На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Антисемитизм без границ (История) (5 статей)

Пан, пани, паненка и убитые ими евреи
На фото: дом, где был совершен погром. Фото: Википедия, Grzegorz Pietrzak
Размышления о еврейском погроме 1946 года в Kельце
Ежи ДАБРОВСКИ
Четвертого июля 1946 года произошло одно из самых страшных событий нашего времени — погром в Кельце. Погром последовал примерно через год после Холокоста, жертвами которого были миллионы евреев.
Немногие из оставшихся в живых пали жертвами кровавой резни.
Кельце — административный центр воеводства, город средней величины в центральной Польше. Несколько сотен евреев, избежавших уничтожения, жили в 1946 году в этом городе, большинство из них на улице Планты в доме № 7, принадлежащем еврейской общине.
Несколько часов по городу распространялся слух, что пропавший девятилетний польский мальчик стал жертвой ритуального убийства, совершенного евреями из дома на улице Планты. Вскоре перед этим домом собралась толпа жителей Кельце. То, что пропавший мальчик уже вернулся домой, в этот момент никого не интересовало. Жаждавшая крови толпа ворвалась в дом. Евреев, мужчин и женщин, стариков и детей, выбрасывали из окон. Лежавших с повреждениями на улице добивали железными прутьями, дубинами, молотками. К концу дня улица перед домом была покрыта кровавым человеческим месивом. Зверски были убиты 42 человека.
Ицхак Цукерман — "Антек", один из руководителей восстания в варшавском гетто, после войны оставался в Польше. Когда до него дошла весть о погроме, он поспешил в Кельце. Там он увидел ужасающую картину. Изуродованные трупы, убитые беременные женщины с распоротыми животами. Об этом он позднее напишет в своей автобиографии. Среди живших в Польше евреев воцарился страх. Многие из них в течение ближайших месяцев покинули страну.
Еще до драмы в Кельце пассажиров-евреев выбрасывали из вагонов на ходу поезда. После погрома такие убийства участились. Юлиан Тувим, известный польский поэт, в июле 1946 года писал своему другу Й.Штаудингеру: "…я хотел поехать поездом в Лодзь. В связи с известными тебе событиями для меня безопаснее отложить поездку на более благоприятное время…"
После погрома среди потрясенных людей циркулировали самые разные догадки о том, какие политические круги инспирировали это преступление. Станислав Радкевич, министр безопасности Польши, во время встречи с представителями Центрального комитета польских евреев, требовавшими от правительства энергичных шагов, сказал:
"Вы, может быть, хотите, чтобы я сослал в Сибирь 18 миллионов поляков?"
Глава польской католической церкви кардинал Хлонд в привлекшем большое внимание заявлении о погроме выразил мнение, что вина за ухудшение взаимоотношений между евреями и поляками "в значительной степени должна быть возложена на евреев, занимающих сегодня в Польше руководящие посты, пытающихся ввести структуры и порядки, отвергаемые большинством польского народа".
Общественное мнение Польши десятилетиями замалчивало эту трагедию. И только в 1996 году министр иностранных дел Дариуш Росати в письме Всемирному Еврейскому конгрессу в 50-ю годовщину погрома заявил:
"Мы будем оплакивать жертвы погрома в Кельце. Этот акт польского антисемитизма следует рассматривать как нашу общую трагедию. Нам стыдно, что Польша совершила такое преступление. Мы просим у вас прощения".
Впервые подобные слова произнес польский политик. За кого он просил прощения?
Он просил прощения за шлифовальщика Марека с металлургического завода, который с сотнями других рабочих штурмовал дом на Планте, чтобы убивать евреев.
Он просил прощения за пани Чезию, которая, возвращаясь с базара, подняла палку, чтобы размозжить лицо выброшенной из окна второго этажа еврейской девушке, еще подающей признаки жизни.
Он просил прощения за сапожника Юрека, который, прибив молотком подошвы бывших у него в починке ботинок, поспешно закрыл мастерскую и разбивал этим молотком головы жертв.
Он просил прощения за паненку Асю и ее жениха Хенрика, бросавших камни в выволакиваемых из дома людей.
Он просил прощения за зеленщика Януша, покинувшего свою лавку, прихватив железный прут, и вернувшегося туда через три часа, облитым кровью жертв.
Он просил прощения за миллионы поляков, которые равнодушно молчали.
Конечно, это преступление, если сравнить его с тем, что творили немцы с евреями, только строчка в истории этого столетия, и все же… Просто невозможно было себе представить, чтобы через год после величайшей трагедии еврейского народа в центре одного из городов так зверски убивали людей.
Но разве не многое, что случилось в этом столетии, казалось невозможным — и все-таки произошло?
"Лехаим"

http://www.isrageo.com/2018/10/09/bekniga/

Михаил ЛОБОВИКОВ. Черный дух Белой Книги.
Лорд Пассфилд. Фото: Википедия.
Когда Эрец Исраэль была просто страной мечты поколений и спасительным маяком для еврейства Европы.
Вы будете смеяться, но когда-то целью сионизма было создание еврейского государства, здесь, в Эрец Исраэль! И эти первые отсталые сионисты – теперь вы будете смеяться совсем громко – из чувства национального достоинства отстаивали до конца это право на государство. И у окружающих арабов, его в принципе не признающих, и у мировых держав, сразу раскаявшихся в том, что вначале согласились на эту идею.
Ровно 88 лет назад, в октябре 1930 г., Британия опубликовала Вторую Белую Книгу по Палестине («Белую Книгу Пасфильда» (по имени британского министра колоний)). Здесь была сформулирована политика империи на территории мандата в Эрец Исраэль после арабских погромов 1929 г. (когда, среди прочего, было вырезано еврейское население Хеврона и после сотен лет жизни в нем евреи были изгнаны из первой иудейской столицы).
"Белая Книга Пасфильда" фактически отменила Декларацию Бальфура о создании еврейского национального дома в Эрец Исраэль, заявив, что Британия признает такое же право за арабами. Кроме того, Книга объявила, что поскольку: а). уже не осталось земель для покупки сионистами, и б). в стране выросла безработица (учитывая мировой кризис конца 20-х) – то необходимо сокращение еврейской алии. И ее количество будет определяться рынком труда в Палестине, при условии, что не будет страдать трудоустройство арабов (!). Про ограничение въезда в страну арабов – шедшего бурным потоком – не говорилось ни слова.
Белая Книга стала шоком для сионистского движения. Фактически, это была аннуляция прежних обещаний Британии, скреплённых Версальским договором, конференцией в Сан-Ремо и самим мандатом Лиги Наций!
Реакция была резкой. Хаим Вейцман ушел в отставку с поста главы Сионистской Организации, Герберт Самуэль – первый верховный комиссар Британии в Эрец Исраэль — подверг Книгу резкой критике, а Сионистская Организация подала жалобы в Лигу Наций на нарушение условий мандата. И что смешно – вы реально будете хохотать – но Лига Наций приняла этот протест, и осудила Британию за эти нарушения!
Результатом стало письмо премьера Британии Макдональда Вейцману, где он подтвердил все ранее взятые в Декларации Бальфура обязательства, и формально пошел на попятный. Но фактически многие ограничения остались в силе, включая запреты на расширение алии. И тогда уже пришла очередь Зеэва Жаботинского, поднимавшего основанное в 1925 г. Ревизионистское Движение, подвергнуть Белую Книгу и ее результаты резкой критике. В знаменитой статье «Об авнтюризме» (1932) он написал:
«Серьезный расчет часто имеет меньше шансов на успех, чем авантюризм. Пример тому мы видим в истории сионизма в последние годы: он был продуманным, избегал риска, всего, что связано с авантюрой, но что вышло из этого? — "Белая Книга" Пасфильда. С другой стороны, мы помним времена, когда серьезные люди называли Герцля авантюристом, а до Герцля награждали этой кличкой других выдающихся людей — Гарибальди, Вашингтона, Колумба. Несомненно, еврей, который грозил донести на Моше из-за убийства надсмотрщика в Египте, тоже говорил ему: «Ты авантюрист». Не просто определить границы, где начинается приключение и кончаются осторожные расчеты. Один мыслитель сказал: «Всякое начало выглядит как авантюра до того, как оно превращается в успех».
Именно тогда Жаботинский и его организации – "Цохар", "Бейтар", и другие – создают проект «а-Апала», нелегальной алии евреев в Эрец Исраэль. Тогда наша страна еще не была раем для инвесторов в недвижимость и площадкой для гей-парадов. А была просто страной мечты поколений и спасительным маяком для еврейства Европы, после погромов Первой мировой войны и в ожидании продолжения в следующей… И Жаботинский в ответ на Белую Книгу организует переброску олим сначала через Ливан (с помощью жителей черкесских деревень на севере страны – именно тогда и были заложены основы дружбы двух народов), а с 1932 г. через море.
Это проект алии ревизионистов так и назывался – «Аф Аль Пи Хен» («Несмотря ни на что!»). Жаботинский знал, что его назовут в лучшем случае авантюристом. Но он спас тогда десятки тысяч еврейских жизней, дав им прорваться через все заслоны мандата в нашу страну. А «авантюристы» ЭЦЕЛя сломили через 15 лет британский мандат и приблизили нашу независимость.
Если мы будем смеяться, решив что сегодня эпоха сионистского «авантюризма» закончилась, мы ошибемся. Нас так же хотят лишить наших прав, как и тогда — и наша сила именно в том, чтоб они помнили про эту нашу способность пойти ради успеха до конца. И всегда.

http://www.isrageo.com/2018/10/11/panipanenka/

Тысячи доказательств: Аргентина поддерживала нацистов. Пролит свет на влияние нацистской Германии на правительство Аргентины незадолго до начала и во время Второй мировой войны.
Йоссеф Йак.

Флаг Аргентины. ИллюстрацияФлаг Аргентины. ИллюстрацияiStock.
Как сообщает Jewish Telegraphic Agency, выдержки из десятков тысяч документов проливают свет на влияние, оказанное гитлеровцами на Аргентину незадолго до начала и во время Второй мировой войны, а также – позднее, когда эта страна принимала скрывавшихся от возмездия нацистских военных преступников.
Ожидается, что в документах будет разоблачена помощь, которую Аргентина, остававшись «нейтральной» на протяжении большей части Второй мировой войны, оказывала нацистским военным преступникам. Ни для кого уже не секрет, что эта страна стала послевоенным убежищем для многих высокопоставленных нацистов, включая Адольфа Эйхмана, непосредственно ответственного за «окончательное решение еврейского вопроса».
В частности, в документальном фильме, вышедшем на экраны на прошлой неделе, члены Ассоциации аргентинских еврейских общин (DAIA) представили несколько фотографий, - в том числе тот, которые запечатлели 15000 человек, собравшихся в Буэнос-Айресе в Луна-парке для митинга, поддерживающего Гитлера (10 апреля 1938 года).
То же видео включает фотокопию резолюции Министерства иностранных дел Аргентины, запрещающей въезд «нежелательным иммигрантам» (прежде всего, разумеется, евреев), которые хотели убежать от нацистских преследований в Европе.

В 1992 году министерство иностранных дел Аргентины рассекретило 139544 документов, в основном датированных 1939 - 1950 годами, по большей части – письма, телеграммы, газетные статьи, заметки и отчеты, примерно на 5 терабайт информации, в настоящее время находящихся в руках исследователей Центра общественных исследований DAIA, действующего в сотрудничестве с чиновниками аргентинского МИД.
«В ходе исследования этих документов будут разоблачены некоторые мифы о нацистах в Аргентине, которые мы заменим фактами и истиной. Мы представим отчеты об основных выводах текущей работы с историческими архивами», - сказала корреспонденту JTA директор исследовательского органа DAIA, Мариса Брайлан.

«Самой важных демонстраций в пользу Гитлера за пределами Германии» назвала Брайлан фотографию нацистской сборной в Буэнос-Айресе. Так, по её словам, 13 декабря 1939 года немецкий крейсер «Адмирал Граф Спе» прибыл в порт Монтевидео, в Уругвае, находящимся недалеко от порта Буэнос-Айреса. Корабль был затоплен, и «весь экипаж» перебрался в Аргентину.
Присутствие нацистских военных преступников в Аргентине – давняя тема расследований, проводимых как местной федеральной полицией, так и иностранными (в том числе, израильскими) организациями – и она все еще не исчерпана до конца.

https://www.7kanal.co.il/News/News.aspx/204981

Как готовилась Хрустальная ночь
Депортация польских евреев в октябре 1938 г. Фото: Wikipedia / Bundesarchive.
Пять лет еврейских мучений в Германии вылились в хорошо организованный погром, затмивший все, что случилось до него.
Семен КИПЕРМАН.
Приближается трагическая дата 80-летия "Хрустальной ночи" в Германии (9-10 ноября 1938 г.), о которой многие знают или хотя бы что-то слышали. Связана эта дата с первой массовой акцией физического насилия властей Третьего рейха по отношению к евреям. Но немногие знают, с чего все начиналось. Поэтому хочется рассказать о подлинных обстоятельствах, которые свидетельствуют о том, что это был не спонтанный, а заведомо подготовленный акт нацистских главарей против евреев.
Опираясь на различные источники: статьи разных авторов, архивные документы и свидетельства очевидцев той трагической ночи, нами предпринята попытка воссоздать в памяти картину происходивших событий.
* * *
С приходом Гитлера к власти 30 января 1933 г. евреи стали объектом антисемитской травли.
Примечательно, что уже 1 февраля генерал Эрих Людендорф, имевший репутацию откровенного реакционера, быстро оценил ситуацию и написал письмо президенту Паулю фон Гинденбургу, в котором высказал свое видение будущих событий:
"Назначив Гитлера рейхсканцлером, Вы выдали наше немецкое отечество одному из наибольших демагогов всех времен. Я торжественно предсказываю, что этот человек столкнет наше государство в пропасть, ввергнет нашу нацию в неописуемое несчастье. Грядущие поколения проклянут Вас за то, что Вы сделали".
Сразу после выборов в рейхстаг 5 марта 1933 г. по Германии прокатилась волна еврейских погромов. Гитлер старался выдать эти бесчинства за спонтанные проявления "народного гнева". Его совершенно не устраивала подобная инициатива снизу, так как это сказывалось на его престиже за рубежом: пошатнулось доверие промышленников и финансистов к новому рейхсканцлеру. Не имел успеха также призыв к погромщикам остановиться. Тогда нацистский вождь принял решение провести 1-3 апреля организованный бойкот еврейских магазинов под лозунгом "не покупайте у евреев" и издать несколько антисемитских законов. Руководителем этой антисемитской акции Гитлер назначил своего интимного друга политика-юдофоба Юлиуса Штрейхера.
Первый день бойкота ознаменовался речью Штрейхера, утверждавшего, будто евреи — "нация кровопийц и вымогателей и их разоблачение во имя человечества пало на долю немецкого народа".
Нацистская пропаганда утверждала, что эта антисемитская акция увенчалась полным успехом и явилась выражением патриотических чувств народа.
7 апреля в Германии появились первые антисемитские законы. Гитлер торопился с их изданием потому, что вся идеология созданного им движения требовала, чтобы он приступил к выполнению (хотя бы частично) тех обещаний, которые раздавал разным слоям населения до прихода к власти. И для их выполнения козлом отпущения явились евреи.
В условиях переживаемого в стране экономического кризиса необходимо было бросить подачки мелкому лавочнику, а также пристроить тысячи партийных представителей либеральных профессий. Были изданы специальные законы, содержавшие в себе так называемый "арийский параграф", согласно которому евреи удалялись из государственного аппарата и органов юстиции, из лечебных учреждений и учебных заведений. Чтобы привлечь на сторону новой власти чиновничество, для него нужно было высвободить сотни тысяч рабочих мест.
С момента опубликования закона от 7 апреля 1933 г. "арийский параграф" сделался основным фактором жизни еврейства в национал-социалистической Германии. Статус "неарийца" был присвоен всем евреям. Последующие затем многочисленные разъяснения и действия нацистов радикальным образом изменили положение еврейства, игравшего до 1933 г. значительную роль в разных областях общественно-культурной, духовной и экономической жизни Германии.
* * *
Отметим хронологию основных антиеврейских акций, проведенных властями нацистов Германии на пути к "Хрустальной ночи".
1-3 апреля — организованный бойкот еврейских магазинов и принятие декрета, определявшего статус "неарийца" для всех евреев.
7 апреля в Германии появились первые антисемитские законы.
10 мая 1933 г. по указанию Геббельса в Берлине и других городах было организовано публичное сожжение книг еврейских авторов и писателей, выступавших против идеологии НСДАП.
Геббельс выступает в берлинском Люстгартене, 25 августа 1934 года. Этот жест он использовал для выражения угрозы или предостережения. Фото: Wikipedia / BundesarchiveЕврейскую газету "Юдише рундшау" вынудили поместить статью под заглавием "Носить жёлтую звезду с гордостью".
10 июля 1933 г. было провозглашено, что единственной разрешенной партией в стране остается Национал-социалистическая рабочая партия Германии.
Были приняты законы об обязательной стерилизации цыган, инвалидов и цветных жителей Германии.
В сентябре 1933 г. евреям было запрещено участвовать в культурной жизни.
3 июля 1934 г. были приняты законы, запрещавшие браки между евреями и представителями "иной расы", а также неполноценными гражданами "немецкой крови".
2 августа 1934 г. скончался президент Германии Пауль фон Гинденбург.
3 августа 1934 г. Гитлер провозгласил себя фюрером Третьего рейха.
21 мая 1935 г. евреям запретили служить в армии.
Указом от 25 июля еврейское население лишалось врачебной, а в октябре — юридической помощи специалистов "неарийского" происхождения.
1-16 августа 1936 г. в нацистской Германии были проведены Олимпийские игры.
Несмотря на протесты международных еврейских организаций, МОК не мог отменить проведение Олимпиады в Берлине, которую нацисты использовали для своих пропагандистских целей. Поскольку ожидался наплыв иностранных гостей, Гитлер решил превратить Олимпийские игры в грандиозный политический спектакль. На время были сняты антисемитские лозунги и плакаты. Как только прошёл олимпийский угар, все вернулось на круги своя.
В сентябре 1937 г. в Нюрнберге прошел съезд нацистской партии. Выступивший на нем Йозеф Геббельс заявил:
"Мы будем бесстрашно указывать на еврея… Смотрите, вот враг планеты, разрушитель цивилизаций, паразит среди народов, сын Хаоса, воплощение зла, демон, который несет человечеству вырождение".
В ответ на это выступление по всей Германии прокатывается волна антисемитской пропаганды.
13 марта 1938 г. — "аншлюс" Австрии. Нацистский Третий рейх аннексировал соседнюю страну.
5 октября произошла погромная акция нацистских боевиков в Вене.
1938 г. нацистами принято постановление о поголовной регистрации еврейской собственности.
6-15 июля 1938 г. во французском городе Эвиане представители тридцати двух стран обсуждали на конференции проблемы еврейских беженцев. Конференция завершилась безрезультатно.
20 июля 1938 г. евреям было запрещено участвовать в биржевых операциях.
28 июля 1938 г. по указанию Гитлера из Германии были высланы около семнадцати тысяч евреев польского происхождения.
Приведенная хронология событий показывает, что Гитлер намеренно вытеснял евреев из всех сфер культурной и духовной жизни страны, потакая все возрастающему аппетиту немецкого общества. Для обеспечения поддержки всех слоев немецкого населения, это вытеснение становится все более жестким. Как заявил в те дни Герман Геринг:
"…еврейский вопрос должен быть поставлен с максимальной широтой".
Если гитлеровский режим в первые годы своего владычества ограничивался принуждением евреев к продаже своих предприятий, разумеется, с соответствующими потерями, то по мере приближения к 1938 г. возросло число случаев голой экспроприации. В результате жесткого давления на евреев-владельцев фабрик и торговых предприятий, тысячи еврейских торгово-промышленных заведений перешли в руки арийцев. Летом 1938 г. было предписано всем частным банкам, в которых евреи играли ту или иную заметную роль, ликвидировать свою деятельность к концу года. Эта тенденция усилилась с назначением Геринга экономическим диктатором, проведением его "четырехлетки". "Ариизация" еврейских предприятий проводилась с поспешностью, особенно в металлургической промышленности и других отраслях тяжелой индустрии. Она охватила и еврейское домовладение. Всем государственным чиновникам и служащим публично-правовых учреждений, имевших свои квартиры в домах, принадлежавших евреям, было предписано переехать на новые квартиры. Эта мера вынуждала домовладельцев-евреев ликвидировать свои дома.
Пятилетний период антисемитской политики третьего рейха закончился декретом Геринга, опубликованным 26 апреля 1938 г. об обязательной заявке евреями имущества. Всем евреям было приказано представить властям сведения о своем имуществе, стоимость которого превышала пять тысяч марок. За нарушение декрета были установлены суровые наказания — до 10 лет каторжных работ.
В целом с января 1933 г. по ноябрь 1938 г. в Германии было принято 49 дискриминационных законов против евреев.
* * *
Трагедия германского еврейства была не только в его материальном ограблении и лишении малейших шансов на экономическое существование, но и в исключительном моральном унижении и гнете. Евреи были объявлены общественным врагом №1. Они были лишены гражданских прав рейха и права помощи и услуг большинства общественных учреждений. Германское руководство исключило еврейских детей из немецких школ. Они были исключены из союзов независимо от характера (спортивные, шахматные, технические и пр.). Запрещено было пользоваться городскими купальнями, приезжать на многие курорты, морские купания, климатические станции. За курортами последовали отели в разных городах, владельцы которых вывешивали плакаты: "евреи нежелательны". Во многих местах было запрещено сдавать евреям квартиры, пользоваться спортивными помещениями, площадками. Запрещено было пользоваться публичными библиотеками, либо дозволено было сидеть за особыми столами, на которых устанавливали плакаты: только для евреев (в государственной Прусской библиотеке в Берлине). Были внесены ограничения на пользование общественным транспортом. Евреи не допускались в немецкие театры, кинотеатры и концертные залы. Все эти и многие другие акты запретов и унижений сопровождались увещеваниями и приказами прекратить всякое общение с евреями. Виновные в осквернении расы подвергались не только опасности быть осужденными германским судами, но и стать жертвами произвола и террора местных властей и партийных инстанций.
Такова была обстановка постоянного страха, в которой проживало германское еврейство на протяжении около шести лет. Все время она нагнеталась таким способом, чтобы насильственный исход представлялся естественным. Все шло к тому, что антисемитское правотворчество свелось к лозунгу, провозглашенному помощником гессенского штатгальтера Линдером в его речи во Франкфурте:
"…евреи пользуются в Германии единственным правом — правом на смерть".
Разбитые витрины. Фото: Wikipedia / Bundesarchive.
Франкфуртская синагога на Бёрне-плац, подожжённая погромщиками. Фото: Wikipedia / Bundesarchive.
Интерьер берлинской синагоги на Фазаненштрассе после погромов. Фото: Wikipedia / Bundesarchive

Граждане Германии читают публикации Der Sturmer, в Вормсе, 1933. На газетном щите написано: «Со „Штурмовиком“ против Иудеи» . Фото: Wikipedia / Bundesarchiv.
Мюнхенская синагога «Охель Яаков», разгромленная во время «Хрустальной ночи». Фото: Wikipedia / Bundesarchive.
Бескровный захват Австрии, осуществленный Гитлером при молчаливом согласии всей цивилизованной Европы, укрепил его в мысли о собственной безнаказанности. Спасовав перед его наглостью, лидеры западных стран подписали 30 сентября "Мюнхенский договор", положивший начало расчленению Чехословакии, от которой к Германии перешла Судетская область с важными промышленными объектами.
Все это показало, что решив за короткий срок основные внешнеполитические проблемы, нацисты могли спокойно приступать к решению проблем внутренних. Вот тут и выступил на первый план "еврейский вопрос", окончательное решение которого лежало только в плоскости насилия.
Формальным поводом для акции по достижению желаемых нацистами целей стало покушение в Париже 17-летнего еврейского юноши — сына польских эмигрантов Гершеля Гриншпана на жизнь германского дипломата. Желая отомстить за унижения своей семьи, высланной из Германии в числе 15 тысяч евреев, Гриншпан приобрел пистолет и, 7 ноября, беспрепятственно проникнув на территорию посольства, выстрелил в дипломата Эрнста фон Рата, третьего секретаря посольства Германии в Париже. Гитлер посчитал, что это идеальное время для начала погрома.
7 ноября 1938 г. в экстренном выпуске нацистской газеты "Фолькешер беобахтер" был брошен призыв к погрому:
"Германский народ сделал необходимые выводы из вашего преступления. Он не будет терпеть невыносимую ситуацию. Сотни тысяч евреев контролируют целые секторы в немецкой экономике, радуются в своих синагогах, в то время как их соплеменники в других государствах призывают к войне против Германии и убивают наших дипломатов".
Считается, дипломат Рат скончался от огнестрельного ранения. Однако он сразу же был доставлен в госпиталь, где был прооперирован. Его состояние не вызывало тревоги. Гитлер отправил в Париж бригаду врачей под руководством профессора Карла Бранда, который выполнял "деликатные поручения". Утром 9 ноября по распоряжению Бранда было проведено переливание крови фон Рату. Однако "по ошибке" ему перелили кровь, которая не соответствовала его группе крови, после чего дипломат скончался. Профессор Бранд констатировал его смерть и оформил все так, будто он умер от ранения. Все это дает основание утверждать, что фон Рат был убит по приказу Гитлера.
Кстати, попутно избавились и от аристократа, скептически относившегося к нацистам и даже позволявшего себе защищать права евреев. Так что его ранение Гриншпаном и последующее убийство врачами-умертвителями стало трагедией для евреев и с этой точки зрения.
.
Гершель Гриншпан. Фото: Wikipedia / Общественное достояние
Ранение Эрнста фон Рата еврейским юношей, а затем его убийство нацистскими врачами по личному приказу Адольфа Гитлера было использовано как сигнал к атаке против евреев. Фото: Wikipedia / Bundesarchive
9 ноября к нацистским руководителям обратился Геббельс:
"Национал-социалистическая пария не унизится до организации выступлений против евреев. Но если на врагов рейха обрушится волна народного негодования, то ни полиция, ни армия не будут вмешиваться".
Призыв к погрому поддержала "старая гвардия" — штурмовики СА.
Историки нашли подтверждение тому, что массовые беспорядки, как и покушение на германского дипломата, были организованы верхушкой нацистов. Сведения об этом содержатся в материалах Нюрнбергского процесса. Причастность самого Гитлера к этим событиям подтвердил бывший имперский руководитель прессы Отто Дитрих в своей книге "12 лет с Гитлером". Дитрих засвидетельствовал, что именно рейхсканцлер был инициатором погромов.
"Никогда больше". Памятный знак на берлинской синагоге, разрушенной нацистами. Фото: Wikipedia / The Jewish Community of Greater Berlin* * *
Подробно о событиях в ночь с 9 на 10 ноября написано и сказано много, и мы не будем повторять. Еще раз подтвердим, что события "Хрустальной ночи" явились результатом расово-антисемитской политики нацистского режима предыдущих лет его господства. "Хрустальная ночь" стала поворотным пунктом в судьбе германского и австрийского еврейства и прямым прологом массового истребления евреев — Холокоста, в результате которого было уничтожено шесть миллионов евреев.
В память о "Хрустальной ночи" весь мир отмечает Международный день против нацизма, антисемитизма и расизма.

http://www.isrageo.com/2018/10/22/hrustk/

Кагэбэшник, говоривший на иврите.
Деятели ленинградского отказа. 80-е годы. Элимелех Рохлин – в центре (в узорчатой кофте).
Элимелех Рохлин, ветеран движения отказников в Ленинграде, вспоминает трагикомические истории, случившиеся с ним в ходе борьбы за выезд.
Валерий ШУБИНСКИЙ.
КАК Я ПРИШЕЛ К ЭТОМУ?
Начну с того, что семья у нас была очень ассимилированная, с потерянными корнями – обрусевшие ленинградские интеллигенты.
В 1974 я поступил в Технологический институт. В это время уже начался выезд в Израиль… Помню, однокурсник по фамилии Ривкин подал документы на выезд, и его исключили из комсомола. На меня произвело впечатление достоинство, с которым он держался. Других ребят, учившихся уже на пятом курсе, исключили из комсомола и отчислили из института, потому что их сфотографировали в синагоге в Симхат-Тора. И это тоже не прошло мимо меня.
Но по-настоящему я соприкоснулся с еврейской культурой в доме отца моей первой жены, Льва Утевского. У него были разрозненные тома еврейской энциклопедии, еврейской истории Дубнова – то, что пережило блокаду, когда многие книги погибли. У Утевского я познакомился с еврейскими активистами (Григорием Вассерманом, Григорием Кановичем), с преподавателями иврита – и сам начал его изучать. Так что, когда, в 1980 году, родители жены уехали в Израиль, я тоже был готов к такому решению.
«ПРИЗНАНО НЕЦЕЛЕСООБРАЗНЫМ»
Когда жена закончила институт, мы подали заявление на выезд. Однако тут как раз выпускать перестали. Если в семидесятые годы отказ как-то обосновывали – якобы человек был допущен к государственным тайнам, потом, во время Олимпийских игр 1980, какое-то время вообще выпускали шире, чем прежде, чтобы произвести хорошее впечатление на Запад, то с 1981 года просто писали – «признано нецелесообразным»… Кем признано, почему – никаких объяснений. И нам отказали. Но если человек подавал документы, требовалась характеристика с работы. И там все становилось известным. С понятными оргвыводами…
УШЕЛ С РАБОТЫ ИЗ-ЗА СПИРТА
Меня исключили из комсомола. Но с работы не увольняли. Начальство сказало: можешь оставаться, хорошие инженеры на дороге не валяются. Но я сам ушел.
Почему? Дело в том, что у этого предприятия была своя специфика. Рабочие имели дело со спиртом. С наркотическими веществами тоже, но в них они не разбирались, а спирт часто употреблялся не по назначению. А потому было много несчастных случаев, производственных травм. Слава богу, что в мою смену этого пока что не происходило. Но я понимал, что если что-то случится – это обязательно повесят на меня. Ведь я теперь под особым наблюдением, на особом счету….
И я ушел. Но устроиться на другую работу по специальности я не мог. Сменил много случайных работ – был сторожем, банщиком… Там получилось, что с женой мы вскоре развелись, ее и сына выпустили в 1984 году, а мне пришлось ждать еще три года.
ВСЕ ДЕРЖАЛИСЬ ВМЕСТЕ
Я, конечно, не считаю эти годы потерянными. Я познакомился с другими отказниками, в том числе старыми, ждавшими разрешения с семидесятых годов.
С кем я общался? Семья Фрадкиных, Шпейзманы, Фурман, Аба Таратута. Отдельно была семья Коган – она давала пример практического иудаизма, еврейского образа жизни… Вообще я должен сказать, что в Москве было довольно жесткое разделение на «религиозных» и «светских» отказников. И даже среди религиозников было расслоение – вот хасиды, вот литваки, а если хасиды, то какие – любавичские, брацлавские… В Ленинграде такого не было. Все держались вместе. Может быть, потому что нас было меньше, и мы были в более жесткой ситуации.
КАК ФИННЫ-ВЫПИВОХИ СОДЕЙСТВОВАЛИ ЕВРЕЙСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ЛЕНИНГРАДЕ
Я учился, а потом и сам стал преподавать иврит и еврейскую традицию. Учениками моими были молодые люди от восемнадцати до двадцати с небольшим лет, а я и сам был немногим старше.
Откуда брали учебники? Были какие-то старые книги, что-то можно было взять в Синагоге, когда шамес Авром Аба смотрел в другую сторону. Но в основном привозили из-за границы. Кто привозил? Люди с двойным гражданством, приезжавшие как туристы – не по израильскому, а по американскому, или, скажем, по голландскому паспорту.
Много привозили, как ни странно, финны. Там есть христианская секта, которая считает своим долгом содействовать репатриации евреев, потому что, с их точки зрения, когда евреи соберутся на Святой Земле, наступит второе пришествие. А в то время финны на выходные ездили без визы на автобусах в Ленинград. Ездили с совершенно определенной целью: выпить, поскольку в Финляндии действовал сухой закон. Так вот с этими сектантами договорились, и они сажали в такой автобус своего человека с еврейской литературой. Которую советским таможенникам, естественно, не приходило в голову там искать.
ЖАЛОВАТЬСЯ – ЭТО НЕ ПУТЬ
Мне это преподавание дало очень много. Я понял, что борьба за выезд в каком-то отношении менее важна, чем борьба за еврейскую культуру. Более того, даже с точки зрения борьбы за выезд это более эффективно, чем сочинение бесконечных писем с жалобами и протестами. Чем больше людей проникнется национальным самосознанием – тем скорее советские власти начнут выпускать их. Потому что в СССР такие люди им не нужны и опасны…
А без конца жаловаться на свою жизнь, на свои несчастья – это еще и психологически опасно. Это не путь…
ЗАПЕРШИСЬ И С ТОПОРОМ В РУКАХ
Конечно, было опасно. КГБ не оставлял нас в покое. Сажать по политическим статьям они в те годы не любили – старались сфальсифицировать «бытовуху», «уголовщину», например, подбросить наркотики. В одной семье мальчика посадили за уклонение от службы в армии. Могли просто избить на улице – например, Вассермана как-то избили.
Вассерман читал время от времени просветительные лекции, на которые собиралось много народа – про праздники, или «Иудаизм и ислам», «Иудаизм и христианство», так вот, я помню, как перед лекцией, посвященной шабату, к Вассерману явилась милиция с понятыми. Его вывели, и тут же невесть откуда явилась общественность, выкрикивающая антисемитские лозунги. От «Убирайтесь в свой Израиль» (хотя мы, собственно, за то и боролись, чтобы туда уехать) до «Жалко, что Гитлер вас всех не сжег».
У меня был такой случай. Мы с моей женой Голдой собирались на шабат к знакомым в Разлив. И вот утром этого дня к нам стучатся:
«Милиция!».
«По какому поводу?».
«Вам была повестка в прокуратуру, вы не явились».
Привезли нас в прокуратуру – она была тогда на Исаакиевской. Допрашивали по отдельности. Меня – вежливо и очень медленно Дело в том, что я читал разные диссидентские материалы о том, как вести себя на допросах в КГБ (а допрашивали нас, конечно, гэбэшники). Между прочим, можно потребовать, чтобы допрос был письменным. И я потребовал. Мне писали вопрос, я письменно отвечал. И это тянулось шесть часов без перерыва. Речь шла об открытом письме, напечатанном в «Wall-Street Journal», которое я в числе прочих подписал. А на беременную жену орали, грозили, что она больше меня не увидит…
А в это время на ту дачу в Разливе, куда мы не поехали, явилась большая группа гэбистов. Ребят избили, увезли, допрашивали – и так напугали, что один из них, вернувшись на эту дачу, после этого просидел всю ночь запершись и с топором в руках.
НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ВСТРЕЧА С ПРЕЗИДЕНТОМ, ИЛИ КАК СОТРУДНИК КГБ ЗАГОВОРИЛ НА ИВРИТЕ
Был такой случай. В 1985 году в Ленинград приехал бывший израильский президент Эфраим Кацир. Он был известный биохимик, приехал на научный конгресс – не пустить его не могли. Было договорено, что он встретится с отказниками и вообще еврейскими активистами на частной квартире. Я вышел его встречать. Когда мы подошли к лифту, из-за него вдруг появилось двое молодых людей и один из них вежливо, на иврите, попросил Кацира вернуться в машину.
Да, в КГБ были люди, говорящие на иврите! Выпускники института военных переводчиков. Я, уже живя в Израиле, с удивлением узнал в человеке, который приехал открывать российский культурный центр, одного из парней, которые везли меня и мою жену в прокуратуру. Он даже фамилии не сменил.
В квартире Элимелеха на Морском, 43. Крайние слева и справа - шалиахи (посланники) Хабада. Далее слева направо: Иегуда Суханов, Элимелех Рохлин, Моше Реувен Асман (ныне раввин Бродской синагоги в Киеве), Михоэль Цивин. 1985 г.
В квартире у Льва Фурмана на Васильевском острове. Слева направо: р. Ицхак Коган, р. Хидекель (из немногих оставшихся тогда стариков Хабада учившихся в Любавичах при рэбе Иосефе Ицхаке), Евгений Леин (впоследствии узник Сиона), Лев Фурман (учитель иврита, ветеран отказа), Павел Астрахан (отказник), Элимелех Рохлин. 1982 г.
В квартире у Цви Вассермана на Гражданке. Слева направо: с сигаретой Меир Левинов (учитель Торы и иврита из Москвы), Цви Вассерман, Элимелех Рохлин, Элиэзер Ксидо, Авраам Шмулевич, Лев Фурман, Яаков Городецкий.
Хупа - еврейская свадьба. В центре жених Меня (Имануэль) Цирис, невеста из горских евреев из Нальчика, двое свидетелей: Элимелех Рохлин и Илья Дворкин. 1985 г.
Нам кричали «Убирайтесь в свой Израиль» (хотя мы, собственно, за то и боролись, чтобы туда уехать) до «Жалко, что Гитлер вас всех не сжег».
Р. Ицхак Коган, Элимелех Рохлин, Авраам Шмулевич, Владимир (Залман) Руппо. 1985-1985 гг.

УЕЗЖАЙТЕ В ТЕЧЕНИЕ МЕСЯЦА!
В 1987 году нам было предложено снова подать заявление на выезд. На сей раз оно было сразу удовлетворено. Нам дали всего месяц на сборы.
Мы были чуть ли не первой семьей, которая ехала в Израиль по новому маршруту – через Румынию.
ССОРА С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ УЛЬПАНА
В Израиле я, как все, получил стипендию и пошел в ульпан – на самый высший уровень, конечно. Но преподаватель накричал на меня и сказал, что мне с моими знаниями учится уже нечему. Я много лет не работал по своей специальности, но оказалось, что могу к ней вернуться. Так началась моя новая жизнь…
Фото предоставлены Михоэлом Цивиным и Григорием Климовицким
Благодарим Элимелеха Рохлина за интервью и подробные подписи к фотографиям.
"Еврейские новости Петербурга"

http://www.isrageo.com/2018/10/23/kgbshnik/

Картина дня

наверх