На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Антисемитизм без границ (История) (4 статьи)

Если дедушка — палач
Памятник Йонасу Норейке в селе Шукиониаи. Фото: Wikipedia / Vilensija
Американка узнала страшную правду о деде-нацисте и взбунтовалась против его чествования в Литве
Американская журналистка Сильвия Фоти раскритиковала Литву за предоставленные почести ее деду, который участвовал в уничтожении евреев во время Второй мировой войны. Об этом она написала статью в издании Salon.

Журналистка собиралась написать книгу о деде, которого она знала как борца с советской властью, убитого КГБ, сообщает Лента.ру. Йонас Норейка, по семейным рассказам, руководил уездом на северо-западе страны и воевал с нацистами.
В 2000 году Фоти поехала в Литву и была удивлена, с какими почестями ее встретили как родственницу Норейки. На родине он был известен под псевдонимом Генерал Ветра. По словам Фоти, в Литве его называли национальным героем и просили быстрее выпустить о нем книгу. Американка установила памятную табличку на фасаде Библиотеки Академии наук Литвы.
Памятная табличка на фасаде Библиотеки Академии наук Литвы. Фото: Wikipedia / Alma PaterВпоследствии журналистка начала собственное расследование о «подвигах» своего деда и узнала, что главою уезда его назначали немецкие оккупанты. Более того, Норейка был автором антисемитской брошюры «Подними голову, литовец!».
В 2013 году женщина начала сотрудничать со специалистом по Холокосту Симоном Довидавичусом. Выяснилось, что Норейка был причастен к убийству более десяти тысяч литовских евреев. Также он занял с семьей один из домов, ранее принадлежавший убитым евреям.
В конце статьи Фоти выдвинула обвинения литовским властям в укрывательстве преступлений литовцев, сотрудничавших с нацистами. Журналистка пыталась добиться снятия мемориальной таблички, установленной ею ранее, но литовские власти не пошли ей навстречу.
ИЗ ВИКИПЕДИИ
Йонас Норейка родился в 1910 году в селе Шукиониаи. Учился в Каунасской военной школе. Затем стал служить на военной службе. В 1933 году он издал книжку «Подними голову, литовец!» с антисемитским содержанием. В 1939 году получил звание капитана, а в июне 1940 года стал офицером запаса.
Сразу же после начала Великой Отечественной войны решил быть пособником нацистов. Йонас Норейка входил в «Литовский фронт активистов», который боролся против советской власти. Они хотели победы Третьего Рейха и надеялись получить власть в стране после этого. После ликвидации ЛАФ нацистами присоединился к полицаям, расстреливавшим евреев. Как было описано в немецком журнале Der Spiegel:
"Большая часть литовцев, заключенных в Штуттгофе, раньше были офицерами, в их числе начальник отделения Бурагас, служивший референтом по делам евреев и распоряжавшийся в Вильнюсском гетто, а также начальник отделения Норейка, который организовал и осуществил массовое убийство жителей Плунге — евреев".
Норейка также разрешил местному населению грабить еврейские дома. Военный соратник Норейки Альгирдас Пакальнишкис, работавший в комендатуре следующим образом вспоминал те дни:
"В ночь с 12 на 13 июля, то есть через три недели после начала войны, были убиты все евреи Плунге, дети, женщины и старики. Перед этим они были закрыты в синагоге, откуда их выводили в лес и расстреливали. Комендантом был Норейка, капитан. Он и другие литовские офицеры мобилизовали молодых мужчин волости, вооружили их. Из немецкой армии здесь находились только два солдатика, один из них явился в комендатуру и, дрожа от волнения, спросил у коменданта, что они собираются делать с запертыми в молельном храме. «Я отдал приказ расстрелять всех до одного» — жестко ответил Норейка…"
С августа 1941 года стал главой Шяуляйского уезда. Летом 1941 года в городе Жагаре было создано еврейское гетто, куда по приказу Норейки было согнано всё еврейское население окрестных районов, а спустя несколько месяцев все евреи гетто были уничтожены.
В мемуарах литовского эмигранта Александраса Пакальнишкиса упоминается что только в июле 1941 года по приказу Норейки убили 1800 евреев. Узник Шяуляйского гетто Л. Лифшиц, исследовавший материалы в Шяуляйском музее Ausrа, обвиняет Норейку в убийстве 5 100 евреев. Глава Вильнюсской еврейской общины Симонас Гурявичюс тоже отмечает, что Норейка активно участвовал в убийствах евреев из Плунге. В 1942 году Йонас Норейка был против создания Литовского легиона СС и спустя год он был арестован гестапо и помещен в концлагерь Штуттхоф.
Журналист Римвидас Валатка называл Норейку «литовским идеологом нацизма» и сравнивает его с Адольфом Гитлером так как оба написали книги «Подними голову, литовец!» и «Майн Кампф», схожие по содержанию.
Норейка был расстрелян в 1947 году по приговору советского военного трибунала.
В 2015 году Центр исследования геноцида и резистенции жителей Литвы предоставил справку о деятельности Йонаса Норейки в оккупированной нацистами Литве, которую Еврейская община Литвы назвала, что она не только очень спорная, но и с лингвистической точки зрения одно предложение противоречит другому.

http://isrageo.com/2018/07/18/yonas264/

Аркадий КРАСИЛЬЩИКОВ. Погромнонеустойчивый мир



Мюнхенская синагога «Охель Яаков», разгромленная во время «Хрустальной ночи». Фото: Wikipedia / Private collection
Блеск и нищета еврейского либерализма
Евреи Германии считались самыми "продвинутыми" евреями планеты: они активно ассимилировались, были большими патриотами своей страны, презирали евреев, "застрявших в Средневековье".

Затем к власти пришел Гитлер, и к 1945 году в рейхе, да и по всей Европе, почти не осталось евреев (любых).
Предательство национальных интересов — одна из причин Холокоста.
В 1917 г. к власти в Российской империи пришли большевики. Евреи империи охотно откликнулись на приглашение строить светлое будущее в чужой стране и для чужого и чуждого народа. В 1917 г. в России проживало почти 6 миллионов евреев. Сегодня на всем постсоветском пространстве — несколько сотен тысяч — еще одно следствие предательства национальных интересов.
У меня нет желания "швырять камни" в честных и мужественных евреев, родившихся или живущих НЕ в Еврейском государстве, занятых ПОЛИТИКОЙ, ОСОБЕННО ПРОТЕСТНОЙ, у себя на родине, но и это, увы, считаю предательством национальных интересов, чреватым трагедией. Особенно в странах "погромнонеустойчивых" — по точному определению Михаила Жванецкого.
Нынешние либералы — адепты "глобального мира" тоже зовут под свои знамена евреев, а те вновь охотно готовы предать свои национальные интересы везде в мире, включая Израиль. Итог и этого предательства будет таким же печальным и трагическим, как и прежде. Увы, не сомневаюсь в этом.

"Хрустальная ночь" под эгидой ООН

http://isrageo.com/2018/07/25/pogro265/

"Ну да, Пеле – он же тоже еврей"
1961 год. «Динамо» (Киев) впервые становится чемпионом СССР. Фото из архива автора
Футбол нашего детства. Продолжение заметок известного киевского журналиста
Михаил ФРЕНКЕЛЬ, собственный корреспондент журнала "ИсраГео" в Киеве
Из цикла «Дело было на Евбазе»

«Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», «Коммунизм – это светлое будущее человечества», «Вперед – к победе коммунизма!».
Этими заголовками осенью 1961 года пестрели газеты. А из репродукторов торжественно звучала идеологически правильная песня «Марш коммунистических бригад»:
Сегодня мы не на параде,
Мы к коммунизму на пути
В коммунистической бригаде
С нами Ленин впереди…
Советский Союз, как сообщалось в газетах и по телевидению, шел навстречу XXIІ съезду КПСС. На нем партийный вождь Никита Хрущев громогласно объявил, что коммунизм настанет не через века, а никак не позже 1980 года. Верил ли в огромной стране в это кто-либо, кроме самого Никиты-кукурузника, сказать сложно. Однако желающих пожить по коммунистическому принципу «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям» было немало. Ведь в реальной жизни потребности редко соответствовали способностям. А тут вполне серьезно обещалась такая «шара», словно любимая народом сказка, где «по щучьему велению…»
Съезд должен был открыться 17 октября. Однако коммунизм коммунизмом, но в те дни многие киевляне, в основном мужского пола, ждали эту дату с нетерпением по немножко другой причине. А как же иначе! В этот день могло произойти поистине историческое событие – в случае победы над харьковским «Авангардом» футболисты киевского «Динамо» становились чемпионами СССР, и впервые в истории всесоюзных первенств победить в турнире мог не московский клуб.
Некоторые акулы пера, родившиеся спустя годы после тех событий, любят сегодня изрекать, что противостояние киевского и московских клубов уже тогда носило ярко выраженный национальный характер. Очень-очень правильная по нынешним временам версия. Однако это было не так. А вот конкуренция регионов с центром действительно имела место, и весьма острая.
Тот осенний день выдался в Киеве пасмурным и дождливым, но у болельщиков «Динамо» надежды были самые радужные.
Уже на дальних подступах к стадиону стало ясно, что билетов нет даже у спекулянтов. Но мы, мальчишки с Евбаза, собственно, и не думали их покупать – просто потому что денег не было. Проскользнув через дыру в заборе, мы вдруг обнаружили приближавшихся к нам охранников и изо всех сил рванули к арене. Я слегка отстал. Но как оказалось, мне повезло больше других – удалось пролезть к ограде трибун под табло, на котором высвечивались цифры забитых мячей. И поле неплохо было видно, и дождик на голову не капал.
Опять-таки некоторые коллеги пишут, что все украинские команды по велению партийного руководства всегда отдавали очки динамовцам. Что ж, был такой грех, хотя и не носил планово-массового характера. Но началось это позже, когда Украину возглавил страстный поклонник футбола и ярый болельщик киевского «Динамо» В.В.Щербицкий. Все высокопоставленные партийные функционеры, в руках которых фактически находилась власть в республике, наперегонки старались угодить главному болельщику «Динамо». Отсюда и растут ноги договорняков. Впрочем, все это делалось как бы для того, чтобы утереть нос москвичам, поскольку в то время киевское «Динамо» было их главным конкурентом.
Неожиданным исключением здесь стала победа ворошиловградской «Зари» в союзном чемпионате 1972 года. Но этот сюрприз случился благодаря сверхактивности другого мецената – первого секретаря Ворошиловградского обкома товарища Шевченко. Само собой такими деньжищами, как шейхи Персидского залива или Абрамович, он не обладал. Но он заставил директоров крупнейших предприятий области обеспечить больщущими зарплатами якобы работавших у них отменных игроков, которых таким образом переманили из других команд страны. Серьезные средства, что тоже сыграло немалую роль в успехе «Зари», были выделены и на «работу с судьями». Впрочем, все эти фортели хозяину области не простили ни в Москве, ни в Киеве, и он очень быстро был отправлен на пенсию.
В годы правления ВВ, как многозначительно величали подчиненные Владимира Васильевича Щербицкого, не знать результатов последнего тура футбольного чемпионата для сотрудников ЦК было равносильно незнанию трех составляющих марксистко-ленинского учения. Весной 1995 года я брал интервью у Леонида Кравчука, и он, помимо многого другого, рассказывал, как не будучи страстным болельщиком, должен был внимательно следить за тем, что происходило в мире футбола. С тех пор прошли годы, и Леонид Макарович, сегодня нередко появляющийся в вип-ложе «Олимпийского», уже и сам полюбил футбол…
Кроме высокопоставленных партийных бонз, в Киеве всегда была тьма-тьмущая других ярых любителей футбола.
В те годы нынешний «Олимпийский» выглядел совершенно иначе и назывался стадион имени Хрущева. И там справа от входа, возле таблицы «Чемпионат СССР по футболу» собиралась разношерстная публика – от 8 до 80. Здесь были и какие-то уголовные элементы, и интеллигенты-очкарики, и откровенно злые люди, и не очень злые или совсем не злые. И говорили на разные темы, и о политике тоже, не только о футболе. Высказывали самые фантастические версии, спорили, ссорясь и перебивая друг друга.
Это было что-то вроде фейсбука тех времен. Со своими, кстати, белыми воронами. Например, там частенько бывал человек, который болел за московское «Торпедо»… Ну и, конечно, практически каждый имел друга или знакомого, который работал шофером (поваром, врачом, массажистом) в футбольном клубе «Динамо». Эти люди знали все – все последние новости, все сплетни, все, что теперь на спортивных сайтах называется трансферной и инсайдерской информацией. Обсуждали не только то, что делается на полях и аренах, но и подробности личной жизни известных спортсменов. Помню, как однажды уже упомянутый торпедовский болельщик, расхваливая отличную игру молодого вратаря советской сборной на мировом хоккейном чемпионате, рассуждал о том, что вот накануне турнира у этого вратаря состоялась свадьба – но отыграл он тем не менее классно, а ведь сколько сил потратил в брачную ночь! И, представьте, все эти сентенции «торпедовец» изрекал с видом человека, лично присутствовавшего в эту самую ночь в спальне молодых.
Чемпионский состав. Фото из архива автораБывали, конечно, в диспутах у таблицы и совсем не смешные моменты, а то случались и вовсе чреватые дракой разговоры. Однажды неприятную атаку пришлось выдержать и мне. Я позволил себе иронично отреагировать на совершенно глупую оценку игры бразильской сборной со стороны одного из спорщиков. В ответ, пристально посмотрев на меня, он изрек:
«Ну да, Пеле – он же тоже еврей. Не правда ли?».
Окружающие начали было ржать, но я не растерялся и ответил:
«Да, конечно. Такой же еврей, как Стэн Микита украинец».
При этих словах в воздухе повисло молчание. Дело в том, что в те годы до нас доходили только отголоски событий, происходивших в мире, и в спортивном – в том числе. Киевские болелы слышали про одного из лучших игроков НХЛ Стэна Микиту, который был для нас совершенно легендарной личностью. В канадском хоккее действительно было немало игроков с украинскими корнями, поэтому и популярного Микиту спорщики у стадионной таблицы из-за подходящей фамилии зачислили в украинцы. Однако буквально дней за десять до словесной стычки, о которой я веду речь, в «Советском спорте» появилась статья о знаменитом хоккейном форварде, где помимо всего прочего указывалось, что по национальности он словак.
Думаю, тогда в болельщицкой толпе не всем понравился мой ответ. Но крыть-то было нечем. И меня больше не дергали по национальному вопросу.

Однако вернемся в октябрь 1961 года. Слухи о том, что «Авангард» сдаст игру, взволнованным шепотом передававшиеся из уст в уста киевских болельщиков, оказались ложными. Харьковчане яростно защищались, а их вратарь Николай Уграицкий метался в воротах как лев, ловил и отбивал все, что в них летело. Мы все же с нетерпением ожидали чуда до самых последних секунд поединка, но он закончился нулевой ничьей. После финального свистка арбитра над стадионом повисла тягостная пауза…
Но чудо все-таки свершилось! Внезапно в громкоговорителях зазвучал голос диктора. Делая торжественные паузы, словно Левитан, сообщающий о космическом полете Гагарина в апреле того же года, он объявил о сенсационной победе ташкентского «Пахтакора» над московским «Торпедо» в матче, который прошел в Ташкенте параллельно с киевским. А это означало, что динамовцы все же опередили москвичей по очкам и стали чемпионами страны! Трибуны взорвались многотысячным ревом и вскоре запылали. Никакой пиротехники, файеров и тому подобного не было, но впервые в истории киевские болельщики зажгли факелы из газет. Это было яркое в прямом смысле слова зрелище! Игроков «Динамо», уже ушедших в раздевалку, громким скандированием вернули на арену, и они совершили круг почета. Всеобщему ликованию не было предела…
В то время, когда в Москве на партийном съезде Хрущев торжественно провозглашал светлое будущее, в сияющих радостью глазах киевлян явственно читалось: «Какой там на хрен коммунизм!… Наши – чемпионы!!!»
Об этом радостно твердили на Бессарабке, Крещатике, Шулявке, и, конечно же, на Евбазе.

Футбол нашего детства

http://isrageo.com/2018/07/25/nudap265/

Исаак ТРАХТЕНБЕРГ . Чтобы наши потомки никогда не были ни жертвами, ни палачами…


Одна из многих десятков тысяч жертв Бабьего Яра — Валентин. Фото из архива мемориала "Яд ва-Шем"

Общественным деятелям, почитающим память жертв Холокоста, борцам против ксенофобии и антисемитизма

Прежде всего свидетельствую вам, глубокоуважаемые единомышленники, свое уважение и признательность за вашу благородную общественную деятельность. А затем позволю себе сразу же в начале этого обращения, адресуемого Вам, сослаться на следующие высказывания почитаемых современников.

Первая цитата принадлежит Папе Римскому Франциску:
«К сожалению, антисемитизм, который я отвергаю во всех формах, мышлениях, являющийся полной противоположностью христианским принципам, до сих пор очень распространен в наше время. Мы чувствуем себя обязанными делать все возможное для того, чтобы помочь нашим еврейским друзьям преодолеть антисемитские тенденции».
Второе высказывание – выдержка из выступления лауреата Темплтоновской премии, члена Палаты лордов Великобритании раввина Джонатана Сакса в Европейском парламенте:
«Ненависть, которая начинается с евреев, никогда на евреях не заканчивается. …Мы делаем большую ошибку, если думаем, что антисемитизм представляет угрозу только евреям. Это угроза в первую очередь Европе и свободе, для достижения которой потребовались столетия».
Третье – из выступления президента Украины Петра Порошенко на траурной церемонии почитания памяти жертв Бабьего Яра в связи с 75-й годовщиной трагедии:
«Трагедия Бабьего Яра – это предупреждение, обращенное ко всему человечеству о том, что любой режим, который имеет за ничто права и свободу человека, несет в себе угрозу для самой человечности. Нашей моральной обязанностью является не допустить повторения преступлений против человечества и человечности. …Где гарантия, что мы застрахованы от повторения трагических страниц недавнего прошлого? Особенно принимая во внимание всплеск религиозной, расовой или национальной нетерпимости, рецидивы антисемитизма даже в тех странах, где все эти позорные явления, казалось бы, давно и бесповоротно искоренены. И разве не может нас не волновать рост популярности ультраправых ксенофобских политических сил?»
И еще упомяну две выдержки, к которым, не скрою, у меня особое внимание, поскольку обе они из предисловия и послесловия к книге вашего покорного слуги «Бабин Яр. Минуле і сьогодення». Автор предисловия – известный правозащитник, академик Иван Дзюба. А выдержка из упомянутого предисловия следующая:
«Я бы мог, к сожалению, слово в слово повторить многое из того, что говорил еще 29 сентября 1966 года во время 25-й годовщины трагедии на митинге, который, несмотря на запрет власти, собрался в Бабьем Яру. К сожалению – потому что, хотя мир якобы и знает правду о геноциде и вроде бы существует понимание необходимости достойно почтить память его жертв и даже выработаны соответствующие ритуалы, но сделало ли человечество выводы из этой и других трагедий ХХ века, из страшных уроков истории? Нет, не сделало, поскольку и сегодня на всех континентах видим вспышки человеконенавистничества и опять льется кровь по причине расовых, национальных, религиозных предубеждений и суеверий».
В этих взволнованных словах – горькая правда о том, какое сопротивление оказывается попыткам противостоять ксенофобии и антисемитизму.
А вот что написал в послесловии к моей книге другой ученый, украинский государственный и общественный деятель, возглавивший оргкомитет по проведению траурных мероприятий в связи с 50-летием трагедии в Бабьем Яру Сергей Комисаренко:
«Память о Холокосте, память о Бабьем Яре необходимы, чтобы наши дети, внуки и последующие поколения никогда не были ни жертвами, ни палачами, ни равнодушными наблюдателями подобных трагедий. …Конечно, время может зарубцевать раны. Но оно бессильно погасить нашу память. Шовинизм, ксенофобию и антисемитизм нельзя победить только словами или политическими методами. Борьба со злом проходит через души людей. Через наши с вами души. Эта книга тяжких воспоминаний и тревожных раздумий, постигших нашу землю в ХХ веке. Уверен, что кровоточащим страницам этой книги суждено занять свое место, и она будет прочитана неравнодушными людьми, в том числе и молодым поколением».
Комментируя вышесказанное, отмечу, что для этого – чтобы книга стала достоянием широкого круга читателей – необходимо ее издание массовым тиражом. И именно о данной проблеме идет речь как в этом обращении, так и в «Открытом письме», опубликованном на страницах украинских газет «День» и «Еврейские вести» за подписями академика С.Комисаренко и автора этого обращения. Прилагаю копию «Открытого письма» на тот случай, если оно прошло мимо вас. Выражаю уверенность, что и настоящее обращение, и упомянутое письмо будут вами внимательно прочитаны.
Высказанная уверенность основана на том, что целью написания моей книги было донести до нынешнего читателя, в том числе и особенно до молодого поколения, правду о том, что произошло, чтобы книга была воспринята как «предостережение от новых человеческих катастроф на планете». Отсюда не только оправданность такого издания для массового читателя, но и крайняя в этом необходимость. Поскольку книга была издана за ограниченные средства самого автора, она вышла в свет весьма малым тиражом (всего 300 экземпляров) и не стала достоянием массового читателя ни в Украине, ни тем более в европейских странах, где ныне начал вновь бродить призрак ксенофобии и антисемитизма.
Чтобы издать книгу вторым массовым выпуском на украинском и английском языках необходима материальная помощь общественных объединений, к руководству которых содержится призыв в нашем «Открытом письме». Когда такое издание появится, часть тиража могла бы быть безвозмездно передана будущему музею Мемориального центра Холокоста, чтобы каждый посетитель музея мог ее получить. Важно ли это ныне? Без сомнения. Напомню тревожное высказывание Ежи Станислава Леца о том, что «каждый век имеет свое средневековье» и отмечу – увы, но все мы с сожалением и большой тревогой можем констатировать, что в ХХІ веке признаки средневековья начинают явственно проступать.
В заключение с большим огорчением хочу сказать, что наш призыв к общественным организациям и неравнодушным единомышленникам о материальной поддержке издания вышеупомянутой книги массовым тиражом на украинском и английском языках не получил должного отклика. Лишь общественная организация «Харьковский областной благотворительный фонд образовательных и научных инициатив» оказала материальную спонсорскую помощь издательству «Авіцена».
Все изложенное выше позволяет мне обратиться к вам за такого рода поддержкой и выразить надежду, что она будет оказана. Я очень хочу верить в это.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
руководителям общественных организаций, представителям «Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр»», участникам мероприятий, проведенных в связи с 75-й годовщиной трагедии Бабьего Яра
«Нельзя, разумеется, забывать о событиях и обстоятельствах, которые больно и горько вспоминать. К сожалению, такие воспоминания неизбежны и необходимы для становления лучшего будущего». (Жан-Пьер Вернан)
Авторы этого письма поддерживают высказанную известным историком и философом мысль о событиях, которые больно вспоминать. Действительно, такой жестокий опыт, как трагедия Бабьего Яра, забвению не подлежит.
В первые послевоенные годы Марк Шагал, говоря о Холокосте в прошлом и его уроках для будущего, сказал такие горькие слова: «От имени расстрелянных и заживо сожженных мы говорим врагу, что никогда его не простим – ни в жизни, ни в искусстве». Считается, что своим известным триптихом, посвященным Холокосту, Марк Шагал выразил надежду, что распятый Иисус станет для человечества мостом между всеми людьми – мостом любви, мостом мира без насилия.
Сбылись ли эти надежды? Увы. Надеемся, с нами согласятся уважаемые единомышленники, к которым адресовано это обращение, что как раз сегодня оправдано дополнить высказанные выше мысли наших предшественников настойчивым призывом противодействовать идеологии национальной розни и ее мерзким проявлениям не только во время траурных мероприятий в связи с трагедиями прошлого, но и в другие времена, в другие дни, когда снова возникают недопустимые проявления национальной нетерпимости.
Говоря об этом, мы возвращаемся мыслями к трагедиям прошедшего ХХ века, к тем ужасным событиям, которые произошли в нашей стране и которые нанесли непоправимый ущерб Украине – Голодомору, массовым репрессиям сталинского режима, Холокосту и трагедии Бабьего Яра как к его особо страшному и кровавому проявлению в Украине.
К счастью, мы уверены, что Голодомор и сталинские репрессии навсегда остались в истории черными страницами прошлого. Что же касается проявлений антисемитизма, то, к сожалению, становится все очевиднее, что ныне в Европе бродит его призрак. Нельзя не согласиться с Джонатаном Саксом, который в своем выступлении в Европейском парламенте высказал мнение, что все мы делаем ошибку, если думаем, что антисемитизм представляет угрозу только для евреев. Это угроза, убежден известный раввин, в первую очередь самой Европе и свободе, для достижения которой потребовались века. Примечательно, что подобное суждение еще раньше было высказано у нас в Украине такими общественными деятелями как Мирослав Маринович и Мирослав Попович.
А теперь самое время сделать акцент на обстоятельство, которое послужило отдельным поводом для написания этого обращения. Дело в том, и это уже отмечалось, что организационный комитет по проведению траурных мероприятий в связи с 75-летием трагедии Бабьего Яра на своих заключительных заседаниях был единодушен в том, что в память о миллионах жертв нацизма активные меры в борьбе против антисемитизма должны сегодня стать в нашем обществе постоянными. Следует помнить, что это уничтожение ни в чем не повинных детей, женщин, стариков, как было сказано Президентом Петром Порошенко в его выступлении на траурной церемонии памяти жертв Бабьего Яра, «произошло не в темные времена дикого средневековья, а в середине двадцатого века – цивилизованного, образованного, европейского». Также Президент отметил, что «Бабий Яр – это трагедия всего человечества, но произошла она здесь, на украинской земле. И поэтому украинец не имеет права забыть о ней так же, как не должен забывать о ней и еврей. Бабий Яр – это наша общая трагедия, трагедия, прежде всего, еврейского и украинского народов». Таким образом, Петр Порошенко повторил слова великого украинца Ивана Дзюбы, которые в свое время прозвучали громко и смело в условиях тоталитарного произвола, о чем также было сказано в президентском выступлении.
Накануне 75-й годовщины трагедии эти же слова процитировал один из авторов этого письма в послесловии к книге о трагедии Бабьего Яра. Повторим, организационный комитет поддержал идею продолжить и активизировать меры по пропаганде межнационального мира и толерантности в украинском обществе, тем самым способствуя сохранению памяти жертв Холокоста. В заключительном пункте протокольного решения комитета от 2 ноября 2016 года сказано: обеспечить «отработку вопроса о подготовке и проведении памятных мероприятий в 2021 году в связи с 80-й годовщиной трагедии Бабьего Яра». В этом же протокольном решении нашли отражение предложения, которые были внесены двумя членами комитета – авторами этого обращения. Одно из них касалось издания книги «Бабий Яр. Прошлое и настоящее» (автор И.Трахтенберг, предисловие И.Дзюбы, послесловие С.Комисаренко), во втором предложении шла речь о создании художественно-документального кинофильма, посвященного трагедии Бабьего Яра (планировалось, что создателем фильма может быть классик польского кино Ежи Гофман).
К сожалению, оба эти предложения, одобренные комитетом, так и остались лишь на бумаге. Необходимо отметить, что книга «Бабий Яр. Прошлое и настоящее» все же была издана на средства самого автора, но весьма незначительным тиражом, и поэтому доступна лишь узкому кругу лиц. Но ведь на заседании комитета речь шла об издании этой книги массовым тиражом для широкого круга читателей. Нужно ли сомневаться в том, что она сегодня является крайне востребованной, особенно для молодых читателей?
В книге «Бабий Яр. Прошлое и настоящее», текст в которой представлен на украинском, русском и английском языках, освещаются различные аспекты Холокоста с позиций и прошлого, и настоящего, приводятся факты, имеющие для современного читателя познавательный характер. Главный посыл, который несет книга – сподвигнуть читателя проникнуться убеждением, что память об этой трагедии является предостережением от новых человеческих катастроф на планете. Именно так называлась статья-рецензия на книгу в еженедельнике «Зеркало недели». Таким же предостережением мог бы стать и документально-художественный кинофильм о трагедии Бабьего Яра, предложение о создании которого также пока остается лишь благим намерением.
Это открытое письмо завершим настоятельным призывом к адресатам стать активными спонсорами и реализаторами вышеуказанных конкретных идей, которые до сих пор не удалось воплотить в жизнь.
С уважением,
члены Организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий в связи с 75-й годовщиной трагедии Бабьего Яра:
Сергей Комисаренко, академик НАН и НАМН Украины (Председатель правительственного комитета по вопросам трагедии Бабьего Яра 1991 года)
Исаак Трахтенберг, академик Национальной академии медицинских наук Украины, член-корреспондент Национальной академии наук Украины.

http://isrageo.com/2018/07/25/istra265/

Картина дня

наверх