление из-за долгов также на Кыргызстан, который вынужден был отдать небольшой участок заповедных земель. В том же году за долги Таджикистан отдал Китаю долину реки Маркансу, в 2011 году – ряд земель, имеющих постоянное население и полезные ископаемые, в общей сложности – более 1 200 кв. км.

Лес рубят – картонка летит

В настоящий момент в Китае есть националистические круги, которые считают исторически своей территорией чуть ли не весь Дальний Восток. Существует даже музей российско-китайских отношений, куда не пускают российских туристов во избежание международного конфликта, поскольку вся экспозиция и экскурсоводы проталкивают именно эту точку зрения.

Несмотря на то, что официальный Пекин такую позицию не декларирует, экономическая активность китайского бизнеса на Дальнем Востоке свидетельствует о том, что элементы экспансии присутствуют. Причем поощряет это сама же Россия. Так, в 2017 году она отдала китайцам в аренду два миллиона гектаров дальневосточных земель.
Существует мнение о том, что Дальний Восток малопригоден для сельского хозяйства. Это не так, и Китаю есть, как извлечь выгоду из пользования его ресурсами. Приморский край, на который активно претендуют ультраправые круги в Китае, находится в зоне муссонных лесов, лето там из-за такого климата длится до конца сентября.

Первые украинские переселенцы в Приморье умудрялись вести почти такое же сельское хозяйство, как и на своей исторической родине, вплоть до выращивания дынь, арбузов и винограда. Дальневосточные реки кишат рыбой, в отличие от крупнейших китайских рек, которые кишат, наоборот, вредными выбросами с заводов. Дичи в лесах тоже хватает.

В более северных районах, например в Якутии, процветает животноводство, а Китай является одним из крупнейших потребителей мяса в мире. В принципе, нет ничего плохого в том, что китайские инвесторы будут развивать в регионе сельское хозяйство. Однако путь его развития агрессивный, с использованием для ускорения снятия урожая и его увеличения – химикатов.

Но основная опасность для Дальнего Востока – вывоз леса (Русский лес. Китайский интерес). В Приморье рубкой леса занимаются в основном китайцы, либо местные, которые сами рубят, а отправляют, опять же, в Китай. Загвоздка кроется в том, что в 1998 году Китай ужесточил законодательство о вырубке лесов. Из-за высоких пошлин на импорт леса-кругляка китайские инвесторы сейчас устанавливают в российской тайге пилорамы и вывозят менее облагаемые пошлинами необработанные материалы.

Сейчас на российский лес приходится почти треть от всего китайского импорта древесины, при этом китайцы не гнушаются импортировать обходными путями лес с санитарных вырубок. Основные потребители российского леса в Китае – целлюлозная промышленность и местные фабрики IKEA, также китайские инвесторы пытались развивать на российской территории производство древесного угля. Китай вкладывает значительные средства в строительство в ДФО целлюлозных заводов на фоне того, что он вышел на первое место в мире по производству картона.

Древний город Хайшенвэй

Казалось бы, при такой эксплуатации российских природных ресурсов (причем на взаимовыгодных основах, потому что если бы не экспорт в Китай, то лесная промышленность ДФО потерпит крах) и значительных объемах китайского экспорта в Россию гаджетов, одежды, обуви, Китаю невыгоден очередной военный конфликт с Россией.

Но в последнее время появились очень тревожные моменты. В частности, во время празднования 160-летия Владивостока многие китайские СМИ, в том числе и отражающие официальную точку зрения, а также посол Китая в Пакистане, написали совершенно однозначно, что Владивосток – это китайский город Хайшенвэй (в переводе – залив трепанга), и ему не 160 лет, а намного больше.

От слов наш могучий беспокойный сосед уже переходит к делам. Ладно, если бы всё это были пустые слова (хотя странно, что российский МИД на это не отреагировал), но действия китайского Минобороны вызывают большее беспокойство, чем попытки переписать историю Владивостока.

В 2021 году Китай авральными темпами возвёл в трёх пунктах базирования ракетных войск на границе с Россией пусковые установки для ядерных ракет. Примечательно, что российская разведка об этом узнала позже, чем американская, и узнала именно от заклятых врагов по ту сторону Берингова пролива. В частности, в Ордосе (Внутренняя Монголия) пусковые установки находятся на расстоянии 1 920 километров от Читы, т. е. Чита в зоне поражения современными ракетами.

Количество новых ракетных шахт оценивается разведкой НАТО примерно в 300 единиц. Тенденция к размещению ракет у российской границы в Китае наблюдается ещё с 2017 года, когда их разместили в 700 км от Владивостока.

Есть, правда, теория, что не обязательно эти ракеты направлены против России, поскольку там рядом ещё Япония и Южная Корея, ко всему прочему, это одна из самых близких точек до тихоокеанского побережья США. Но зачем тогда размещать ракеты вблизи Читинской области?

Китайские перемены и российская беспечность

Пока Китай заинтересован в экономическом сотрудничестве с Россией, получая из неё сырьё и энергоносители, и наводнив российский рынок электроникой и бытовой техникой. Но история показывает, что внешняя политика Китая постоянно меняется по мере смен руководства Коммунистической партии.

Иногда так происходит даже и при одном и том же руководителе, как при Мао, при котором от «русский с китайцем братья навек» был пройден путь до острова Даманского. Поэтому полностью исключать возможность китайской агрессии нельзя. Китай подкачал мускулы на развитии своей экономики и теперь наращивает военное присутствие за своими пределами (открытие военной базы в Джибути).
Россия же, объявив частичную мобилизацию, концентрируя войска на западных рубежах, идёт по уже известному по истории пути. В свое время царь Николай II объявил ту самую частичную мобилизацию на войну с Японией.

При этом основные силы российской армии находились ближе к западной границе, поскольку в Санкт-Петербурге уже видели предпосылки к мировой войне. А на Дальнем Востоке численность регулярной армии была меньше, чем у Японии. Мобилизовывали в итоге лишь бы кого и в спешном порядке. Чем закончились такие непрофессиональные действия – известно.

Причем самое странное в том, что наибольшие нарушения при частичной мобилизации наблюдаются именно в ДФО, что не может не вызывать тревогу. Вряд ли это происки каких-либо китайских агентов – скорее всего, банальное разгильдяйство и недооценка внешнеполитической ситуации. Но от этого не легче. Автор: Алексей Чичкин, Михаил Викентьев Использованы фотографии: propadv.com, mobillegends.net  https://topwar.ru/203925-velikij-kitajskij-pohod-na-russkij-dalnij-vostok.htm

«Россия – угроза, Китай – конкурент»: основные тезисы Стратегии нацбезопасности США

12 октября на сайте Белого дома была опубликована Стратегия национальной безопасности США (The National Security Strategy, NSS), в которой Россия обозначена как «непосредственная угроза международному порядку». Это базовый документ, выпускаемый каждой американской администрацией, который определяет контуры внешней политики Соединенных Штатов. Разумеется, следует учитывать, что есть политика публичная, а есть непубличная, однако, ознакомившись с данным документом, можно понять вектор политики Вашингтона.

Анализ данного документа приводит к неутешительным выводам относительно планов Вашингтона по отношению к России. Что это за планы и как США будут их реализовывать? На этот вопрос и попытаемся ответить в данном материале.

Россия и Китай в Стратегии национальной безопасности США

«Самая насущная стратегическая проблема, стоящая перед нами, исходит от держав, которые сочетают авторитарные правления с ревизионистской внешней политикой. Именно их поведение бросает вызов международному миру и стабильности… Многие недемократические страны присоединяются к мировым демократиям в отказе от такого поведения. К сожалению, Россия и Китайская Народная Республика (КНР) этого не делают. Перед Россией и КНР стоят разные задачи. Россия представляет непосредственную угрозу свободной и открытой международной системе, безоглядно попирая сегодня основные законы международного порядка, как показала ее война против Украины. КНР, напротив, является единственным конкурентом с намерением изменить международный порядок, используя во все большей степени, экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь для достижения этой цели»,
– говорится в тексте документа.

США таким образом определяют круг своих наиболее опасных противников – это Россия и Китай. Однако если Китай называется «опасным конкурентом», который обладает широким спектром возможностей влияния на международную политику, то Россия в воображении американцев – достаточно посредственная держава, которая представляет угрозу, однако не обладает такими же возможностями, как КНР. Собственно, в дальнейшем в документе это прямо и указывается.
«Россия представляет непосредственную и постоянную угрозу региональному порядку безопасности в Европе и является источником разрушения и нестабильности во всем мире, но ей не хватает широкого спектра возможностей КНР… Стратегические ограничения России были выявлены после начала войны против Украины».
Далее в The National Security Strategy описывается стратегия, которую США намерены использовать в отношении Китая.
«Наша стратегия в отношении КНР состоит из трех пунктов:
1) инвестировать в основы нашей силы у себя дома – в нашу конкурентоспособность, наши инновации, нашу стабильность и нашу демократию;
2) согласовывать наши усилия с нашими союзниками и партнерами, действуя с общей целью и во имя общего дела, и
3) динамично конкурировать с КНР для защиты наших интересов и построения нашего видения будущего».
То есть Вашингтон обозначает, что для того чтобы одержать победу над Китаем, нужно в первую очередь превзойти КНР в технологической, экономической, политической, военной, разведывательной и глобальной сферах. Нужно признать, что пока у американцев это вполне получается. Особенно если говорить про политическую сферу. Недавний кризис вокруг Тайваня, который фактически завершился в пользу Белого дома, тому явное подтверждение.

Подробнее о том, насколько успешно работает американская стратегия в отношении Китая в последнее десятилетие, можно узнать в материале «Американская стратегия крушения Китая: как за одно десятилетие сломить вторую экономику мира», который был опубликован в «Военном обозрении» в прошлом году. Мы же перейдем к рассмотрению американской стратегии в отношении России.

США намерены нанести России на Украине стратегическое поражение

Говоря о внешней политике России, в The National Security Strategy отмечается, что
«российское правительство выбрало империалистическую внешнюю политику с целью ниспровергнуть ключевые элементы международного порядка. Кульминацией этого стало полномасштабное вторжение в Украину в попытке свергнуть ее правительство и поставить ее под контроль России».
Далее следуют формулировки о том, что США якобы пытались наладить контакты с Россией, чтобы определить области сотрудничества, однако президент РФ Владимир Путин отверг все эти попытки.
«Соединенные Штаты, при сменявших друг друга администрациях, прилагали значительные усилия для установления контактов с Россией, чтобы ограничить наше соперничество и определить прагматичные области сотрудничества. Президент Путин отверг эти усилия, и теперь ясно, что его поведение не изменится. Россия сейчас представляет непосредственную и постоянную угрозу международному миру и стабильности. Речь идет не о борьбе между Западом и Россией. Речь идет об основополагающих принципах Устава ООН, участником которого является Россия, в частности, о недопустимости приобретения территории путем войны»,
– отмечается в Стратегии национальной безопасности США.

Из данной части текста явственно следует, что Вашингтон не намерен в дальнейшем вести диалог с Владимиром Путиным. То есть США делают ставку на смену власти в России. Это подтверждается иными тезисами в других частях документа, где критике подвергается в том числе и внутренняя политика российского президента.

Например, в Стратегии национальной безопасности США указывается, что
«в России существует застойная политическая система, которая не реагирует на нужды своего народа»,
а так же, что
«российское правительство под руководством президента Путина нарушает права человека своих граждан, подавляет оппозицию и закрывает независимые СМИ».
Далее следуют тезисы, которые еще более явственно указывает на это:
«несмотря на то, что российское правительство допустило стратегический просчет, именно российский народ будет определять будущее России как крупной державы, способной вновь играть конструктивную роль в международных делах. Соединенные Штаты будут приветствовать такое будущее, а тем временем будут продолжать противостоять агрессивным действиям, совершаемым российским правительством».
В этом контексте решение президента Украины Зеленского об отказе от переговоров с Владимиром Путиным уже не выглядит странным и безрассудным – вероятно, оно исходило от американских советников Зеленского, т. к. полностью укладывается в американскую стратегию.

Что касается развития военного конфликта на Украине, то в документе прямо указывается, что цель США нанести России на Украине стратегическое поражение.
«Мы возглавляем единый, принципиальный и решительный ответ на вторжение России, и мы объединили весь мир для поддержки украинского народа. Работая с широкой и прочной международной коалицией, мы обеспечили почти рекордный уровень помощи в сфере безопасности, чтобы обеспечить Украину средствами для самообороны. Вместе с нашими союзниками и партнерами Америка помогает превратить войну России против Украины в стратегическое поражение. Во всей Европе НАТО и Европейский Союз едины в противостоянии России и защищают общие ценности. Мы сдерживаем стратегические отрасли экономики России, включая оборонную и аэрокосмическую промышленность, и мы будем продолжать противодействовать попыткам России ослабить и дестабилизировать суверенные государства».
Тезис о нанесении России стратегического поражения на Украине не нов, его озвучила еще в начале марта заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд, которая подчеркивала, что, с точки зрения США, конечной целью военного конфликта на Украине является «стратегическое поражение президента Владимира Путина». Недавно этот же тезис повторила помощник министра обороны США по вопросам международной безопасности Селеста Уолландер, которая выразила уверенность в возможности нанести такое поражение России на Украине.

В Стратегии национальной безопасности США отмечается, что, несмотря на то, что аспекты стратегических подходов будут зависеть от хода и результатов военного конфликта на Украине, ряд элементов уже ясен.

Американцы будут, во-первых, всесторонне поддерживать Украину, а также способствовать ее региональной интеграции с Европейским Союзом, во-вторых, будут усиливать коалицию с союзниками против России, в-третьих, реагировать на действия России, которые, по мнению Белого дома, угрожают ключевым интересам США.
«Мы будем учитывать, что обычные вооруженные силы России ослаблены, что, скорее всего, увеличит зависимость Москвы от ядерного оружия в ее военном планировании. Соединенные Штаты не позволят России или любой другой державе достичь своих целей с помощью применения или угрозы применения ядерного оружия»,
– указывается в документе.

В Вашингтоне, исходя из текста The National Security Strategy, считают, что им удалось добиться успехов по части изоляции России, поскольку военный конфликт на Украине способствовал
«снижению статуса России по отношению к Китаю и другим азиатским державам, таким как Индия и Япония, а мягкая сила и дипломатическое влияние Москвы ослабли».

Формирование будущего миропорядка

Еще одной из целей Стратегии национальной безопасности США является лишение России статуса «энергетической сверхдержавы». Этих целей предполагается добиться последствием введения санкций и экспортного контроля, снижения зависимости Европы от российских энергоресурсов, перехода от ископаемых видов топлива к экологически чистым источникам энергии.
«Мы объединились с союзниками и партнерами в Европе и по всему миру для введения санкций и экспортного контроля, которые ослабят способность России вести войны в будущем. Мы сотрудничаем с Европейской комиссией для реализации амбициозного плана по снижению зависимости Европы от российского ископаемого топлива, укреплению европейской энергетической безопасности и достижению общих целей в области климата»,
– говорится в тексте документа.

В администрации президента США не скрывают, что целью Белого дома является формирование нового мирового порядка, в котором они по-прежнему будут доминировать.
«Сейчас мир находится в переломном моменте. Это десятилетие будет решающим в определении условий нашей конкуренции с КНР, преодолении острой угрозы, исходящей от России, и в наших усилиях по решению общих проблем, в частности, изменения климата, пандемий и экономических потрясений. Если мы не будем действовать безотлагательно и творчески, наше окно возможностей для формирования будущего международного порядка и решения общих проблем закроется».
При этом России в этом будущем миропорядке нет места как сильной державе, имеющей свои интересы. В The National Security Strategy указывается, что США будут «работать» со странами, граничащими с Россией, поддерживая антироссийские движения по всему периметру ее границ.
«Поддерживая Украину, мы также будем работать над укреплением стабильности и устойчивости других демократий. Мы будем поддерживать европейские устремления Грузии и Молдовы и их приверженность важным институциональным реформам. Мы будем помогать партнерам в укреплении демократических институтов, верховенства закона и экономического развития на Западных Балканах. Мы будем поддерживать дипломатические усилия по урегулированию конфликта на Южном Кавказе».

В качестве заключения (основные выводы)

Исходя из содержания Стратегии национальной безопасности США, в которой основными соперниками/противниками Вашингтона названы Китай и Россия, а также с обозначенными планами в отношении Москвы, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, США считают Россию «агрессором», а Владимира Путина – человеком, с которым более не представляется возможным вести диалог. Поэтому Белый дом будет поддерживать врагов России в Европе и по всему периметру границ, а также расшатывать ситуацию изнутри, ожидая смены власти в стране.

Во-вторых, военный конфликт на Украине продемонстрировал слабость России, ее стратегическую ограниченность, поэтому американцы больше не считают ее равноправным партнером.

В-третьих, США будет продолжать создавать коалицию против России и добиваться ее полной изоляции. По мнению Вашингтона, неудачи в военном конфликте на Украине уже понизили статус РФ в глазах Индии, Китая и Японии.

Стоит отметить, что документ The National Security Strategy отображает позицию Демократической партии США и существенной части американского истеблишмента. Однако позиция Соединенных Шатов в отношении России не является монолитной – часть Республиканской партии придерживается других подходов по отношению к России. Дональд Трамп и Илон Маск являются рупорами этой части элит, выступающих за конструктивный диалог с Москвой. Однако, судя по всему, на данный момент они не обладают какими-либо существенными рычагами влияния на ситуацию.

В любом случае планы Вашингтона являются прямой угрозой для России и на данный момент не очень понятно, как конкретно Москва собирается парировать эти угрозы. Пока Россия не выработала четкой доктрины, в которой бы указывалось, какой стратегии она будет придерживаться и каким она видит образ будущего. А существующие вызовы этого очень даже требуют. Автор: Виктор Бирюковhttps://topwar.ru/203900-rossija-ugroza-kitaj-konkurent-osnovnye-tezisy-strategii-nacionalnoj-bezopasnosti-ssha-v-kontekste-vneshnepoliticheskih-planov-vashingtona.html

Картина дня

наверх