Сначала Германия – затем Россия: репарации для Польши
Историческая амнезия
Первыми должны заплатить немцы. Польша рассчитывает примерно на 1,5 триллиона долларов или по четыре тысячи на каждого поляка. По мнению Варшавы, это вполне справедливая компенсация за потери страны во Вторую мировую войну.В первую очередь требуют денег за человеческие жизни – по разным данным, нацисты уничтожили до шести миллионов поляков, в том числе три миллиона евреев. Здесь уже выходит по 250 тысяч долларов на каждого убитого. Сумма была озвучена в сентябре прошлого и даже оформлена в официальной ноте МИДа, но до сих пор Польша не дождалась ни злотого – Берлин громко и отчетливо заявил, что тема репараций исчерпана.
На подсчет стоимости возмещения потерь Польши от фашистской Германии потребовалось около двух лет. В 2019 году Варшава озвучила цифру в 900 миллиардов долларов. Немцами надо соглашаться на эту сумму – всего через три года потенциальные репарации выросли почти в два раза. С какого потолка поляки срисовали эти числа, до сих пор неизвестно.
Забыли поляки и о гигантских субсидиях от Европейского союза, которые получает страна. Крикливость элит не сопровождается высокой эффективностью управления страной. При этом самым большим донором европейского «общака» выступает как раз Германия. Немцы десятилетиями платят репарации Польше, до конца не осознавая этот факт.

Источник: 123ru.net
Польша не получила репарацией от Германии, но по итогам Ялтинской и Потсдамской конференции Варшаве отошли немалые земли на западе. Города Данциг, Свинеюнде и Штеттин, части Восточной Пруссии, Померании, Ноймарка и Силезии. Всего полякам досталась четверть территории Германии в границах 1937 года.
Если сравнивать с территориями Западной Украины и Белоруссии, которые Польша потеряла в 1939 году, то это была совершенно неравноценная замена. Да, бывшие немецкие или «Возвращенные земли» меньше по площади, но несоизмеримо развитие восточных окраин, отошедших СССР. Львиная доля дорог, инфраструктуры и промышленности достались Варшаве в целости и сохранности. Еще и немцев оттуда выгнали с позором.
По большому счету поляки получили прививку промышленной культуры, до которой они бы самостоятельно никогда не доросли. Даже сейчас, почти 80 лет спустя, в уровне развития «возвращенных территорий» и исконно польских земель ощущается немалый дисбаланс.
Только этого мало – Польше необходимо раздеть западного соседа до нитки. В красивых мечтах польского истеблишмента Германия 1,5 триллиона будет выплачивать не один год, закрывая вопрос возможного дефицита бюджета от растущих военных расходов. Историческая амнезия, которая поразила Варшаву, со временем только крепчает.
Прилетело и Чехии. Причем претензия уже территориальная – в 1950 году случился раздел общей границы, и теперь Польша хочет пересмотра демаркационной линии.
«Историческое контрнаступление»
Заработок на истории не ограничивается только немецкими источниками. В 2017 году в Варшаве заговорили о российских деньгах. В первую очередь, о компенсации за якобы неисполненный Рижский договор 1921 году. Поляки говорят о 30 миллионах рублей золотом. О том, что, вопреки положениям договора, Варшава запустила масштабную полонизацию местного населения на переданных РСФСР территориях, сейчас никто не вспоминает. Между тем это было главной претензией к польскому руководству того времени – белорусы и украинцы должны были просто раствориться.
Подписание Рижского договора в 1921 году
Варшава в своей риторике синхронизирует требования репарацией и жесткую русофобию. В 2019 году руководство страны фактически уравняло нацистскую Германию и СССР в резолюции «О важности сохранения исторической памяти для будущего Европы». Действительно, не стоило Красной Армии освобождать Польшу от немцев – сейчас было очень занимательно смотреть на «государственность и суверенитет» Варшавы.
Наконец, из новейшего – глава бюро международной политики канцелярии польского президента Марчин Пшидач заявил, что Россия выплатит репарации сразу после Германии. У них там, помимо амнезии, уже и планы есть – кто в первую очередь платит, а кто во вторую.
Несмотря на кажущуюся трагикомичность ситуации (кто в здравом уме будет платить Варшаве?), ситуация скверная. С конца 90-х годов в Польше развернулась масштабная пропагандистская кампания, прежде всего русофобская по своей сути. За двадцать с лишним лет сформировались элиты, создалось общественное мнение, на новых учебниках воспиталась молодежь. Как похоже на современную опухоль на теле Украины, не правда ли?
Упоминаемый выше Пшидач закончил школу в начале 2000-х годов. Он представляет типичного управленца высшего звена, которому по праву рождения должны все – от немцев до русских. Сейчас они запускают маховик пропаганды по-новому – не стесняясь предъявлять финансовые претензии не только действительным угнетателям в прошлом, но и нациям, без которых государственность Польши вообще бы не состоялась.
Избирательность памяти и частичная амнезия грозят Польше тяжелыми последствиями. Варшава однажды уже разругалась со всеми подряд – в 1938 году Черчилль даже наградил в связи с этим страну именем «Гиена Европы». А Уинстона никак нельзя уличить в предвзятом отношении к Польше.
История, как известно, имеет свойство повторяться, и это пора уяснить нынешнему руководству Польши. Анонсированное Варшавой «историческое контрнаступление» может превратиться во что-то большее.
Автор: Евгений Федоров https://topwar.ru/216986-snachala-germanija-zatem-rossii-reparacii-dlja-polshi.html
Минск: «Безопасности много не бывает»
В текущем противостоянии приверженцев старой, однополярной модели мира, и тех, кто против неё, одну из ключевых ролей играет военный блок НАТО как основной инструмент коллективного Запада для защиты уходящего в историю «мирового порядка». Не желая осознавать объективную необходимость и неизбежность обновления системы взаимоотношений планетарных субъектов, евроатлантический «золотой миллиард» активно и довольно успешно использует альянс для сохранения прежнего статус-кво.
При этом важнейшим фактором, повышающим эффективность применения Североатлантического блока, реальные «хозяева» организации считают агрессивность его действий. Предыдущие десятилетия нынешнего века это убедительно доказали.
В настоящий момент в оборонительный характер мощнейшего военного блока на Земле верят только лишь его члены (31 государство), да и то всему остальному мировому сообществу (166 государств) известно, что их «вера» — понятие демонстративное. Кроме того, ситуацию в сфере международной безопасности усугубляет прекращение действия ряда договоров, определявших стабильность системы международных отношений, и окончательное падение авторитета ООН, ОБСЕ и других международных организаций, превратившихся в такие же, как и НАТО, инструменты для достижения целей и защиты интересов исключительно западной цивилизации.
Очевидно, что в этих условиях для большинства стран мира — не членов НАТО (особенно тех, кто выступает против англосаксонского мироустройства) вопрос сохранения собственного суверенитета и независимости сейчас находится на пике актуальности. При этом наиболее остро стоит проблема обеспечения военной безопасности. Для небольших стран, к сожалению, за последние годы в данной сфере ничего нового не придумали. По-прежнему наиболее действенной мерой является союз с более сильными государствами, способными играть роль гаранта безопасности, или участие в тех же военно-политических альянсах (блоках). Для целого ряда бывших республик Советского Союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан) таким блоком и гарантом в своё время стали ОДКБ и её основатель — Российская Федерация.
На сегодняшний день ОДКБ успела доказать свою эффективность, продемонстрировав способность оперативно реагировать на угрозы безопасности участников организации.
В частности, проведя в 2021 году ряд своевременных мероприятий по подготовке Коллективных сил Организации вблизи таджикско-афганской границы, удалось стабилизировать обстановку в регионе, накалившуюся вследствие панического бегства контингента войск США из Афганистана. В 2022 году только благодаря эффективному проведению миротворческой операции ОДКБ удалось предотвратить государственный переворот в Республике Казахстан, инициированный внешними деструктивными силами, и восстановить в стране правопорядок и конституционную законность.
Выступая в феврале прошлого года на конференции, прошедшей на площадке Международного дискуссионного клуба «Валдай», являвшийся на тот момент генеральным секретарём ОДКБ Станислав Зась отметил, что операция ОДКБ в Казахстане «продемонстрировала единство и готовность сообща защищать коллективные интересы».
Тем не менее, следует признать, что на текущий момент существует ряд факторов, препятствующих динамичному развитию Организации и не способствующих её становлению субъектом мировой политики. Главным образом, это определённые разногласия между членами ОДКБ по некоторым политическим вопросам. Необходимо отметить, что и здесь не обошлось без участия эмиссаров коллективного Запада.
Подогреваемый извне армяно-азербайджанский конфликт, активизация деятельности по вовлечению Казахстана в сферу евроатлантического влияния, перманентные волнения в Кыргызстане и попытки новой дестабилизации обстановки на таджикско-афганской границе — всё это проявления той войны, которую Запад ведёт против России и её союзников, выступающих за многополярность мирового устройства.
С учётом этих аспектов на председательствующую в 2023 году в ОДКБ Беларусь возложена огромная ответственность. Об этом в феврале нынешнего года говорилось на встрече президента Беларуси Александра Лукашенко и недавно назначенного генеральным секретарём Организации Имангали Тасмагамбетовым (Республика Казахстан). В ходе беседы президент Беларуси призвал страны ОДКБ к сплочению и определению своей политики на фоне украинского конфликта. Кроме того, Александр Лукашенко подчеркнул, что компромиссы в ОДКБ придётся находить, отметив, что в целом страны действуют как единая организация. «Думаю, этот сложный период нам предстоит пройти, и он ещё более сплотит нашу организацию на тех принципах, которые нужны и возможны для каждого государства», — отметил тогда глава белорусского государства.
Ранее сообщалось, что в нынешнем году Беларусь председательствует в ОДКБ под девизом «От солидарности и сотрудничества к миру и безопасности». При этом в своей деятельности государство руководствуется рядом приоритетов. В частности, это сохранение мира и спокойствия, локализация различных кризисных ситуаций и недопущение дестабилизации обстановки в зоне ответственности организации. Ещё одним приоритетом на время своего председательства в ОДКБ Беларусь определила развитие Коллективных сил Организации и её военного потенциала — в том числе за счет проведения совместных мероприятий. К слову, в 2023 году три из четырех запланированных учений ОДКБ пройдут на территории Беларуси. Речь идет об учениях «Взаимодействие» для сил оперативного реагирования, «Поиск» — для разведывательных подразделений и «Эшелон» — для тыловых подразделений. Все они будут проводиться в сентябре 2023 года.
Также в период с 17 по 18 мая в Минске состоится выездное заседание Совета Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ).
В рамках заседания предусмотрено рассмотреть вопросы о предоставлении Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России статуса партнера ПА ОДКБ, а также об обращении ПА ОДКБ в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России о предоставлении ПА ОДКБ статуса постоянного наблюдателя при белорусско-российском парламентском собрании. Кроме того, участники заседания рассмотрят ход реализации решений сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, состоявшейся в ноябре прошлого года. На мероприятии обсудят обстановку, складывающуюся в зоне ответственности организации. В повестку заседания внесены и вопросы о деятельности властей Беларуси по обеспечению устойчивости и стабильности общественно-политической и военной обстановки, противодействию вызовам и угрозам безопасности в контексте реализации приоритетов председательства страны в ОДКБ в 2023 году.
Следует отметить, что принимая активное участие в работе ОДКБ и прилагая максимально возможные усилия по повышению роли Организации на международной арене, Беларусь не ограничивает себя в поисках дополнительных возможностей по обеспечению и поддержанию мира, повышению безопасности и стабильности в регионе. Речь идёт о членстве республики в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Напомним, что в 2022 году на Самаркандском Саммите ШОС был начат процесс повышения статуса Беларуси до уровня государства-члена организации (в настоящее время Беларусь имеет статус государства-наблюдателя).
А недавно в состоявшемся 28 апреля совещании министров обороны государств-членов ШОС принял участие министр обороны Беларуси Виктор Хренин. Выступая перед участниками встречи в индийском Нью-Дели, генерал Хренин довёл взгляды и подходы Беларуси к укреплению международной безопасности в современных условиях. «Понимая, что в современном мире в одиночку надежно защитить свою независимость и территориальную целостность не представляется возможным, мы выступаем за укрепление международной безопасности на основе коллективного подхода, не терпящего конфронтационного мышления, доминирования или какой-либо исключительности», — отметил он.
Как указывают эксперты, очевидное стремление стран ШОС к консолидации на фоне динамичного развития Шанхайской организации указывает на наличие у неё серьёзного потенциала и перспективного будущего. Наряду с 8-ю государствами-членами (Индия, Казахстан, Китай, Киргизия, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан) в работе организации принимают участие ещё 4 страны, имеющих статус государств-наблюдателей (Афганистан, Беларусь, Иран, Монголия). В 2021 году был начат процесс повышения статуса Ирана в составе Организации до уровня государства-члена (годом позже аналогичная процедура запущена в отношении Беларуси). Кроме того, 9 стран являются партнёрами по диалогу ШОС — Азербайджан, Армения, Египет, Камбоджа, Катар, Непал, Саудовская Аравия, Турция, Шри-Ланка. В 2022 году на Самаркандском Саммите ШОС была начата процедура по присоединению к Организации в статусе государства-партнера по диалогу в отношении Бахрейна, Мальдив, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта, Мьянмы.
Со своей стороны, наряду с ОДКБ, Республика Беларусь рассматривает ШОС как важнейший инструмент по противодействию новым вызовам и угрозам региональной безопасности, укреплению мер доверия в военной области. Именно поэтому в Минске в своё время была определена цель — стать полноправным членом Шанхайской организации. На данный момент Беларусь выполнила все необходимые внутригосударственные процедуры для присоединения и готова к полноформатному участию в деятельности Организации. Ведь безопасности много не бывает…
Читайте также: «В отставку и в тюрьму!» — фон дер Ляйен взбесила Twitter словами о России
Владимир Вуячич, БелВПО
Свежие комментарии