Как вымирание мегафауны ледникового периода заставило людей изобрести цивилизацию
Почему люди так долго шли к цивилизации? Современный Homo sapiens появился примерно от 250 000 до 350 000 лет назад. Но первые шаги к цивилизации — сбор постоянного урожая, а затем одомашнивание культурных растений — начались лишь около 10 000 лет назад, а первые цивилизации появились 6 400 лет назад.
На протяжении 95% истории нашего вида мы не занимались сельским хозяйством, не создавали крупных поселений и не формировали сложные политические иерархии. Мы жили небольшими кочевыми группами, занимаясь охотой и собирательством. Но затем что-то изменилось.
Мы перешли от жизни охотников-собирателей к сбору урожая, затем к земледелию и, наконец, к городам. Поразительно, но этот переход произошел только после исчезновения мегафауны ледникового периода — мамонтов, гигантских ленивцев, гигантских оленей и лошадей. Причины, по которым люди начали заниматься сельским хозяйством, до сих пор остаются неясными, но исчезновение животных, от которых мы зависели в качестве пищи, возможно, вынудило нашу культуру эволюционировать.
Люди охотились на дикий скот, лошадей и оленей во Франции 17 000 лет назад. Фото: Википедия
Древние люди были достаточно умны, чтобы заниматься сельским хозяйством. Все группы современных людей имеют одинаковый уровень интеллекта, что позволяет предположить, что наши когнитивные способности развились до того, как эти популяции разделились около 300 000 лет назад, а затем мало изменились. Если наши предки не выращивали растения, это не значит, что они были недостаточно умны. Что-то в окружающей среде мешало им — или им просто не нужно было этого делать.
Глобальное потепление в конце последнего ледникового периода, 11 700 лет назад, возможно, облегчило появление земледелия. Более высокие температуры, более продолжительный вегетационный период, большее количество осадков и долгосрочная стабильность климата сделали больше площадей пригодными для возделывания. Но маловероятно, что земледелие нельзя было развивать и раньше. И Земля видела много таких потеплений — 11 700, 125 000, 200 000 и 325 000 лет назад, — но более ранние потепления не стимулировали эксперименты в сельском хозяйстве. Изменение климата не могло быть единственным фактором.
Вероятно, свою лепту внесла и миграция людей. Когда наш вид распространился из южной части Африки по африканскому континенту в Азию, Европу, а затем и в Америку, мы нашли новую среду обитания и новые пищевые растения. Но люди заселили эти части света задолго до того, как начали заниматься земледелием. Одомашнивание растений отстало от миграции людей на десятки тысячелетий.
Рожь, одна из первых культур. Фото: Википедия
Если возможности для появления земледелия уже существовали, то запоздалое изобретение сельского хозяйства предполагает, что наши предки не нуждались или не хотели им заниматься.
Сельское хозяйство имеет существенные недостатки по сравнению с собирательством. Земледелие требует больше усилий и предполагает меньше свободного времени и худшее питание. Если охотники проголодались утром, они могут поесть, приготовив пищу на костре ночью. Сельское хозяйство требует тяжелой работы сегодня, чтобы производить продукты питания спустя месяцы или не производить их вообще. Это требует хранения и управления излишками продовольствия, чтобы кормить людей круглый год.
Охотник, у которого выдался неудачный день, может завтра снова поохотиться или поискать более богатые охотничьи угодья в другом месте, но фермеры, привязанные к земле, находятся во власти непредсказуемости природы. Дожди, приходящие слишком рано или слишком поздно, засухи, заморозки, болезни или саранча могут привести к неурожаю — и голоду.
У сельского хозяйства есть и военные недостатки. Охотники-собиратели мобильны и могут преодолевать большие расстояния, чтобы атаковать или отступать. Постоянные тренировки с копьями и луками сделали их смертоносными бойцами. Фермеры привязаны к своим полям, их распорядок дня диктуется временами года. Это предсказуемые, стационарные цели, чьи запасы продовольствия соблазняют голодных чужаков.
И, эволюционировав к такому образу жизни, людям, возможно, просто нравилось быть кочевыми охотниками. Индейцы команчи сражались насмерть с бледнолицыми пришельцами, чтобы сохранить свой охотничий образ жизни. Бушмены Калахари на юге Африки продолжают сопротивляться превращению в фермеров и скотоводов. Поразительно, когда полинезийские земледельцы столкнулись с обилием нелетающих птиц в Новой Зеландии, они в значительной степени отказались от сельского хозяйства, создав культуру охотников маори.
Отказ от охоты
И все же что-то изменилось. Начиная с 10 000 лет назад люди неоднократно отказывались от образа жизни охотников-собирателей в пользу земледелия. Возможно, после вымирания мамонтов и другой мегафауны эпохи плейстоцена и чрезмерной охоты на выжившую дичь образ жизни охотников-собирателей стал менее жизнеспособным, подталкивая людей к сбору урожая, а затем к выращиванию растений. Возможно, цивилизация родилась не из стремления к прогрессу, а из стихийного бедствия, поскольку экологическая катастрофа вынудила людей отказаться от традиционного образа жизни.
Когда люди покинули Африку, чтобы колонизировать новые земли, крупные животные исчезали везде, куда бы мы ни ступили. В Европе и Азии мегафауна, такая как шерстистые носороги, мамонты и ирландские лоси, исчезла примерно от 40 000 до 10 000 лет назад. В Австралии гигантские кенгуру и вомбаты исчезли 46 000 лет назад. В Северной Америке лошади, верблюды, гигантские броненосцы, мамонты и наземные ленивцы исчезли от 15 000 до 11 500 лет назад, а в Южной Америке вымерли от 14 000 до 8 000 лет назад. После того как люди распространились на Карибские острова, Мадагаскар, Новую Зеландию и Океанию, исчезла и тамошняя мегафауна. Вымирание мегафауны неизбежно следовало за людьми.
Добыча крупных животных, лошадей, верблюдов и слонов, приносит лучшую отдачу, чем охота на мелкую дичь, такую как кролики. Но крупные животные, такие как слоны, размножаются медленно и имеют мало потомства по сравнению с мелкими животными, что делает их уязвимыми для чрезмерного вылова. И поэтому, куда бы мы ни пошли, наша человеческая изобретательность означала, что мы ловили крупных животных быстрее, чем они могли пополнять свою численность. Возможно, это был первый кризис устойчивости.
Поскольку прежний образ жизни больше не был жизнеспособным, люди были вынуждены вводить новшества, всё больше сосредотачиваясь на сборе, а затем на выращивании растений, чтобы выжить. Это позволило человеческой популяции расшириться. Употребление в пищу растений, а не мяса, является более эффективным использованием земли, поэтому сельское хозяйство может прокормить больше людей на той же территории, чем охота. Люди могли селиться на одном месте постоянно, строить поселения, основывать цивилизации.
Археологические и ископаемые данные говорят нам, что наши предки могли заниматься сельским хозяйством, но стали делать это только после того, как у них не осталось альтернативы. Мы, вероятно, продолжали бы охотиться на лошадей и мамонтов вечно, но мы были слишком хороши в этом, и, вероятно, постепенно уничтожили наши собственные источники еды.
Сельское хозяйство и цивилизация могли быть изобретены не потому, что были улучшением образа жизни наших предков, а потому, что у нас не было выбора. Земледелие было отчаянной попыткой всё исправить, когда мы брали больше, чем могла выдержать экосистема. Если так, то мы отказались от жизни охотников ледникового периода, чтобы создать современный мир не предусмотрительно и намеренно, а случайно, из-за экологической катастрофы, которую сами и устроили тысячи лет назад. https://pulse.mail.ru/article/kak-vymiranie-megafauny-lednik...
Свежие комментарии