Ямщики и их тайное общество - Братство колокола...
Русский человек всегда был настоящим знатоком по части «воздушного потока», «духа». Псковский гость, приехавший в Вологду, тут же отмечал коренные отличия воздуха. Причем это касалось не только перемены органолептических свойств, но и метаморфозы со звучанием слов.

Так, признавались средневековые русские паломники, «Христос воскресе!», сказанное в Кашине, звучит иначе этого же приветствия (из тех же уст) в Костроме…
В 70-ые годы XV века , после того, как Иван III подчинил Московии Великий Новгород, более трети новгородцев отправились в добровольное изгнание. Кто-то двинул на север, в Поморские земли, «к чуди», кто-то отправился к «литвинам», но большинство мигрантов бесследно растворилось в «неизвестности», повторив историю еврейских потерянных колен. Но об этом немного позднее.

Оставшиеся горожане сетовали, что с приходом «московских» и исходом «своих» воздух, «дух Новгородский», изменился. Да так, что звон местных колоколен стал глуше, несмотря на все усердия звонарей. Поменялся резонанс Великого Новгорода. По преданию, главной причиной тому местные называли вывоз москвичами Вечевого Новгородского колокола, который Иван III велел отправить в Москву.

Вечевой колокол - символ вольного Новгорода. Созывал народ на вече. Звон производился с земли, т.е. на европейский манер: раскачивая колокол, а не его язык. В декабре 1478г. Иван III с войском осадил город, желая присоединить к Москве обширные новгородские земли. Новгородские послы, убоявшись за свои вотчины, "били челом" государю, и 29 января 1479г. Иван III вошел в Новгород. Вечевой колокол повелел снять и отправить в Москву "звонити".

Карамзин в "Истории государства Российского" писал, что этот колокол повесили на колокольне Успенского собора в Кремле, а историк М.Полянский утверждал, что он два столетия служил всполошным колоколом у Спасских ворот Кремля, пока не разбился в 1713г. при пожаре. Существуют и другие версии.
У «вечника», созывавшего в Ярославовом дворище в течение веков горожан на народные собрания, очень загадочная судьба. Согласно одним летописям, московский монарх вывез его в Москву, где позднее его перелили в другой колокол, который поместили на колокольне Успенского собора. По другой версии, переплавленный «вечник» повесили на стене у Спасских ворот, в особой небольшой башенке, где он служил для набата. Но однажды, спустя два века, он перепугал своим звоном царя Феодора Алексеевича и в наказание был сослан в Николо-Корельский монастырь, под Архангельск.

Но есть еще одна легенда. Согласно ей, «вечник», отправленный «в плен московский на позорище», достигнув границы Новгородских земель, «выбрал горочку покруче, покатился под нее и, ударившись о камни, убился насмерть, крикнув умирая: «Воля!». А кому-то послышалось, что он «Валда» кричал. Валдою (Валдаем) и стали звать те горочки, о которые убилась последняя русская вольность. Ударились осколки вечника о землю и превратились в маленькие колокольчики. Ямщики, случившиеся на дороге, быстро расхватали их, и весть о вольности разнесли по всему миру».

По преданию же, ямщики эти были тем самым «потерянным коленом», которое шло по пятам «московских воров». Эти добровольные изгнанники, обретя осколки «вечника», образовали своего рода тайный круг, «Братство колокола».
"…Но с каждым днем времена меняются.
Купола растеряли золото.
Звонари по миру слоняются.
Колокола сбиты и расколоты.
Что ж теперь ходим вкруг - да около
Но своем поле - как подпольщики?
Если нам не отлили колокол,
Значит здесь - время колокольчиков…
Загремим, засвистим, защелкаем!
Проберет до костей, до кончиков.
Эй! братва! Чуете печенками
Грозный смех русских колокольчиков?…"
Северорусские сказители говорили, что «ямщики» дали клятву, что настанет время, когда их потомки вернутся на утраченную родину с частичками «вечевого пленника», валдайскими бубенцами, соберут их в единое целое и отольют «новый старый вечник». И воздух в Господине Великом Новгороде станет прежним…
"Видно вправду скоро сбудется
То, чего душа ждала:
Мне весь день сегодня чудится,
Что звонят колокола.
Только двери в храме заперты.
Кто б там стал трезвонить зря?
Не видать дьячка на паперти
И на вышке звонаря.
Знать служение воскресное
Не у нас в земном краю:
То звонят чины небесные
По душе моей в раю." Цитата сообщения Владимир_ГринчувПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Ямщики и их тайное общество - Братство колокола

Так, признавались средневековые русские паломники, «Христос воскресе!», сказанное в Кашине, звучит иначе этого же приветствия (из тех же уст) в Костроме…
В 70-ые годы XV века , после того, как Иван III подчинил Московии Великий Новгород, более трети новгородцев отправились в добровольное изгнание. Кто-то двинул на север, в Поморские земли, «к чуди», кто-то отправился к «литвинам», но большинство мигрантов бесследно растворилось в «неизвестности», повторив историю еврейских потерянных колен. Но об этом немного позднее.

Оставшиеся горожане сетовали, что с приходом «московских» и исходом «своих» воздух, «дух Новгородский», изменился. Да так, что звон местных колоколен стал глуше, несмотря на все усердия звонарей. Поменялся резонанс Великого Новгорода. По преданию, главной причиной тому местные называли вывоз москвичами Вечевого Новгородского колокола, который Иван III велел отправить в Москву.

Вечевой колокол - символ вольного Новгорода. Созывал народ на вече. Звон производился с земли, т.е. на европейский манер: раскачивая колокол, а не его язык. В декабре 1478г. Иван III с войском осадил город, желая присоединить к Москве обширные новгородские земли. Новгородские послы, убоявшись за свои вотчины, "били челом" государю, и 29 января 1479г. Иван III вошел в Новгород. Вечевой колокол повелел снять и отправить в Москву "звонити".

Карамзин в "Истории государства Российского" писал, что этот колокол повесили на колокольне Успенского собора в Кремле, а историк М.Полянский утверждал, что он два столетия служил всполошным колоколом у Спасских ворот Кремля, пока не разбился в 1713г. при пожаре. Существуют и другие версии.
У «вечника», созывавшего в Ярославовом дворище в течение веков горожан на народные собрания, очень загадочная судьба. Согласно одним летописям, московский монарх вывез его в Москву, где позднее его перелили в другой колокол, который поместили на колокольне Успенского собора. По другой версии, переплавленный «вечник» повесили на стене у Спасских ворот, в особой небольшой башенке, где он служил для набата. Но однажды, спустя два века, он перепугал своим звоном царя Феодора Алексеевича и в наказание был сослан в Николо-Корельский монастырь, под Архангельск.

Но есть еще одна легенда. Согласно ей, «вечник», отправленный «в плен московский на позорище», достигнув границы Новгородских земель, «выбрал горочку покруче, покатился под нее и, ударившись о камни, убился насмерть, крикнув умирая: «Воля!». А кому-то послышалось, что он «Валда» кричал. Валдою (Валдаем) и стали звать те горочки, о которые убилась последняя русская вольность. Ударились осколки вечника о землю и превратились в маленькие колокольчики. Ямщики, случившиеся на дороге, быстро расхватали их, и весть о вольности разнесли по всему миру».

По преданию же, ямщики эти были тем самым «потерянным коленом», которое шло по пятам «московских воров». Эти добровольные изгнанники, обретя осколки «вечника», образовали своего рода тайный круг, «Братство колокола».
"…Но с каждым днем времена меняются.

Купола растеряли золото.
Звонари по миру слоняются.
Колокола сбиты и расколоты.
Что ж теперь ходим вкруг - да около
Но своем поле - как подпольщики?
Если нам не отлили колокол,
Значит здесь - время колокольчиков…
Загремим, засвистим, защелкаем!
Проберет до костей, до кончиков.
Эй! братва! Чуете печенками
Грозный смех русских колокольчиков?…"
Северорусские сказители говорили, что «ямщики» дали клятву, что настанет время, когда их потомки вернутся на утраченную родину с частичками «вечевого пленника», валдайскими бубенцами, соберут их в единое целое и отольют «новый старый вечник». И воздух в Господине Великом Новгороде станет прежним…
"Видно вправду скоро сбудется

То, чего душа ждала:
Мне весь день сегодня чудится,
Что звонят колокола.
Только двери в храме заперты.
Кто б там стал трезвонить зря?
Не видать дьячка на паперти
И на вышке звонаря.
Знать служение воскресное
Не у нас в земном краю:
То звонят чины небесные
По душе моей в раю." Цитата сообщения Владимир_ГринчувПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Ямщики и их тайное общество - Братство колокола
Свежие комментарии