На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Петр Конашевич Сагайдачный. Биография.

 

Пётр Конашевич Сагайдачный биография, фото, истории - кошевой атаман Запорожской Сечи, русинский шляхтич из Перемышльской земли, герба Побуг
Кошевой атаман Запорожской Сечи, русинский шляхтич из Перемышльской земли, герба Побуг

МОЛОДЫЕ ГОДЫ

Юный волынский шляхтич, учеба и учительство

Пётр Конашевич Сагайдачный родился приблизительно в 1570 году в селе Кульчицы Перемышльской земли Руського воеводства (Самборский районЛьвовской области) в шляхетской православной семье.

Он вёл свой род из мелкой шляхты Попелей-Конашевичей. Учился в Острожской школе на Волыни вместе сМелетием Смотрицким, автором знаменитой «Грамматики». Острожская школа была первой и наилучшей на Украине греко-славянской православной школой высшего уровня. Курс учебы состоял из знаменитых «семи свободных наук» Ренессанса — грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, музыки и астрономии. Среди преподавательского состава блистали Мелетий СмотрицкийКирилл Лукарис(позже стал константинопольским патриархом) и другие. Из стен этого учебного заведения вышла плеяда выдающихся культурно-просветительных и общественно-политических деятелей, обогативших различные сферы духовной жизни украинского народа. Вокруг школы образовался кружок ученых, в который входили Мелетий Смотрицкий,Василий Суражский, Тимофей Михайлович, братья Наливайко и Иван Федоров. В этой школе Сагайдачный не только получил высокое на то время образование, но и сформировалось его прогрессивное, гуманистическое, патриотическое мировоззрение. После выпуска Сагайдачный переехал во Львов, а потом в Киев, где работал домашним учителем, а также помощником киевского судьи Яна Аксака. Сразу после Брестской церковной унии Пётр Сагайдачный написал произведение «Пояснення об унию» (текст не сохранился).

Пётр Сагайдачный был женат на Анастасии Повченской.

Первые походы против крымцев и турок (1606—1616 г.)

В конце XVI или самом начале XVII в. Петр Конашевич отправился на Запорожье (Д. Яворницкий утверждает, что «десь около 1601 года, из каких-то семейных недоразумений, он направился на Сич»). Сагайдачный уже в ранние времена своего пребывания на Сечи обнаружил большую политическую дальновидность. Казаки избирают его обозным, поручив ведать всей артиллерией Сечи. В 1605 г. Сагайдачный становится во главе Сечи кошевым атаманом. Относительно вопроса, когда Сагайдачный был избран впервые гетманом, однозначного ответа нет. Г. Кониский в «Історії Русив» свидетельствует, что  полки Малоросийкие … согласясь с Казаками Запорожскими, в 1598 году выбрали себе гетманом Обозного Генерального, Петра Конашевича Сагайдачного, и он первьий началъ писаться ГетманомЗапорожским, а по нем и все бывшие Гетманы в титулах своих прибавлятъ войско Запорожское начали.

— Г. Кониский, История Русов или Малой России. — М., 1846. — С. 44.

Морские походы

С развитием Запорожской Сечи, активного, наступательного характера набирает борьба казаков против турков и татар. В начале XVII ст., когда казаков, как свидетельствует Антонович «було бiльше чем сорок тисяч» (чудес.: Антонович В. Названа труд. — С.38), они не только давали отпор нашествиям татарских орд и турецких войск, но и сами развернули активное наступление на владения Турции и ее вассала — Крымского ханства, пытаясь перенести военные действия на территорию грабителей. Запорожцы десятками, а порой и сотнями, «чайок» совершали морские походы на Крым и побережьеЧерного моря. Но основным направлением казацких морских походов было побережье Турции. В 1606 году казаки захватили турецкую крепость Варну, которая до того считалась неприступной. Было захвачено 10 турецких галер с продовольствием, товарами и экипажами. Разъяренный султан приказал перегородить Днепр около острова Тавани железной цепью и заблокировать казаков. Однако, даже такие препятствия не остановили победителей. Уже в 1607 г. запорожцы провели большой поход на Крымское ханство, захватили и сожгли два города, Перекоп и Очаков. В следующем 1608 г. и в начале 1609. запорожцы во главе с Сагайдачнымосуществили морской поход на 16 лодках — «чайках», вошли в устье Дуная и атаковали Килию, Белгород и Измаил. Временем героических походов назвали историки морские казацкие походы 1612—1614 годов, управляемые Петром Сагайдачным. Казацкие «чайки» нанесли немало ощутимых ударов могучему турецкому флоту. Иногда из Сечи выходило свыше 300 «чайёк», в которых размещалось до 20 тыс. казаков. В 1614 г. казаки взяли — Синоп. Казаки штурмом взяли могучую, с мощными укреплениями, турецкую крепость Кафу(Феодосию) в 1616, разгромили 14-тысячный гарнизон и освободили пленных, также в 1616 году произошла Самарская битва.

После 1616 г. казаки осуществили еще целый ряд морских и сухопутных походов. Очаков, Перекоп, Трапезунд, Царгород и другие турецкие и татарские крепости и города, испытали могучие удары запорожцев под командованием Сагайдачного. По свидетельству современников, казаки почти безраздельно воцарились наЧерном море и, в сущности, контролировали навигацию между Босфором и Лиманом.

Сагайдачный провел реформу войска на Сечи. Основной сутью которой было повышение организации, дисциплины и боеспособности казацкого войска. Он превратил партизанские отряды казаков в регулярное войско, устранил из войска вольницу, завел суровую дисциплину, запретил пить водку во время морских походов, а за пьянство нередко «карав на смэрть».

Подробности морских походов можно найти в разных источниках, в частности, в

Карту морских казачьих походов см. на Запорожская_Сечь#Сухопутные и морские походы запорожцев

Гетман Украины и Войска Запорожского (1606 г.)

Войны с Турцией из-за запорожцев Польше были не нужны, тем более что перед страной стояла цель посадить наМосковский престол польского королевичаВладислава. Поэтому Польша смотрела сквозь пальцы на кажущееся своеволие Сагайдачного, который в 1606 г. объявил себя Гетманом обеих сторон Днепра и всего войска Запорожского, и потому заискивала перед Сагайдачным.

Заметим, что после этого Сагайдачный трижды и надолго лишался гетманской булавы (1610, 1617, 1620 г.).

МОСКОВСКИЙ ПОХОД (1618 Г.)

Очередные обещания польского правительства

Польскому правительству понадобилось войско запорожцев для участия в её попытке посадить на Московский престол польского королевича Владислава.Сагайдачный выдвинул условия участия казаков в походе:

  • признание со стороны Польши судебной и административной автономии Украины.
  • снятие запретов и ограничений на православное вероисповедение на Украине;
  • увеличение численности казацкого войска;
  • расширение казацкой территории;

Король и сейм согласились со всеми этими требованиями Сагайдачного и прислали в его войско клейноды, то есть булаву, бунчук, печать и флаг. Летом 1618 г. 20000 запорожцев во главе с Сагайдачным двинулись через Ливны на Москву, (захватив по пути Путивль, Рыльск, Курск, Елец, Лебедин, Скопин, Ряжск), разрезая пространство между Курском и Кромами.

Захват Ливен, Ельца. Жестокость черкасов

Ливны были второразрядной крепостью Засечной черты. Стены крепости были деревянно-земляные. Ливенцы оказали ожесточённое сопротивление, но силы оказались слишком неравны: по росписи 1618 г. в ливенском гарнизоне насчитывалось всего 940 человек. «Ливенское разорение» нашло своё отражение в летописях. Вот как изображено побоище под Ливнами в Бельской летописи: «А пришол он, пан Саадачной, с черкасы под украинной город под Ливны, и Ливны приступом взял, и многую кровь християнскую пролил, много православных крестьян и з жёнами и з детьми посёк неповинно, и много православных християн поруганья учинил и храмы Божия осквернил и разорил и домы все християнские пограбил и многих жён и детей в плен поимал». В плен попал и ливенский воевода Никита Иванович Егупов-Черкасский, второй воевода, Пётр Данилов, был убит в бою. Оставив пепелище на месте ЛивенСагайдачный пошёл далее на Елец. Елец был хорошо укреплён и гарнизон насчитывал 1969 человек. Елец держал пограничную оборону от татарских набегов на участке около семидесяти километров по фронту и до сорока в глубину. Ельчане заперлись в крепости, героически отбивали приступы. Обороной Ельца руководил воевода Андрей Богданович Полев. Видя, что силой город не взять, Сагайдачный пошёл на хитрость. Он снял осаду и сделал вид, что отступает. Воевода Полев поверил и приказал преследовать противника, «со всеми людьми из города вышел». Увлечённые преследованием ельчане отдалились от города, а в это время отряд казаков, сидевший в засаде, ворвался в беззащитный Елец. Город был разорён и сожжён дотла, его защитники и мирное население, включая женщин и детей, были перебиты.                                                                                                                                                                  

Осада Москвы

Сагайдачный продолжил поход на Москву. Правительство Михаила Романова стянуло в Серпухов войско из 7000 человек под командой Пожарского. Это всё, что смогло себе позволить снять с главного, польского фронта, царское правительство. Но Пожарский заболел, у него открылись старые раны, и он сдал командование над войском второму воеводе князю Григорию Волконскому. С этим отрядом Волконский должен был помешать Сагайдачному переправиться через р.Оку и остановить его продвижение на Москву. Сагайдачный проявил военное мастерство и попытался обмануть Волконского. Он избрал местом переправы пункт впадения в Оку реки Осётр, в каких-то 25 километрах от неприступного Зарайска, оставшегося у него в тылу. Волконский угадал место переправы, и Сагайдачный рисковал. В случае неудачи переправы он оказывался в оперативном окружении. И поначалу в течение двух дней, Волконскийдержался, пока посланной в обход частью своих сил Сагайдачный перешёл Оку выше по течению, у Ростиславля-Рязанского. Узнав об этом, Волконский, ввиду превосходства неприятеля, оставил позиции и заперся в Коломне. Но Сагайдачный и не думал осаждать Коломну, сильнейшую даже против Зарайска крепость. Он двинулся дальше, захватил Ярославль, Переяславль,Романов, Каширу и Касимов, и без помех 20-го сентября соединился с Владиславом и осадил Москву.

Итоги похода на Москву

Поскольку у польского правительства не нашлось денег на продолжение войны, 1-го декабря было заключено Деулинское перемирие. Владислав отказался от прав на московский престол, за что Польше отошли Смоленская и Черниговско-Северская земли (всего 29 городов). Запорожские казаки за разорение Московии получили от польского короля плату — 20 тысяч золотых и 7 тысяч штук сукна. Вернувшись из похода, П.Сагайдачный не пошел на Сечь, а пришел c 20-тысячным войском в Киев, где его было «проголошено Гетманом над Киевской Украиной и Гетманом всего войска Запорозького». После Деулинского перемирия поляки, освободив свои силы, сосредоточили значительную их часть на Украине, чтобы навести там порядок. Сагайдачный опять очутился перед выбором. Либорешаться на войну с поляками, либо на мирное сосуществование. Ему пришлось выбрать второе и заключить с поляками Роставицкое соглашение в селе Роставица около Паволочи 1619 г. По Роставицкому соглашению из реестров должны были быть удалены все казаки, записанные в них за последние пять лет.; число реестровых казаков предоставлялось определить королю, а все остальные казаки должны были вернуться под власть польских помещиков. Это соглашение вызвало бурю негодования в казачестве. Недовольных возглавил Яков Неродич-Бородавка, провозглашённый гетманом. Положение Сагайдачного было шатким. Но он собрал войско и двинулся против татар, нанёс им ряд поражений и с триумфом вернулся назад.

Реакция иерусалимского патриарха Феофана

Как писал М. Смотрицкий, "…гетман, мучимый укорами совести, от имени всего Войска Запорожского просил иерусалимского патриарха Феофана «об отпущении греха разлития крови христианской в Москве» . Согласно сообщениям другого источника, реакция Феофана на эти слова была суровой и однозначной. Он «…бранил казаков за то, что они ходили на Москву, говоря, что они подпали проклятию, указывая для этого то основание, что Москва — христиане» .

КИЕВСКОЕ БРАТСТВО. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ИЕРАРХИИ В КИЕВЕ (1620 Г.)

Со всем войском Запорожским Сагайдачный вступил в Киевское (Богоявленское) братство. И хотя оно было создано без разрешения короля, братство не осмеливались запретить, опасаясь казачества.                                                                                                                                      Не исключено, что в феврале 1620 г. атаман Петр Одинец по поручению Сагайдачного встречался с патриархомИерусалимским Феофаном III в Москве, где изложил позицию гетмана по этому вопросу. В марте Феофан прибыл на Украину . На границе его встречали запорожские казаки во главе с Сагайдачным, которые, согласно сообщению Густынской летописи, «обточиша его стражбою, яки пчелы матицу свою», сопроводили в Киев. Здесь Феофан общался с представителями местного братства, православным духовенством. Он побывал в знаменитом казацком Трахтемировском монастыре. 6 октября 1621 г. в братской Богоявленской церкви патриарх посвятил межигорского игумена ИсайюКопинского в сан перемышльского епископа, игумена Киево-Михайловского монастыря Иова Борецкого в сан киевского митрополита, Мелетия Смотрицкого в сан полоцкого архиепископа, а также пяти епископов в Полоцк, Владимир-волынский, Луцк, Перемышль и Холм. Впоследствии все они стали известными борцами за православную веру, образование и украинскую культуру. Таким образом, благодаря мудрой политике П.Сагайдачного было возрождено на территории бывшей Киевской Руси православную иерархию и спасена православная церковь от опасности остаться без духовенства. При активном участии Сагайдачного на Украине в 1620 году была восстановлена также православная иерархия, ликвидированная после Брестской церковной унии 1596 года. Под непосредственным влиянием из-под пера Иова Борецкого выходит трактат «Протестация и благочестивая юстификация», появляется полемическое сочинение «Полинодия» Захарии Копыстенского, «Книга о вере» и другие. Авторы этих трудов стремились воссоздать исторически правдивые картины жизни украинского народа в контексте его связей с русским и белорусским народами. Это были новаторские труды, на страницах которых в отличие от первых полемических произведений в полный голос звучит идея прародины трех восточнославянских народов, неразрывности их исторических судеб, близости языка, единства вероисповедания. Иов Борецкий с гордостью заявил в своей «Протестации»: «с Москвой у нас одна вера и богослужение, одно происхождение, язык и обычай». Воздавая дань казачеству, авторы полемических сочинений называли их «наследниками старой Руси», которые «твердостью своей превосходят тех римских Сципионов и карфагенских Ганибалов» и т. д. и т. п.

ПЕРЕГОВОРЫ О ПЕРЕХОДЕ НА СЛУЖБУ РУССКОМУ ЦАРЮ (1620 Г.)

В феврале 1620 г. гетман Петр Сагайдачный направил в Москву послов, главой которых был Петр Одинец, выразить готовность запорожских казаков служить царю, как они прежде служили его предшественникам . Под «прежней службой» подразумевались кампании Дмитрия Вишневецкого (Байды) против крымских татар в 1550-е годы.

Послов приняли 26 февраля в Посольском приказе. Их переговоры с боярами и дьяками продолжались весь март и апрель. Перед отъездом из Москвы послы получили письмо царя Михаила Федоровича гетману Сагайдачному. В вежливых, но осторожных словах царь благодарил Сагайдачного и казацкую армию за желание служить ему. Он пожаловал им скромную субсидию (300 рублей) и пообещал в будущем дать больше. Пока же, как объяснялось в письме, Московия находилась в мире с крымскими татарами и службы от казаков не требовалось.

Хотя миссия Сагайдачного в Москве и не принесла немедленных результатов, она, когда о ней стало известно, обеспокоила поляков, как сигнал доброй воли между казаками и Москвой. Тогда же киевское православное духовенство воспользовалось визитом патриарха Иерусалимского Феофана (на обратном пути из Москвы на Ближний Восток) для восстановления западнорусской православной иерархии, нарушенной польской поддержкой униатской церкви.

ХОТИНСКАЯ БИТВА (1621 Г.)

Началась война с Турцией, и про Роставицкое соглашение все забыли: турки нанесли Польше страшное поражение под Цецорой. В Варшаве состоялся совет, на который пригласили Сагайдачного, как «справцу великого и доброго».

 

Во время переговоров Сагайдачный обнаружил незаурядную государственную мудрость и талант дипломата; он добился того, что правительство Речи Посполитой дало согласие удовлетворить требования казаков:

  • признавать власть избранного на казацком совете гетмана над всей Украиной;
  • православная иерархия (митрополит, епископы), висвяченная патриархом и признанная правительством, не должна испытывать гонения от власти Речи Посполитой.
  • упразднить постановления сейма относительно ограничения вольностей и прав казачества;
  • упразднить должность старшего над казаками от польского правительства;
  • предоставить населению Украины свободу вероисповедания.

Это был значительный успех: фактически признавалась автономная казацкая республика на Украине во главе с избранным гетманом.

В 1621 г. произошла знаменитая Хотинская битва; объединенным силам польских и казацких войск (около 80 тыс. человек) противостояла 162-тысячная турецкая армия (согласно другим данным, 250-тысячная). Турки должны были заключить невыгодный для них мир, но запорожскому казачеству его победы опять ничего не дали, зато спасли Польшу и много дали польскому королю.

В конце августа 1621 г., в войске Запорожском произошла смена власти. Гетман Бородавка лишился булавы, был арестован, а позже (8 сентября), согласно приказу Сагайдачного, казнен. Последнего провозгласили гетманом. Факт низложения и казни Бородавки вызвал противоречивые мнения современников. В частности, польско-шляхетские мемуаристы резко отрицательно относились к личности Бородавки, который, очевидно, являлся представителем неимущей части казачества и пользовался в ее среде большой популярностью. Не случайно еще С Жолкевскийхарактеризовал его как «наименее между казаками добродетельного и наиболее склонного к бунтам, обещавшего казакам идти с ними не только на море, но хоть бы и в ад». По-видимому, позже Сагайдачныйиспытывал чувство вины за гибель, человека, который сделал столь много для освободительного движения на Украине (Бородавка принимал непосредственное участие в восстановлении на Украине православной иерархии, возглавлял повстанческое движение и т. п.). Вот почему, уже находясь на смертном одре,Сагайдачный дает поручение записать в свой памянник Бородавку под именем «Яков гетман». Очевидно, так он хотел выразить свое запоздалое раскаяние в причастности к смерти этого человека.

Наградной меч атаману и пренебрежение казаками

Сагайдачный получил из рук королевича Владислава в 1621 г. в награду за успешные действия под Хотиным — наградной меч, инкрустированный золотом и бриллиантами с изображением аллегорических сцен суда над Соломоном и боя античных воинов. На нём надпись на латыни: «Владислав (в дар) Конашевичу кошевому под Хотином против Османа».

По Хотинскому миру поляки обязались обуздать своеволие казаков и не допускать их нападений на Турцию. Глубоко возмущённые условиями мира, казаки не позволили полякам себя обезоружить и организованно ушли из под Хотина на Запорожье.

Ранение и смерть Сагайдачного (1622 г.)

Сагайдачный был ранен в руку под Хотином. Тяжело раненный отравленной татарской стрелой, Сагайдачный ехал в Киев, лежа в коляске в сопровождении королевского врача.

«…на томже пляцу тот наш гетман постреленый приехал до Киева, наполы умерлый». В Киеве он очень страдал от раны, но продолжал заботиться о судьбе Украины и казаков, их о школах, братствах, церквaх и госпиталях. 20 апреля 1622 г. от полученных ран гетман скончался. Похоронен в Киеве, в Братском монастыре. Перед смертью Сагайдачный завещал своё имущество на просветительские, благотворительные и религиозные цели, в частности Киевскому братству и Львовской братской школе. На смерть Сагайдачного ректор Киевской братской школы К. Сакович написал «Вирши», в которых прославил его заслуги в деле защиты родины от турецко-татарских нападений.

Жена Сагайдачного Анастасия вдовствовала до 1624 г., когда она вышла замуж за шляхтича Ивана Пиончина.

ПАМЯТЬ

В Киеве установлен памятник гетману Сагайдачному (Контрактовая площадь, Подол) и в его честь переименована прилегающая улица (бывшая Жданова). Памятник Сагайдачному установлен также в Севастополе.   http://www.people.su/96939_5

http://www.people.su/96939

Картина дня

наверх