На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Экспедиция к предкам. «Папирус для забавы». Жизнь древних египтян: сначала труд, потом веселье (2 статьи)

Экспедиция к предкам. «Папирус для забавы»

Экспедиция к предкам. «Папирус для забавы»

«Пастух ваш, овцы,
в воде среди рыб.
Он толкует с сомом,
он беседует со щукой…»

Песня древнеегипетского пастуха

История и культура. Мы продолжаем знакомить читателей ВО с искусством и культурой Древнего Египта. И сегодня мы вновь обратимся к египетским папирусам, как к исключительно важному источнику информации. Найдено их много, и не просто много, а очень много. Но при этом самым важным из них даже даны собственные имена, как по фамилиям их первооткрывателей, так и по месту хранения. Поэтому есть, например, «папирус Эберса», «Туринский папирус», «Московский папирус» и многие другие.


Сатирические сюжеты «Туринского папируса». Египетский музей, Турин

Читая их, лишний раз можно убедиться в том, каким благом является письменность, и для самой цивилизации, и для нё исследователей. Вот, например, тот же «папирус Эберса».

Это древнейший, наряду с папирусом Эдвина Смита, трактат по медицине. В нем описаны и симптомы различных заболеваний, и методы их диагностики, даны описания приготовления лекарств и способы лечения. Тут можно найти и сведения из области паразитологии, и стоматологии, и даже гинекологии, и… контрацепции. То есть египтяне во всем этом разбирались, и неплохо, хотя не брезговали и магическими заговорами, которые, по их мнению, должны были помочь врачу победить болезнь.

Попали в этот папирус и астрономические наблюдения, которые имеют важное значение для датировки исторических событий в Древнем Египте.
Кстати, папирус Эдвина Смита был куплен им в Египте ещё в 1862 году, а затем перекуплен за 15 тысяч талеров в 1872 году египтологом из Германии Георгом Эберсом для музея в Лейпциге. Длина его было более 20 метров!

К сожалению, во Вторую мировую войну он очень сильно пострадал от бомбардировки Лейпцига англо-американской авиацией, и не просто пострадал – многие его части были попросту утрачены. Сегодня как огромная драгоценность этот папирус хранится в библиотеке Лейпцигского университета.

Столь же информативно, в смысле нашего знакомства с жизнью древних египтян, и знаменитое «Поучение Хети». «Поучение» много раз переписывалось египетскими школьниками, поэтому до нас дошло около 250 папирусов, 19-й династии (1350–1200 до н. э.).

Текст «Поучения» сохранился и на иератическом папирусе «Саллье I», и частично на папирусе «Анастаси VII» из Британского музея. Встречаются отрывки из него и на различных предметах. Например, писчей доске из Лувра, папирусе Амхёрста из «Библиотеки и музея Моргана», 19-м папирусе Честера Битти из Британского музея, и более чем на 90 остраконах эпохи правления фараонов Рамессидов.

Однако все эти исторические артефакты относятся к серьезным документам. А мы сегодня познакомимся с «документом» совершенно несерьезным, но тоже помогающим в какой-то степени понять жизнь древних египтян – с «Туринским сатирико-эротическим папирусом» (или «папирусом № 55001»), который сегодня находится в Египетском музее Турина.


Остракон XIX династии с фрагментом Поучения Хети. Египетский музей, Турин

Обнаружил его первый в истории человечества египтолог, научившийся читать иероглифы – Жан Франсуа Шамполион, в 30-е годы XIX века. Его внимание сначала привлекли его анималистические изображения. Но потом, приглядевшись, он был поражен, как он сам заявил, «чудовищной непристойностью» других его изображений. В результате высокоморальные европейские египтологи долгое время даже отказывались его изучать, из-за чего копии этого папируса в печати появились лишь в 1973 году.

В СССР с этим папирусом были знакомы давно. «Картинки» из него, например, появились в печати в отрисованном в графике виде ещё в 1955 году, но… относились они только лишь к первой части этого артефакта.


Кот пасет гусей. Рисунок на остраконе явно сатирического содержания. Эпоха 19-й династии. Ок. 1120 г. до н. э. Египетский музей, Каир

Кстати, а сколько тогда получали египетские художники за свою работу?

Ведь иллюстрировали они не только (и даже не столько!) папирусные тексты, сколько… раскрашивали статуэтки и статуи, наносили роспись на стены погребальных камер в гробницах, раскрашивали саркофаги и… корабли, которые тоже (если судить по их моделям из гробниц), могли быть ярко расписаны.

В нашем распоряжении имеются документы о работе и оплате художника Маанахтефа, жившего в XII веке до нашей эры. Так, из его договора с заказчиком, которому он расписывал его саркофаг, он получил тюк ткани, меру фруктов, плетеное ложе и медное блюдо. О чем был составлен соответствующий документ.

Из другого документа, который был составлен немного позднее, можно узнать, что какой-то другой художник за свою работу получил в оплату: козу, тюк ткани, пару сандалий, два сосуда с жиром, деревянное ложе, циновку, сосуд с краской и что-то из еды. То есть обмен был тогда сугубо натуральным!


Погребальный папирус певицы Амона Нани (19-я династия, ок. 1050 года до н. э.), Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Но вот «Туринский папирус»… Как быть с ним? Его тоже кто-нибудь заказал нарисовать художнику? Или он сам по собственному желанию «отвел на нем душу»? Или этот папирус – плод творения шутника-художника? Потому что рисунки на этом папирусе и впрямь совершенно удивительны по своему содержанию.


Эротическая часть папируса

Кстати, и сам папирус, имеющий размеры 2,6 м на 25 см не соответствует стандартам обычных свитков административного или же религиозного содержания. Рисунки сделаны чёрной краской. При этом тематически папирус состоит из двух разделов. В первом 12 эротических изображений, а вот в другом – в определенном смысле он и впрямь интереснее, представлены сатирические сюжеты, в которых вместо людей изображены… животные.

Что до «эротики», то тут можно видеть сплошной реализм, для египетского искусства совершенно не свойственный. Так, на папирусе изображены мужчины низкого роста, с отвисшими либо выступающими вперед «пивными» животами, и гениталиями явно большего, чем положено, размера. То есть они абсолютно не соответствуют египетским стандартам мужской красоты. Женщины тоже немолодые, причем изображены с листьями вьюнка в руках, а также цветами лотоса. Все это были символы богини Хатхор, которая в Египте являлась богиней любви, а ещё опьянения, материнства, плодородия, веселья и… танцев.


Продолжение…

Но если с «эротикой» все понятно, то вот прочие изображения нуждаются в пояснениях, и насколько они точны, до сих пор не знает никто.

Ведь что здесь мы видим?

Битву кошек и гусей. Шакал-пастух с козой... Кот преподносит крысе в дар гуся. Лев и газель заняты какой-то настольной игрой. Да, понятно, что здесь изображены животные, но только безымянный художник имел в виду нечто совсем другое, а именно: высокопоставленных людей и даже, возможно, самого фараона. То есть художник использовал известный прием баснописцев, описывавших различных зверей, чтобы осмеивать человеческие слабости и пороки.

На одном из рисунков художник нарядил осла в одеяние вельможи. Его высокий посох и жезл обличают в нем важного сановника. Недаром в такой почтительной позе стоит перед ним на задних лапах кошка. А приволок её к ослу на расправу бык.

Вдумайтесь в сокровенный смысл этой карикатуры. Разве это не прямой намек на царское правосудие – осел в роли судьи!

А дальше прямо-таки сценка из крыловской басни про квартет. Только в качестве музыкантов здесь выступают осел, лев, крокодил и обезьяна – животные, хорошо знакомые египтянам. Да и инструменты взяты хорошо им известные, изображавшиеся на фресках во дворцах и гробницах египетских вельмож – арфа, лютня, лира и двойная флейта.

Есть на этом папирусе и батальная сцена. Она прямо-таки скопирована с бесчисленных картин военных сражений, которые так любили и которыми так гордились воинственные фараоны Нового царства. Тут и осада крепости, и лучники, и колесницы, и яростные рукопашные схватки... Только вместо воинов-людей сражаются кошки и мышки.

И не случайно, конечно, мышиный царь на колеснице, в которую впряжены борзые, находится в центре. Он представлен точь-в-точь в такой же позе, как победоносный и всесильный фараон... Понятно, что египтяне, особенно жители столицы, могли безошибочно угадать, что или кого имел в виду автор этого необычного папируса, стоило им только на него взглянуть.

Причем смелость неизвестного писца достойна удивления. Ведь одно непочтительное слово в адрес земного бога – фараона, и его могла бы постичь суровая кара. А тут целые развернутые повествования, правда, без слов, но совершенно всем понятные.

Впрочем, некоторые считают эти рисунки иллюстрациями к басням. Есть и другие мнения. Однако в любом случае все эти изображения носят чрезвычайно любопытный характер и, кроме того, говорят ещё и о том, что сделаны они были рукой профессионального и эрудированного писца, обладавшего независимым характером. Возможно, что он жил в промежутке между поздним Новым царством и Третьим переходным периодом.

Кроме того, изображения женщин и льва на «Туринском папирусе» схожи с подобными рисунками на «Папирусе дамы Херубен». То есть в то время так рисовал не только он один – это была уже определенная манера, характерная для рисунков именно на папирусе.

А может быть, он нарисовал все это просто для забавы, ни о чем «таком» даже и не помышляя. Эдакий «папирус для забавы»? Кто знает…

https://topwar.ru/237078-jekspedicija-k-predkam-papirus-dlja...

Экспедиция к предкам. Жизнь древних египтян: сначала труд, потом веселье

Экспедиция к предкам. Жизнь древних египтян: сначала труд, потом веселье
Фреска из гробницы Небамуна в Фивах, ок. 1400–1350 гг. до н. э.
Фрагмент (один из трех) полихромной надгробной росписи, изображающий сцену пира. На нем четыре женщины, сидящие на земле, одна из которых играет на флейте, а две танцовщицы своим танцем развлекают гостей в верхнем регистре, который здесь не показан. Танцовщицы носят пояса, серьги и браслеты. У женщин-музыкантов в ушах серьги, широкие воротники на плечах, браслеты, нарукавники и перстни на пальцах. Бросаются в глаза объемные прически (парики), обилие украшений и исключительное изящество женщин. Одеты они в полупрозрачные праздничные наряды, красиво облегающие фигуры. А вот танцовщицы изображены практически нагими. Сохранилось также пятнадцать вертикальных регистров иероглифов. Британский музей, Лондон


Никто не приходит оттуда,
чтобы рассказать – что же с ними,
Чтобы рассказать об их пребывании,
Чтобы ободрить наши сердца…
Следуй сердцу твоему, пока ты жив,
Возложи мирру на свою голову,
оденься в тонкие ткани,
Умащайся прекрасными настоящими мазями богов,
Умножай еще более свои наслаждения,
Не давай своему сердцу огорчаться,
Следуй желанию его и благу твоему,
Совершай свои дела на земле
согласно велению твоего сердца
И не печалься, пока не наступил
день плача по тебе, –
Не слушает жалоб тот, чье сердце не бьется,
И плач не вернет никого из могилы.
Итак, празднуй радостный день и не печалься,
Ибо никто не уносит добра своего с собою,
И никто из тех, кто ушел туда,
еще не вернулся обратно.
…Полезней свиток, чем молельня…
Песня арфиста.
Дошла до нас в записи
на папирусе XIV в. до н. э.

Люди и культура. Не так давно на нашем сайте ВО появилась интересная статья о музыке древних египтян, совершенно логичным образом укладывающаяся в цикл наших статей о культуре древних народов, и в частности тех же египтян. Но, кроме музыки, они знали и множество других развлечений, и вовсе не были маниакальными и мрачными мизантропами, с утра до ночи только и помышляющими о своих гробницах и потустороннем существовании.

Напротив, египтяне любили и умели развлекаться, а знаем мы об этом из фресок, опять-таки, на стенах их гробниц, то есть они с собой в потусторонний мир старались брать все то, что доставляло им удовольствие при жизни, причем по максимуму! И вот сейчас о том, как они развлекались, мы и расскажем.

И хотя вряд ли этот рассказ будет исчерпывающим – уж очень это обширная тема, он тем не менее вполне позволяет получить представление о повседневной жизни древних египтян, много трудившихся, но и умевших отдыхать.

А вот иллюстрациями к рассказу станут миниатюрные фигурки «солдатиков» различных фирм, изображающих древних египтян за работой и развлечениями. Оказывается, таких вот фигурок выпускается достаточно много, так что из них можно даже составлять диорамы.

Конечно, стоят они, особенно уже расписанные, очень недешево, однако они есть, а значит – есть и те, кто эти фигурки покупает.

Итак, сегодня мы отправляемся не просто к нашим далеким предкам, а к египтянам, занятым разными приятными делами.

Но начнем мы все-таки с труда, поскольку он напрямую был связан с их культурой!

Итак…


Фреска из гробницы TT52, расположенной в Шейх-Абд-эль-Курне, части Фиванского некрополя, на западном берегу Нила, напротив Луксора. Принадлежала Нахту, древнеегипетскому чиновнику, который занимал должность писца во время правления Тутмоса IV (1401–1391 до н. э. или 1397–1388 до н. э.), фараона Восемнадцатой династии, первой династии Нового царства


Фрагмент фрески из гробницы Нахта с изображением трех артисток

Дело в том, что, работая с утра до ночи в жарком климате, крестьяне и простонародье обычно носили из одежды всего лишь один льняной передник. Причем во время полевых работ нередко снимали и его, поскольку считалось, что всякая одежда стесняет движения. Вот почему многие египтяне предпочитали работать голыми.

Так что нагота в Египте постыдной не считалась, особенно в эпоху Древнего и Среднего царства.

Очень простой была и одежда женщин – обтягивающее платье на лямках, которое они тоже нередко снимали, предпочитая ему короткий передник на бедрах. Еще менее прикрытыми были танцовщицы и музыкантши, веселившие египтян на пирах и праздниках, ну почему так, думается, объяснять не надо.


Египетская семья эпохи Нового царства. Набор из двух фигурок компании King & Country (Гонконг). Есть и ребенок, но это отдельная фигурка!

Известно, что во время строительства пирамид на эту работу периодически сгоняли множество египтян. Но работали там не только мужчины, но и женщины!

Дело в том, что работа под палящим египетским солнцем с раннего утра до последнего вечера требовала обильного количества воды для рабочих, строивших пирамиду. Обеспечивали доставку воды для питья бригады девушек и молодых женщин, многие из которых были нубийками, они в течение всего рабочего дня приносили рабочим пресную воду.

После окончания работы их держали в отдельных лагерях, чтобы обеспечить как их собственную безопасность, так и для того, чтобы исключить вероятность того, что они смогут утомить строителей внеплановыми ночными мероприятиями!


А вот такими простейшими инструментами египтяне определяли точность изготовления каменных блоков… Набор из двух фигурок компании King & Country (Гонконг)


Есть в коллекции компании King & Country и каменотесы! Интересен левый каменотес. Он вполне мог вырубать канавки в скальном основании пирамиды. Потом эти канавки, соединенные между собой, заполняли водой, причем, может быть, даже окрашенной. И когда она испарялась, на стенках канавок оставался четкий след. Но лишнюю породу срубали, и таким образом вся площадка для возведения пирамиды становилась идеально ровной!


Даже «камни» и те выпускает эта гонконгская фирма! Бери и совмещай их с каменотесами, и вот вам и готовая диорама из египетской истории


Захотелось каменотесам пить? Воду им может принести вот такая нубийка…


Строительство пирамид и других сооружений было изнурительной работой, и рабочим требовалось ещё и нечто большее, чем просто вода, чтобы утолить жажду... Эта молодая женщина усердно работает, готовя большую емкость местного пива для строителей. Тяжело было трудиться под палящим солнцем... Отсюда и минимальное количество одежды на девушке, вполне понятное тогдашним египтянам – «ведь она же работает»!

Знатные люди Древнего царства поверх передника на бедрах носили широкий кушак. И этим только от бедняков, а ещё качеством ткани, и отличались. Ну и ещё они украшали себя особыми воротниками, отделанными разноцветной эмалью. В польском кинофильме «Фараон» такие воротники-оплечья показаны очень хорошо.

Впрочем, для нас сейчас важно прежде всего то, что египтяне были страстными танцорами. Ни один праздник, ни одно значительное событие в личной и общественной жизни не обходились без зажигательных коллективных плясок и танцев, сопровождаемых пением и игрой на музыкальных инструментах.

Танцоры обвивали себя лентами и украшали голову венками из цветов. Иные сплетали волосы в длинную косу, к концу которой привязывали небольшой шарик. При быстрых движениях такая коса причудливо извивалась, что, видимо, считалось красивым.


Танец двух танцовщиц. Что ж, их фигурки, безусловно, удались. Остается ещё добавить зрителей, отбивающих ладонями такт


А в этой группе две танцовщицы и аккомпанирующая им девушка

Причем до нас дошли изображения вихревого коллективного танца времен V династии. Он очень напоминает современные эстрадные акробатические танцы. Так что нет ничего надуманного в этих фигурках танцовщиц. Так было!


Тройка женщин, играющих на традиционных египетских музыкальных инструментах

Сохранились изображения танца с бубном, танца с кастаньетами, танца с деревянными палками, а также парных танцев под аккомпанемент арфы, которая была в Египте подлинно народным инструментом. Но форма её с течением времени значительно изменилась.

На изображениях Древнего и Среднего царства преобладают небольшие шести- и семиструнные арфы, на которых играют сидя. К Новому царству появляются двенадцати- и двадцатиструнные арфы, размерами выше человеческого роста. На них приходится играть уже стоя. Но одновременно широко была распространена совсем небольшая арфа, которую прижимали во время игры к плечу.


Арфистка и флейтистка


Арфистка с двенадцатиструнной арфой

После арфы вторым по значению инструментом считалась флейта. Египтяне употребляли целое семейство разнообразных флейт – короткую, длинную и двойную. Изготовляли их из тростника и дерева, мундштук же был обычно из папируса.


Впрочем, и у нас в России есть компании, которые делают фигурки египтян ничуть не хуже. Вот эта девушка, играющая на чем-то вроде банджо, изготовлена петербургской компанией Silver Dream Studio. Она отлично смотрится. И… о творчестве этой российской фирмы мы как-нибудь здесь обязательно расскажем!

Что поделать, если обнаженная натура так привлекательна. Вот и фигурки обнаженных египтянок делают не только в Гонконге и у нас, но и в Астане, где работает компания «Астана Тойз».


Вот, например, фигурка египетской принцессы высотой 65 мм. Компания «Астана Тойз». Интересно, что многие фирмы, выпускающие фигурки, тесно кооперируются друг с другом. Одна фирма их, скажем, делает, тогда как другая занимается их росписью, как, например, все та же российская компания Silver Dream Studio


Принцесса на ложе. Высота 80 мм. Компания «Астана Тойз»

Так что историю Древнего Египта мы сегодня можем изучать не только по фрескам и барельефам, но и по фигуркам оловянных «солдатиков», изготовленных мастерами высокого класса на их основе.

Ну а о разных других египетских развлечениях и забавах мы расскажем в одной из наших следующих статей цикла «Экспедиция к предкам».

https://topwar.ru/237174-jekspedicija-k-predkam-zhizn-drevni...

Картина дня

наверх