На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Земля за океаном. Части 1-3

Земля за океаном. Кловис: древнейшая культура первобытной Америки (часть 1)

Одна из проблем, существовавшая, кстати, во все времена, — это проблема получения информации. Человек не знает, что происходит в соседней квартире, на соседней улице, в соседнем городе, причем в квартиру к соседям он может войти, до соседней улицы всего 200 метров, а до города два часа езды по хорошему шоссе. А что тогда говорить о других странах, куда, например, лететь самолетом 13 часов, да и не каждому по карману? А языковой барьер? Словом, 90% информации мы получаем из чужих уст, текстов или переданных нам по ТВ картинок. Но эту информацию собирали, обобщали и переводили в знаки люди. Есть такая теория Лассуэлла (и о ней мы как-нибудь обязательно расскажем), так вот одним из препятствий на пути усвоения информации, переданной по каналам СМИ, является «белый шум». То есть кто-то смотрит ТВ и одновременно жарит картошку, кто-то читает, а за стеной играет музыка, ну и так далее. На ВО, например, судя по комментариям многие тоже читают тексты невнимательно и прочитывают в них все, что угодно, кроме того, что в них есть. Пагубность такого подхода очевидно. Человек получает НЕПОЛНОЕ ЗНАНИЕ и далее судит, считая его ПОЛНЫМ, хотя это и ошибка. То есть он считает, что знает, хотя на самом деле его знания отрывочны и неполны. Например, мы очень мало знаем об истории и культуре огромного континента за океаном – Северной и Южной Америки, о чем, кстати, свидетельствовал проявленный читателями ВО интерес к материалам по завоевание Кортесом Мексики и культуры перуанских индейцев. Но… а как там обстояли дела на севере? Помнится, один из читателей задавал мне вопрос о миссисипской культуре, и я обязательно постараюсь подробно про нее рассказать. Ну, а пока есть смысл начать с самого начала, а именно с того, каким образом и когда первые люди оказались в Америке.


Наконечник копья культуры Кловис, ок. 11,000 лет до н.э. Обнаружен в штате Аризона. Материал – кремень. Длина 2.98 x 8.5 x 0.7 см. (Британский музей, Лондон)

Сегодня считается доказанным тот факт, что несколько тысячелетий тому назад на Земле имело место сильное похолодание, приведшее к оледенению, причем особенно сильному в Северном полушарии. Огромные массы льда покрыли северную часть Европы и… в этот лед превратились в свою очередь огромные массы воды. В результате Мировой океан «обмелел», а его уровень понизился в среднем на 120 м. Это много, но зато там, где сейчас плещется вода, в то время была суша. Между Чукоткой и Аляской возник перешеек, получивший название Берингия и вот по нему-то из Азии в Америку и перебрались ее первые обитатели. То есть там имел место некий разрыв в ледниках, по которому они прошли в районы тундры, непосредственно примыкавшей ко льдам, и там нашли себе «землю обетованную» — массу диких, непуганых, животных при полном отсутствии других людей.

Много пищи – высокая рождаемость (правда, характерно это лишь для слаборазвитых племен). Поэтому людей становилось все больше и больше, и они уходили все дальше и дальше. Пока не заселили оба материка.

Но самой первой культурой Северной Америки, культурой каменного века первых американцев, стала так называемая культура Кловис — то, что археологи называют самым старым и наиболее широко распространенным археологическим комплексом Северной Америки. Названа она была так в честь города в Нью-Мексико, где были обнаружены первые находки, принадлежавшие к этой культуре. Причем Кловис известен своими потрясающе красивыми каменными изделиями, найденными не только по всей территории Соединенных Штатов, но также и в северной Мексике, и в южной Канаде. Данная технология работы с камнем также получила название «Кловис», а ее артефакты стали называть «кловисы», так что подобной разницы в терминах удивляться не надо.

Правда, сегодня считается, что технология Кловис, скорее всего, была не первой на американских континентах. Что существовала культура, которую следует называть пре-кловис, представители которой прибыли на земли Северной Америки не менее чем за несколько тысяч лет до ее возникновения и, вероятно, являются предками будущих «кловисов».

В разных регионах США находки культуры Кловис имеют различную датировку. Встречаются цифры ее возраста от 13 400 — 12 800 календарных лет тому назад, тогда как на востоке от 12 800 — 12 500 лет. В Техасе нашли самый старых артефакт: 13 400 лет тому назад. Ну, а в среднем все это означает, что это означает, что культура охотников Кловис длилась на американском континенте примерно около 900 лет, после чего ее начали сменять другие культуры.

Наконечники копий культуры Кловис имели ланцетные (листовидные) в общей форме очертания, с параллельными слегка выпуклым сторонам и вогнутой задней частью, и канавками для крепления в древке. Вот эта деталь и является наиболее отличительной их чертой, позволяющей отличать такого рода изделия этой культуры от всякой другой. С помощью экспериментальной археологии было доказано, что для того, чтобы сделать наконечник-кловис, опытному мастеру нужен был подходящий по форме кремень и полчаса времени, но при этом от 10-20% из них ломаются при попытках сделать на них такие вот канавки.

Археологи попытались закрепить такие наконечники в древках и убедились, что они плотно закрепляются в расщепах и если обмотать их еще и кожаным ремешком, смазанным костным клеем, то получается очень прочное соединение.

Земля за океаном. Кловис: древнейшая культура первобытной Америки (часть 1)

Если кого заинтересует информация о культуре Кловис на английском языке, то вот эта книга содержит много интересного материала. Только не забывайте, что слово «point» хотя и переводится чаще всего как «точка», но в данном случае обозначает именно наконечник!

Интересно, что в качестве материала для наконечников кловис использовались самые различные минералы, а не только кремни. Есть наконечники из обсидиана и халцедона, кварца и кварцитов. Интересно, что место, где найден наконечник, находится иногда в сотнях километров от места, где можно добыть такой минерал. Отсюда вывод – или люди-кловисы кочевали, или вели торг между племенами. То есть перевезенные на такие большие расстояния камни явно являлись частью большого и дорогостоящего производственного процесса, что заставляют ученых полагать, что почти наверняка тут не обошлось без определенного разделения труда и выстраивания определенных социальных коммуникаций.


Коллекция наконечников копья культуры Кловис. (Офис государственной археологической коллекции штата Огайо).

Что показало изучение этих наконечников под микроскопом? То, что многие действительно использовались в качестве копейного острия и в таковом качестве попадали даже в кости животных, что вызвало на них характерные надломы и трещинноватость. Но некоторые из них использовались многофункционально, например, как ножи.


Археолог В. Карл Хатчингс (2015) провел эксперименты и сравнил характер переломов наконечников того времени с переломами, полученными в ходе современных бросков по различным целям. Выяснилось, что по крайней мере некоторые из них бросали не с помощью руки, а при помощи копьеметалки атлатля.

Долгое время считалось, что столь совершенное оружие охоты дало возможность людям-кловисам столь успешно охотиться на крупных животных, что это привело к их исчезновению. На стоянках кловисов обнаружены кости мамонтов и многих других крупных животных, но все-таки трудно предполагать, что только лишь люди их всех истребили.

Единственное известное захоронение Кловиса, найденное на сегодняшний день, — это обнаруженный младенческий скелет, покрытый красной охрой, в сочетании с 100 каменных инструментов и 15 инструментами из кости. Радиоуглеродный анализ датирует его временем от 12 707 — 12 556 лет тому назад. Данное погребение является доказательством ритуального поведения, то есть в загробный мир или мир духов люди верили уже тогда. Кроме этого нашли камни с вырезанными изображениями, подвески и бусины из кости, камня, гематита и карбоната кальция. Гравированная слоновая кость, включая выточенные стержни из слоновой кости; использование красной охры – все это наводит также на мысль о наличии определенного церемониала. В настоящее время также есть некоторые недатированные наскальные рисунки на острове Верхний Санд в штате Юта, в которых изображены вымершие представители фауны, включая мамонтов и бизонов, и которые могут быть связаны с культурой Кловис.


Наконечник копья культуры Кловис. (Британский музей, Лондон)

И вот что интересно и в определенной степени странно: все было у кловисов хорошо и вдруг они словно куда-то исчезли. Животные, на которых они охотились, разом вымерли и… больше эта культура почему-то не существовала. На многих стоянках в грунте нашли следы копоти, то есть имели место пожары. Был сделан вывод, что виноват в этом огромный астероид, упавший где-то в Канаде и вызвавший пожары по всему материку. И выше этого «черного коврика» культура Кловис стратиграфически уже не наблюдается. Потом от этой гипотезы отказались, но сейчас к ней вернулись вновь, поскольку в донных озерных отношениях этого времени нашли много платины в микрогранулах. Возникает вопрос, а откуда она взялась? Кроме как гигантский астероид принести ее никто не мог. Он упал, взорвался, вспыхнула сухая трава, если это случилось летом; выбросил массу грунта, в которую попала и платина, в небо, в результате чего наступило резкое похолодание, от которого как раз все животные и вымерли. А вслед за ними вымерли и люди, а которые не вымерли ушли в другие места и там ассимилировались.

Удалось узнать ученым и генетическую принадлежность древних людей-кловисов. Так, в 2013 году международная группа ученых прочитала геном единственного известного представителя культуры Кловис — двухлетнего мальчика Анзик-1 (это как раз его нашли в погребении засыпанным желтой охрой), и жившего 12,5 тысяч лет назад на территории нынешнего штата Монтана. Выяснилось, что его Y-хромосома относится к гаплогруппе Q-L54, а митохондриальная — к гаплогруппе D4h3a. ДНК сохранилась на редкость хорошо, что дало возможность прочитать геном 14 раз, что позволяет практически исключить ошибку. Сопоставление результатов исследования с современными данными показало, что люди культуры Кловис в генетическом отношении являлись родственниками современных индейцев Северной и Центральной Америки и соответственно, жителям Азии.


И эта книга представляет большой интерес. Тут все очень подробно: и фото артефактов, и графические прорисовки. Но… узко, только штат Висконсин!

Год спустя группа ученых во главе с палеонтологом Джеймсом Чаттерсом опубликовала результаты исследования скелета 15-летней девочки, которая предположительно жила 13 тыс. лет назад и была найдена в 2007 году на полуострове Юкатан в затопленной пещере Ойо-Негро. Ее митохондриальная ДНК была получена из ее коренных зубов, а результаты ее изучения показали, что современные индейцы относятся к одной и той же гаплогруппе D1, к которой принадлежали и древние кловисы, и принадлежат и сегодня некоторые современные народы Чукотки и Сибири.

Хоупвелл: цивилизация торговцев медно-каменного века (часть 2)

Культура Кловис «приказала долго жить». Причиной могло стать падение огромного астероида или какие-то иные причины, но важен результат – она исчезла. И это точно известно, потому что в более верхних, то есть ранних слоях грунта находят уже наконечники копий совсем другой формы и массу костей, сложенных в одном месте, что для людей-кловисов было нехарактерно.

Земля за океаном. Хоупвелл: цивилизация торговцев медно-каменного века (часть 2)
«Холм монахов». Насыпан в 950 – 1100 гг.

Однако люди в Америке не исчезли. Они жили, жили и создали новую культуру, получившую название «культуры Хоупвелл». На территории Североамериканского материка она существовала в период с 100 по 500 год до н.э. и представляла собой культуру садоводов и собирателей-охотников. Причем их культура была не только самобытна – сказать это можно про очень многие культуры, но и очень оригинальна. Оригинальна в первую очередь тем, что ее представители сумели создать совершенно уникальную для своего времени «торговую систему» от Великих озер и до берегов Мексиканского залива с севера на юг и вплоть до Йеллоустонского национального парка на Дальнем Западе. А еще они занялись земляными работами и насыпали впечатляющее количество курганов в районах своего проживания. Ну, а располагался регион распространения «культуры Хоупвелл» в лесных массивах, что лежали вдоль речных долин на водоразделе реки Миссисипи, а также таких рек как Миссури, Иллинойс и Огайо, где поселки «хоупвеллов» встречаются особенно часто. Но это совсем не означает, что их не нашли и в других местах. Находят следы этой культуры и в таких штатах, как Висконсин, Мичиган, Айова, Миссури, Кентукки, Западная Вирджиния, Арканзас, Теннесси, Луизиана, Северная и Южная Каролина, а еще они встречаются в штатах Миссисипи, Алабама, Джорджия и Флорида – то есть чуть ли не на половине территории современных Соединенных Штатов. Вот вам и страна без истории и собственной культуры. Ну да, питекантропы сюда не добрались, но это совсем не значит, что культура древних американцев отсутствовала в принципе. Ну, а центром работ «курганного строительства» является юго-восточная часть штата Огайо, которую историки считают «центром» культуры Хоупвелл.
Если мы посмотрим на эту карту, то увидим, что «культура Хоупвелл» распадалась на множество локальных комплексов, что, впрочем, неудивительно, имея ввиду расстояния, разделявшие те или иные районы. Но у них было и много общего. На сегодня ученые выделяют несколько «комплексов Хоупвелл», получивших в США самые разные и, порой, даже необычные названия. Это «Комплекс Лаурел», «Комплекс оконечности полуострова», комплексы «Портер», «Миллер», «Купер», «Канзас Сити хоупвелл», «Копена», «Гавана хоупвелл», «Огайо хоупвелл», «Культура крабового сада», «Марксвиль хоупвелл», «Комплекс кутюр», «Губалл фокус», «Тремпелеи хоупвелл», «Культура Свифт Крик», «Культура острова Виден», «Комплекс Саугин». Как видите, многие из них расположены очень далеко друг от друга. Единым, объединяющим их стержнем, была торговля.

Древние «хоупвеллы» построили впечатляющие группы насыпи из дерновых блоков, самой известной из которых является группа курганов Ньюарк в Огайо. Некоторые рукотворные «холмы» «Культуры Хоупвелл» имели конусообразную форму, ряд насыпей были плоскими, тогда как другие представляли собой фигуры животных и птиц.
Устройство курганов в долине Миссисипи: Intrusive burial (1) – захоронение на откосе кургана; Wattle and daub summit (2) structure – глинобитное сооружение на вершине; Ramp with log stairs (3) – рампа (откос) с бревенчатой лестницей; Multiple layers of fill (4) – несколько слоев засыпки; Multiple terraces and secondary mounds (5) — несколько террас и вторичных курганов. Правда, данная схема принадлежит к более поздней «миссисипской культуре», но в принципе в их устройстве мало что изменилось.

Считается, что насыпи «хоупвеллов» имели ритуальное предназначение. Что это были основания, на которых совершались обряды или стояли храмы. Также многие «хоупвеллы» трудились исключительно ради изготовления различных церемониальных предметов, многие из которых в свою очередь использовались в качестве вотивных даров.

Ну а сами люди на этих возвышенных курганах не жили. Их жилища располагались по берегам рек, но относительно неподалеку от одного или нескольких насыпных ритуальных центров. То есть общество «хоупвеллов» было очень религиозным и совершение обрядов занимало значительное место в их жизни.
Изделия «культуры Хоупвелл».

Было время, когда археологи полагали, что всякий представитель «культуры Хоупвелл», то есть все те, кто построили эти курганы, должны были быть фермерами. Однако археологические раскопки и анализ находок показали, что строители курганов были… садоводами, что они занимались междуплеменной торговлей, а вот в земляных работах участвовали лишь изредка, когда жителей близлежащих поселений собирали по каким-то поводам на торжественные собрания.

Доказано это было изучением рациона «хоупвеллов», которые, во-первых, охотились на белохвостых оленей и добывали речную рыбу, а во-вторых, в большом количестве употребляли в пищу орехи семена таких местных растений, как майграсс, спорыш, подсолнечник и ченоподиум. При этом орехи они ели в таких количествах, что явно их выращивали специально.
Ритуальный нож «культуры Хоупвелл».

Каждая из культур, показанная на карте, вносила свой вклад в торговый обмен с другими культурами. Так что бессмысленно утверждать, что в условиях натурального хозяйства, а оно у индейцев этой культуры было более чем натуральным, жителям одного региона нечего продавать обитателям другого. Правда, мы не знаем, какая часть найденных при раскопках в курганах и других местах артефактов оказалась здесь вследствие торговли или же их привезли сами местные жители во время, ну, скажем, сезонных миграций. Но такие артефакты имеют точную локацию, что говорит о налаженном торговом обмене.

Изделия «хоупвеллов» из меди, слюды и камня.

Итак, что кто и кому поставлял?
Из района гор Аппалачей шли зубы медведя, слюда и стеатит.
Верхняя долина Миссисипи была источником галенита и готовых наконечников копий и стрел.
Район Йеллоустонского национального парка: обсидиан и рога горных баранов.
Район Великих озер был самым главным источником самородной меди и серебра.
Район реки Миссури: ножи из кремня.
Мексиканский залив и Атлантическое побережье США: морские раковины и зубы акулы.
Кроме этого «хоупвеллы» изготавливали керамику, инструменты для работы с металлом и текстиль.

То есть это, без преувеличения можно сказать, была «цивилизация ассоциированных торговцев». С Великих озер на юг шла самородная медь и изделия из нее, а также серебро. Кто-то поставлял наконечники стрел, рога баранов, ткани, конечно же – орехи, мед, семена подсолнечника (в огромных количествах!), наверняка сушеное и вяленое мясо, включая и мясо бизонов, водившихся уже многомиллионными стадами. А с юга вверх по течению Миссисипи шли дары моря – сушеная рыба, раковины моллюсков, зубы акул. Все это как-то оценивалось, сравнивалось и обменивалось. Что являлось «деньгами» мы не знаем, и очень может быть, что их и не было совсем, но все равно, какие-то понятия стоимости и себестоимости у «хоупвеллов» безусловно существовали.
Странное украшение из меди. «Культура Хоупвелл». («Полевой музей», Огайо)

Дальше больше: в этом обществе уже произошло социальное расслоение. Были вожди, жрецы, ремесленники, торговцы… возможно и рабы из военнопленных. Элиту хоронили в насыпях, простых людей зарывали в общих могильниках. Количество погребального инвентаря несопоставимо! А вот каким образом власть высших осуществляла контроль над низшими, мы, увы, узнать не в состоянии. Хотя очевидно, что такой контроль был, иначе рукотворных курганов было бы не построить.

Удалось, правда, выяснить, что отношения между группами обычно были ненасильственными. Дело в том, что в найденных погребениях на скелетах «хоупвеллов» отсутствуют характерные повреждения. То есть между разными группа «хоупвеллов» (или как их называют американские ученые – «людьми хоупвелловской традиции») царил мир?
Медная чеканная «птица». «Культура Хоупвелл». (Музей американских индейцев, Вашингтон)

Кстати, причина, по которой охотники-собиратели и садоводы вдруг начали строить большие земляные насыпи, также является тайной за семью печатями. Ведь жили «хоупвеллы» и вдоль водных путей, и по берегам морских бассейнов, и на озерах, и в лесах. Что заставило их повсеместно насыпать круглые и квадратные курганы и погребать там представителей знати? Были ли все они религиозными лидерами своих общин, и высота захоронения указывала на их близость к Солнцу, Небу, Птице Грома… неясно. Вернее, никто не может этого сказать.
Вот такие у них были курганы и было их много!

Мало что известно и о том, почему строительство курганов «культуры Хоупвелл» вдруг закончилось. В нижней долине реки Иллинойс это случилось около 200 н.э., а в долине реки Сьото в 300 – 350 гг. Нет никаких свидетельств широкого распространения эпидемических заболеваний и показателей повышенной смертности. Все вроде бы было так, как и до этого, вот только многие долины оказались заброшены. А насыпей больше уже никто не насыпал.
Декоративная курительная трубка в виде ворона, обнаруженная при раскопках Маунд-Сити. Да, табак индейцы этой культуры уже знали. Выращивали и курили.

«Миссисипская культура» (часть 3)

Прошлый материал о доколумбовых культурах Америки закончился на том, что «культура Хоупвелл» около 500 г. н. э. как система торговых обменов неизвестно почему пришла в упадок, курганы насыпать прекратили, а связанные с этой культурой произведения искусства среди находок встречаться перестали. Война является самой недостоверной причиной, потому как кому и с кем тут было воевать? Кроме того, в погребениях жертвы боевых действий отсутствуют. Учеными выдвигаются разные гипотезы, ставшие причиной такого социального катаклизма. Это и похолодание, из-за которого животные – объекты охоты ушли на север или на запад, так как изменение погоды могло сказаться на привычном для них растительном рационе. Другие приводят в качестве аргумента появление лука и стрел. Мол, с их помощью перебили всех животных и «хоупвеллам» просто стало нечего есть. Даже и такую причину называют, как переход к полномасштабному земледелию, изменившему существовавшие социальные отношения и «взгляды на жизнь». Однако совсем эта культура все же не исчезла! Спустя какое-то время на ее месте (примерно через 400 лет – своего рода «американские темные века») возникла так называемая «миссисипская культура» или как называют ее американские археологи – культура доколумбовых садоводов, живших на территории современного Среднего Запада и Юго-Востоке США где-то около 1000 – 1550 гг. нашей эры.

Так или почти так мог выглядеть любой из крупных центров, принадлежавший к «миссисипской культуре».

Ее следы были найдены в долинах рек, практически на целой трети территории Соединенных Штатов. Находки были также сделаны в штате Иллинойс и во многих других местах. Если мы обратимся к данным хронологии, то она для этой культуры будет выглядеть следующим образом:
800 – 1050 гг. происходит развитие земледелия, прежде всего в области выращивание кукурузы. К 1000 году н.э. возникает древний город Кахокия.
1050 – 1100 гг. – Эпоха «Большого взрыва» в Кахокии. Население города достигает численности в 10 000 – 15000, начинается освоение северных земель.
1100 – 1350 гг. – по примеру Кахокии начинают повсеместно возникать города-курганники.
1350 – 1450 гг. город Кахокия заброшен, во многих других «насыпных города» численность населения уменьшается.
1450 – 1539 гг. – новые «насыпные города» увеличиваются в размерах и начинают лидировать.
1539 год. Экспедиция Эрнандо де Сото посещает миссисипские города от Флориды до Техаса. Европейцы узнают о существовании «курганной цивилизации».
Представители «миссисипской культуры» жили в меднокаменном веке. Но медь выплавлять не умели, а делали изделия из самородной меди. Вот, например, этот топор. (Музей Роббинс, Мидлборо, штат Массачусетс).

Вот так эта культура и развивалась. Однако сам термин «миссисипская» носит обобщающий характер. На самом деле в нее входит много локальных культур, схожих по своим культурным традициям. Так, культура на территории штатов Арканзас, Техас, Оклахома и ряда соседних называется Каддо; Онеота – название культуры, находившейся на территории штатов Айова, Миннесота, Иллинойс и Висконсин; Древний Форт – еще один термин, объединяющий города в долинах реки Огайо в штате Кентукки, и штатах Огайо и Индиана. Есть даже такая культура, как «Юго-восточный церемониальный комплекс». Она располагалась на землях штатов Алабама, Джорджия и Флорида. Все они имели определенные различия в символике, по-разному возводили курганы, различаются они и своими артефактами.
Но главным рабочим инструментом представителей этой культуры все же был камень. Вот, например, каменные топоры «миссисипской культуры». (Музей Роббинс, Мидлборо, штат Массачусетс)

То есть были «культурные группы», из которых, как из «кирпичиков», и сложилась «миссисипская культура». Группы имели похожую социальную структуру, в основе которой лежало сельскохозяйственное производство. А оно в свою очередь покоилось на «трех китах»: кукурузе, бобах и… тыквах. Похожими были укрепления: рвы, частоколы, большие насыпные земляные пирамиды с плоскими вершинами (так называемые «платформы на насыпях»). Схожей было символика, относящаяся к плодородию, а также к почитанию духов предков, астрономическим наблюдениям и… войне.
Из кремня и других минералов они выделывали вот такие, характерные по форме, наконечники копий и стрел. От аналогичных артефактов «культуры Хоупвелл» они сильно отличаются, не так ли? (Музей Роббинс, Мидлборо, штат Массачусетс).
Наконечники и зернотерка. (Музей Роббинс, Мидлборо, штат Массачусетс).

А вот здесь – целый арсенал и для копий, и для стрел! (Музей Роббинс, Мидлборо, штат Массачусетс).

Археологические раскопки в Кахокии – крупнейшем из древних миссисипских городов и, возможно, главным центром миссисипской культуры, показали очень высокий уровень развития этой древней цивилизации. Он находился в богатой ресурсами нижней пойме реки Миссисипи на стыке нескольких крупных рек в центральной части Соединенных Штатов, известной как «Американское дно». Плодородные земли давали высокие урожаи. Вода была всегда рядом. В этой богатой местности к востоку от современного города Сент-Луис, в штате Миссури, город Кахокия со временем превратился в огромное поселение. Здесь высится самый большой курган, который называется «Курганом Монаха», занимающий в основании площадь в пять гектаров, при высоте более 30 метров. Большинство дошедших до нас миссисипских курганов в разных других местах совсем низкие, не более 3 м. Понятно, что причина – эрозия почв. Но то, что эрозия не так уж и сильно понизила высоту «Холма Монаха» (то есть понизила, конечно, но вот насколько?), говорит нам о том, что в древности он был еще выше!
Земля за океаном. «Миссисипская культура» (часть 3)
А вот этот топор экспонируется в Британском музее!

Из-за необычайно большого размера Кахокии американский археолог Тимоти Паукетат заявлял даже, что Кахокия была настоящим региональным государством, которое дало сильнейший толчок всей зарождающейся миссисипской цивилизации. Хотя скорее всего это было не так. Дело в том, что особенностью развития центров «Культуры Миссисипи» было разнообразие языков, которыми пользовались входившие в нее индейские народности. Так, только на юго-востоке использовались, например, сразу семь различных языковых семей: Маскогская, Ирокезская, Катаванская, Каддская, Алгонкийская, Туникская и Тимуаканская. А ведь были еще и другие языковые семьи и входящие в них языки! Впрочем, нет ничего невозможного и в том, что разноплеменные и разноязыкие выходцы из разных регионов «миссисипской культуры» встречались именно здесь, на «нейтральной территории», общались, обменивались идеями и достижениями, торговали, возможно заключали браки.
Топоры для рубки деревьев. (Музей старой истории, Таунтон, штат Массачусетс)

Было найдено также множество поселений, аналогичных Кахокии по устройству, но меньшего размера. Так что «миссисипская культура» со временем охватила огромную территорию: от Великих Озер и до самого Мексиканского залива. Кстати, именно оттуда в ту же Кахокию доставлялись морские раковины. Причем, особенно ценились левозакрученные. Американские археологи Марквардт и Козуч предположили, что такая спираль символизировала неизбежность рождения, смерти и последующего перерождения. Кстати, пирамиды, подобные тем, что были в Кахокии и других подобных ей «городах», известны и на побережье Мексиканского залива.
Наконечник, найденный на берегу Little Gasparilla Island во Флориде. Длина 8,4 см.

Какова была социальная организация всех этих поселений? Был ли у них какой-то единый центр, «столица», или каждый «город» был сам по себе, или лишь торговля и общность религии связывали их в некое единое целое? Захоронения представителей элиты показывают, что она существовала, а раз так, то обладала и определенной властью. То есть мог быть вождь, который являлся властителем на той или иной территории. Вторая точка зрения, что была децентрализация власти и элита была богата, но реальной властью не обладала. Что, как и во многих поздних индейских племенах огромную роль играли внутриплеменные кланы и сообщества, а вожди играли номинальную роль.
Курительные трубки. (Музей Роббинс, Мидлборо, штат Массачусетс).

Скорее всего сильная централизованная власть существовала в таких центрах, как Кахокия или Этова в Джорджии, а в западных районах, которые европейцы стали посещать в XVI веке, существовали внутриплеменные отношения, известные нам по романам Фенимора Купера и Уилларда Шульца…
Керамика «миссисипской культуры» (Музей Роббинс, Мидлборо, штат Массачусетс).

Продолжение следует…

Картина дня

наверх