На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Воины Старца Горы

Воины Старца Горы | Warspot.ruВоины Старца Горы

Одной из самых захватывающих и запутанных тем эпохи крестовых походов является история «зловещих ассасинов», о которых старинные летописи и современные медиа рассказывают как о безжалостных убийцах. Они будто бы организовали тайный орден и подчинялись страшному Старцу Горы, укрывшемуся в неприступном Аламуте. Благодаря атмосфере секретности, блеску кинжала и запаху гашиша о низаритах, как называли сами себя ассасины, рождались мрачные мифы один удивительнее другого. Основываясь на научных изысканиях последних ста лет, попробуем хотя бы частично развеять завесу романтического тумана.

Рождение ордена

Образование секты (или ордена) низаритов имеет свою предысторию, которую можно проследить вплоть до появления ислама. Если рассматривать ислам как социальное явление, облачённое в религиозную форму, то главным его посылом, который поддержали многочисленные искренние сторонники, была идея справедливости. Согласно достаточно рано сложившимся взглядам, после гибели четвёртого праведного халифа Али, когда к власти пришли Омейяды, справедливость этого мира была попрана. Вернуть её было возможно только при объединении ислама вокруг истинного наследника пророка, потомка одного из сыновей халифа Али — Хусейна.

Последователи этих взглядов стали называться шиитами. К ним примыкали многие люди, недовольные разгулом несправедливости в государстве. Учение шиитов, облачённое в логическую философскую форму, очень скоро разветвилось на несколько течений и приобрело широкую поддержку в больших городах и сельских поселениях Ирака, Ирана, Сирии и Египта. Посеянные шиитами зёрна стали главной закваской для брожения социальных и национальных идей среди ремесленной и крестьянской бедноты этих регионов. Именно страстная шиитская пропаганда подготовила массовое движение против Омейядов в середине VIII века. Несмотря на это, взошедшие на трон Аббасиды стали верными приверженцами суннизма.

Исмаилитский замок Самиран

На фоне появления и укрепления Багдадского халифата возникло движение исмаилитов, почитавших истинным наследником Пророка и седьмым имамом Мухаммада, сына Исмаила. Преследуемые суннитскими халифами и отвергнутые шиитами-имамитами, которые почитали за истинного имама Мусу аль-Казима и его потомство, исмаилиты укрепились в Сирии, Йемене и Хорасане, где принялись энергично проповедовать. В этой подпольной борьбе родились концепция скрытого имама, имя которого во избежание его ареста и гибели хранилось в тайне, и учение батин о сокровенном смысле Корана. По мере того, как в IX веке деградировала и дряхлела власть в Багдаде, исмаилиты набирались сил, чтобы укрепиться на Аравийском полуострове и захватить Египет. Там они в 909 году объявили свой, Фатимидский, халифат.

Рай так и не наступил, поэтому дробление в поисках легитимной власти продолжалось. Одним из самых важных по своим последствиям стал раскол на низаритов и мусталитов — сторонников разных наследников египетского престола. Более радикальные низариты преобладали на территориях, не входивших в Фатимидский халифат: в горных районах Сирии, Ливана, Ирака и Ирана.

Хасан ибн Саббах

Решающей в образовании низаритского государства стала деятельность исмаилитского даи Хасана ибн Саббаха — учителя-проповедника и одновременно кого-то вроде христианского епископа. Родом он был из иранского Кума, куда издавна стекались «неблагонадёжные шииты» со всего Востока. Хасан окончил медресе в Рее, где в 17 лет был обращён в исмаилизм. Он совершил поездку в Египет и там в 1078–1081 годах участвовал в споре будущих низаритов и мусталитов, затем путешествовал по Йезду, Керману, Хузистану и Ираку, всюду приобретая сторонников и укрепляя свой авторитет. На фоне возрастающих антисельджукских настроений и морального упадка главного исмаилитского форпоста, Египта, Хасан ибн Саббах стал убеждённым проповедником сражающейся веры. Он ссылался на пример Мухаммеда, который из Медины боролся с жителями Мекки за истинную веру.

Поворотным пунктом в деятельности ибн Саббаха и всего движения ассасинов стал захват высокогорной крепости Аламут в Дайлеме к югу от Каспийского моря 9 сентября 1090 года. Добиться этого удалось с помощью проникновения агентов, агитации среди гарнизона и терпеливой проницательности вождя. Получив неприступную «точку сбора», Хасан ибн Саббах стал строить вокруг неё своё государство. В этом он проявил поразительную энергию и железную волю. Он укрепил цитадель, обеспечил её запасами продовольствия и воды и ввёл суровую дисциплину, которая распространялась на всех, включая семью хозяина Аламута. Хасан ибн Саббах, мастерски обращаясь со сложным религиозно-национальным клубком отношений на Ближнем Востоке и используя политический разлад среди Сельджуков, инспирировал антитюркские выступления под флагом исмаилизма. Вскоре он взял под контроль провинции Рудбар и Кухистан. В начале 1092 года Аламут был осаждён, но убийство великого визиря Низам аль-Мулька — первое громкое дело ассасинов — и смерть Мелик-шаха ввергли Сельджукский султанат в гражданскую войну, в которой всем стало не до Аламута.

 Хасан ибн Саббах в представлении позднейших художников

Пользуясь наступившим безвластием, Хасан ибн Саббах объявил «новый призыв». Он намеревался расширить свою власть, захватывая новые укреплённые пункты в горах Эльбурса и Загроса. В 1096 году исмаилиты штурмом овладели крупным замком Ламасар, ставшим вторым по значимости после Аламута.

После смерти фатимидского халифа аль-Мустансира произошёл крупнейший раскол среди исмаилитов на уже упоминавшихся низаритов и мусталитов. Ибн Саббах, бесспорный лидер исмаилитов на сельджукских территориях, безоговорочно встал на сторону Низара. Гибель последнего позволила ибн Саббаху провозгласить его наследника, неизвестно кого, скрытым имамом и объявить себя мстителем за смерть «преемника Пророка». Около 1105 года в районе Алеппо открылся сирийский «филиал» низаритов.

С 1110 по 1118 год Аламут и Ламасар безуспешно осаждали превосходящие силы сельджукского султана Мухаммеда Тупара. После смерти Тупара сельджуки были втянуты в очередную междоусобицу. Низариты вновь получили передышку, которую использовали для дальнейшего распространения своего влияния. Хасан ибн Саббах скончался в конце мая или в середине июня 1124 года, оставив крепкое централизованное государство, просуществовавшее после него почти полтора столетия.

Иерархия и структура

Низариты были известны под разными именами: в Хорасане их называли «талимиййа», в округе Аламута — «батиниййа» или «малахида», в Сирии — «хашишиййа». Во избежание путаницы в дальнейшем мы будем называть их латинизированным сирийским именем — ассасины.

Ассасины действовали с соблюдением главных принципов тайной революционной организации: централизация, конспирация, пропаганда. Секретность была такова, что до сих пор о многих аспектах деятельности ассасинов мы судим по рассказам их врагов или сторонних наблюдателей.

 Тамплиер встречает ассасина на ночной улице Иерусалима. Источник: Davis, G. Knights Templar. A Secret History. — Osprey, 2013

Из сохранившихся сведений можно предположить, что ассасины имели семь степеней иерархии и девять степеней посвящения. В классическом варианте во главе ордена стоял имам, который символизировал верховную власть и вырабатывал идеологию и политику с помощью «верховного совета». Члены совета носили титул главных даи. Орден делился на двенадцать «островов», каждый из которых соответствовал определённой территории. Во главе каждого отделения стоял даи аль-Джазира (проповедник острова), назначаемый лично имамом. В подчинении проповедника острова состояло 30 накибов (помощников, заместителей), которые, в свою очередь, имели по 24 даи для «работы на земле». Низшие «видимые» даи искусно вели споры, дабы показать уязвимость и слабость официального учения, и передавали поколебавшихся в вере в руки «скрытых» даи, которые обрабатывали неофитов.

Всё было полно символизма: 12 месяцев, 30 дней, 24 часа, что давало точным числом 8640 проповедников. Насколько реальность соответствовала идеальному замыслу, сказать невозможно. Отдельно шла «боевая группа», стоявшая на низшей ступени — федаи (федаины), те самые знаменитые убийцы-террористы, что сеяли ужас по всему Востоку.

Орлиные гнёзда

С военной точки зрения становым хребтом «государства» ассасинов стали укреплённые горные замки, объединённые в общие цепи обороны. Подобно поздним крестоносцам, ассасины были осаждённым меньшинством и поэтому компенсировали свою слабость строительством замков в стратегически важных и одновременно труднодоступных районах. Они выстраивали целую сеть взаимосвязанных укреплений, что значительно усиливало их оборонительные возможности. В отличие от крестоносцев, ассасины не достигли высот в фортификации. Один из выдающихся знатоков темы Томас Боуз говорил о малом интересе исмаилитских крепостей для истории военной архитектуры. Однако с точки зрения общей фортификации, а именно месторасположения и единой защитной системы, замки ассасинов представляют несомненный интерес.

Укрепления ассасинов можно разделить на четыре группы:

  • крепости, вокруг которых строилась оборона всего региона (условные «столицы»);
  • замки — сильно укреплённые места в важном пункте обороны;
  • форты — хорошо защищённые, но не имеющие стратегического значения укрепления;
  • наблюдательные пункты — укреплённые убежища, главной задачей которых было отслеживание перемещений вражеских войск и поддержание коммуникационных функций по всей линии обороны.
 Расположение главных исмаилитских замков в Сирии. Источник: Willey, P. The Eagle’s Nest. Ismaili Castles in Iran and Syria. — I.B. Tauris, 2006

Можно выделить семь больших «укрепрайонов»:

  • в Аламутской долине и Рудбаре;
  • в Куме и Южнокаспийском регионе;
  • в Северном Кухистане;
  • в Южном Кухистане;
  • в Исфахане;
  • в высокогорье современной сирийской провинции Алеппо и на севере Сирии;
  • в Ливанских горах.

Всего насчитывалось более 150 принадлежавших ассасинам замков, фортов и крепостей.

В двух сирийских «укрепрайонах» ассасины располагали не менее чем 24 крепостями, замками и фортами. Главным, безусловно, был Масиаф, захваченный ими в 1140–1141 годах. Замок стоял в середине главной дороги между Хамой и Баньясом и занимал узловые позиции на пути из Алеппо в Хомс. Цитадель оставалась в руках ассасинов вплоть до 1260 года, когда попала в руки монголов, но вскоре после их поражения от мамлюков при Айн Джалуте вернулась к ассасинам. Окончательно они утратили Масиаф в 1271 году, когда он пал перед мощью армии Бейбарса.

Горный старец

В широком обиходе, в первую очередь в Европе, главный ассасин был известен как Старец Горы. Первоначально крестоносцы называли так сирийского шейха низаритов. Со времён Марко Поло это имя ретроспективно «перекинулось» на главу ордена и часто применялось в историографии к главе исмаилитского ордена. Резиденция главы — сначала это был даи, затем имам — располагалась в легендарном Аламуте. Всего за время существования исмаилитского Аламута там правило восемь Старцев.

Аламут. Современный вид.
commons.wikimedia.org

Маршалл Ходжсон, один из авторитетнейших исследователей истории исмаилизма, дал лаконичные характеристики правления каждого из них:

  • Хасан ас-Сабах (9 сентября 1090 — 29 мая 1124) — «общий подъём»;
  • Кия Бузург Умид (29 мая 1124 — 15 февраля 1138) — «укрепление позиций»;
  • Мухаммад ибн Бузург Умид (15 февраля 1138 — 26 февраля 1162) — «тупик»;
  • Хасан II (26 февраля 1162 — 16 января 1166) — «отмена внешнего закона»;
  • Мухаммад II (16 января 1166 — 7 сентября 1210) — «самодостаточная духовность»;
  • Хасан III (7 сентября 1210 — 8 ноября 1221) — «союз с халифатом»;
  • Мухаммад III Ала ад-Дин (8 ноября 1221 — 7 декабря 1255) — «агрессивная изоляция»;
  • Рукн ад-Дин Хуршах (7 декабря 1255 — 25 ноября 1256) — «падение Аламута».

Кинжалы федаинов

14 октября 1092 года переодетый суфием федаин нанёс несколько ножевых ранений великому визирю Низам аль-Мульку в отместку за организованную тем экспедицию против Аламута. Это убийство стало первым в череде из более чем сотни политических убийств, совершённых ассасинами и известных нам по средневековым источникам. Демонстративность убийства ассасины возвели в абсолют. Считалось, что яд, тихое удушение или имитация естественных причин смерти не принесут столько политической выгоды при устранении врагов исмаилизма, как шумное нападение, не оставляющее сомнений в авторстве. Стратегия устрашения вкупе с туманом таинственности раздувала значение ассасинов в глазах окружающих и тем самым немало увеличивала их влияние, непропорциональное реальной силе. Это влияние нередко приносило прямую выгоду: многие эмиры и султаны предпочитали откупиться от безжалостных убийц, чем испытать на себе остроту их кинжалов.

Современные фантазии на тему ассасинов в игре Assassin's Creed

Сохранились рассказы о гашише, садах с гуриями, невозмутимых воинах Старца Горы, без колебаний готовых выполнить любой его приказ. Что здесь истина, а что вымысел — понять сложно. Не приходится сомневаться только в том, что при подготовке воинов-смертников применялись различные психологические техники воздействия. Главным же мотивом действий федаинов, как правило, была не жажда райских удовольствий, а месть. Потенциальных киллеров подбирали среди тех, чьи семьи пострадали от действий того или иного правителя. Нередко федаинов вербовали среди слуг будущей жертвы. Ассасин-смертник никогда не действовал один. Любая операция по устранению тщательно готовилась. Шпионы выведывали слабые места, наблюдатели готовили маршрут. В круг действий ассасинов входил, главным образом, Ближний Восток, но иногда их обнаруживали даже в Британии, Индии и Монголии.

Назовём лишь несколько особенно громких акций, совершённых ассасинами или приписываемых им:

  • 1092 год — убит Низам аль-Мульк, визирь Сельджукского султаната;
  • 1097 год — убит Абд ар-Рахман ас-Симуруми, визирь Сельджукского султаната;
  • 1107 год — убит Фахр аль-Мульк, визирь Сельджукского султаната;
  • 1122 год — убит Камаль аль-Мульк, визирь Сельджукского султаната;
  • 1130 год — убит аль-Амир, фатимидский халиф;
  • 1135 год — убит Аль-Мустаршид, багдадский халиф;
  • 1143 год — убит Дауд, сельджукский султан;
  • 1152 год — убит Раймунд II, граф Триполи;
  • 1175 и 1176 годы — неудачные покушения на Саладина, айюбидского султана;
  • 1192 год — убит Конрад Монферратский, король Иерусалима;
  • 1206 год — убит Мухаммад Гури, гуридский султан;
  • 1213 год — убит Раймунд, наследник Антиохии и Триполи;
  • 1270 год — убит Филипп де Монфор, правитель Тира.

Убийство короля

Рассмотрим поподробнее одну из известнейших операций ассасинов, а именно убийство Конрада Монферратского. Конрад, влиятельнейший феодал Южной Европы, выдающийся воин своего века, герой Третьего крестового похода, избранный иерусалимским королём по праву брака, был убит 28 апреля 1192 года, за несколько дней до коронации. Два ассасина, переодевшись христианскими монахами, подкараулили его на одной из узких улиц Тира и закололи кинжалами.

Согласно обрывочным сведениям, передаваемым мусульманскими хронистами, прежде всего Имад ад-Дином, убийцы готовились к покушению не менее полугода: «перешли» в христианство, посещали церковь и втёрлись в доверие к франкским вождям. После покушения убийцы были пойманы, в них признали ассасинов-низаритов, но на допросе они указали заказчиком убийства Ричарда. С другой стороны, крупнейший арабский историк XIII века ибн аль-Атир передаёт эти события несколько иначе. Заказчиком был Саладин. Первоначально приоритетной целью считался Ричард Львиное Сердце, но его слишком хорошо охраняли, и потому ассасины переключились на другого ненавистного «шайтана» — Конрада. За его устранение было обещано 2000 динаров.

Ассасины против тамплиеров в игре Assassin's Creed

Тот факт, что ассасины назвали заказчиком Ричарда, во что многие франки поверили (для этого были основания: Ричард поддерживал соперничавшую с Конрадом партию Ги де Лузиньяна), мы можем объяснить попыткой убийц запутать следы и внести ложью ещё больше раздора и сумятицы в лагерь врагов. Однако некоторые европейские источники объясняют убийство Конрада местью Старца Горы за разграбление его торгового судна и утопление корабельной команды людьми Конрада и последующий отказ компенсировать убытки. Как бы то ни было, убийство имело огромный резонанс в Европе, разошлось во все стороны веером слухов и версий и заложило фундамент европейского мифа об ассасинах.

Монгольская лавина

Могущество ассасинов рухнуло почти мгновенно после нашествия монгольских орд на Иран и Сирию. К середине XIII века орден ассасинов интегрировался в политический ландшафт Ближнего Востока и стал пусть и неприятной, но неизбежной его частью. Сирийские ассасины обменивались посольствами с французским королём Людовиком IX, платили дань госпитальерам и тамплиерам, сами получали дань с мусульманских эмиров и безуспешно пытались сформировать христианско-мусульманскую коалицию против монголов. Первоначально кочевников в Аламуте рассматривали как удачное дополнение в борьбе с суннизмом. В 1219 году к Чингисхану в Балх даже отправилось посольство.

Набеги монголов в 1220–1230-х годах почти не затрагивали территорию исмаилитов. Тем не менее кочевники нападали на крепости ассасинов в Кухистане и Куме, а те, в свою очередь, действовали привычным им способом. От кинжалов федаинов погибли влиятельные полевые командиры Кюль-Болат и Чагатай-нойон. Воцарившийся в 1246 году хан Гуюк был настроен крайне враждебно к ордену ассасинов, что привело к напряжённости в отношениях. Настоящая угроза нависла над ассасинами, когда наследовавший Гуюку Мунке объявил общемонгольский поход против Ирана. Монгольское нашествие имело одной из главных своих целей уничтожение ордена ассасинов. Те полагались на неприступность своих орлиных гнёзд и на кинжалы своих бойцов. Рубрук пишет, что в Каракоруме были пойманы ассасины, пробравшиеся туда, чтобы убить великого хана Мунке.

Монгольский всадник.
pinterest.com

Монголы, объединив все ресурсы завоёванной страны со своим выдающимся опытом взятия сильно укреплённых пунктов, быстро развеяли надежды ассасинов. Обозначим лишь основную канву событий.

Кампания против исмаилитов началась весной 1253 года, когда корпус Кит-буги, насчитывавший около 12 000 человек, вторгся в Кухистан и Хорасан. С весны 1253 по осень 1254 года монголы авангарда с привычной жестокостью захватили многие второстепенные крепости ассасинов. Главные твердыни — Гирдкух, Ламасар, Аламут — держались. Только весной 1256 года в Кухистан прибыли основные силы монгольской армии в сопровождении внушительного осадного парка из сотен камне- и огнемётов.

Новый имам низаритов Рукн ад-Дин, возглавивший орден после убийства его отца в декабре 1255 года, пытался найти компромисс с монголами, но все его усилия оказались тщетны. Осаждённый в крепости Маймун-Диз, он 19 ноября 1256 года сдался под гарантии личной безопасности. Капитуляция главного имама произвела тягостное впечатление на осаждённые гарнизоны ассасинских крепостей. В последующие недели одна за другой сдались сорок крепостей, включая знаменитые Аламут (декабрь 1256 года) и Ламасар (январь 1257 года). С ассасинами Кухистана как организованной военной силой было покончено.

Единственной крепостью, продолжавшей сопротивление, оставался Гирдкух. Его монголы захватили только в 1271 году. В 1260–1270-х годах под ударами сначала монголов, а затем мамлюков пали ассасины Сирии. Государство ассасинов прекратило своё существование.

Мифы и легенды

Природа тайного ордена способствует порождению слухов, наветов и мифов. С одной стороны, официальные суннитские власти не скупились на тиражирование «чёрной легенды». С другой, сами ассасины, используя конспирацию и секретность, провоцировали волну домыслов и самых фантастических представлений о себе.

Идеал самопожертвования, культивируемый среди федаинов, произвёл неизгладимое впечатление на крестоносцев. Незнакомые с шиитской концепцией мученичества франки пытались найти доступное объяснение иррациональному на их взгляд поведению. Наиболее популярной стала наркотическая версия курителей гашиша, что не совсем совпадало с фактами. Гашиш действительно был очень популярен в Дамаске, Каире и других крупных городах Ближнего Востока в XII–XIII веках среди городских низов, но плохо согласовывался с аскетическими практиками исмаилитов.

Замок Масиаф — главный оплот ассасинов в Сирии. Источник: Хилленбранд, К. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива. — М.-СПб., 2008

Ещё одним популярным мифом, широко распространившимся на Западе в Средневековье, был рассказ о «райских садах» ассасинов, куда федаинов отправляли перед выполнением смертельного задания. Строжайшая дисциплина, необходимая для выживания подпольной организации, породила также легенду о «смертельном прыжке». Она была настолько популярна на Западе, что даже вошла в строчки провансальских трубадуров.

После прекращения прямого контакта между крестоносцами и низаритами в конце XIII века мифы стали обрастать ещё более удивительными подробностями. Канонический вид легенда об ассасинах приобрела в повествовании Марко Поло. В XIX и XX веках благодаря плеяде блестящих ориенталистов удалось многое прояснить в судьбе этой средневековой секты, но мифы обладают особой притягательностью, и потому их до сих пор нещадно эксплуатируют создатели различных фэнтези-романов, захватывающих фильмов и компьютерных игр.


Литература:

  1. Дафтари, Ф. Легенды об ассасинах. Мифы об исмаилитах. — М., 2009.
  2. Дафтари, Ф. Традиции исмаилизма в средние века. — М., 2006.
  3. Ходжсон, М. Орден ассассинов. Борьба ранних низаритов исмаилитов с исламским миром. — СПб., 2004.
  4. Daftary, F. Ismailis in Medieval Muslim Societies. A Historical Introduction to an Islamic Community. — I.B. Tauris, 2006.
  5. Dashdondog, B. Mongol Diplomacy of the Alamut Period // Eurasian Studies. — 2020. — № 17(2). — Р. 310–326.
  6. Harari, Y. Special Operations in the Age of Chivalry, 1100–1550. — Boydell, 2007.
  7. Irwin, R. Assassins // Murray, A. (ed.) The Crusades. An Encyclopedia. — Vol. 1. — ABC-Clio, 2006.
  8. Lewis, B. The Isma’ilites and the Assassins // Setton, K. (g.ed.) A History of the Crusades. — Vol. 1 (1096–1189). — W., 1969. — Р. 99–134.
  9. Nasseh Ahmad Mirza. Syrian Ismailism. The Ever Living Line of the Imamate, AD 1100–1260. — Taylor&Francis, 1997.
  10. Willey, P. The Eagle’s Nest. Ismaili Castles in Iran and Syria. — I.B. Tauris, 2006. https://warspot.ru/20959-voiny-startsa-gory

Картина дня

наверх