На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Амазонки – воительницы Скифии. Поляницы: красавицы-богатырши Древней Руси (2 статьи)

Амазонки – воительницы Скифии

Фрагмент раннесарматского медальона из Филипповского кургана
Фрагмент раннесарматского медальона из Филипповского кургана

Мы поговорим об амазонках, которые, скорее всего, были предками сарматов – племён, раскинувшихся в V–IV вв. по территориям нынешней Украины, юга России, кавказских республик, Казахстана и Китая.

VII в. до н. э.

Вы оказываетесь на земле к востоку от Древней Греции. Справа от вас раскинулось Чёрное море, слева – горный хребет. Вы едете по мелководным болотам вдоль побережья, и лишь изредка цапля, дикая лошадь или ястреб пересекают ваш путь. Как вдруг на вас нападает отряд свирепых воинов на лошадях.

Согласно греческому учёному Геродоту, именно это произошло с племенем скифов – конных лучников, живших на берегу Чёрного моря примерно в VII в. до н. э. Они однажды обнаружили, что их лошадей захватили. Только после того, как юноши вступили в бой и убили некоторых из врагов, они поняли, что их противниками были женщины. Женщины-воины, которых называют амазонками, и у которых «не было ничего, кроме оружия и лошадей». Ведь вся их жизнь посвящена охоте и набегам. Молодые скифы быстро решили сменить тактику. Они не убивали своих противников, прекратили все дальнейшие атаки. Вместо этого, как утверждал Геродот, они предложили себя для секса.

Амазонкам эта идея очень понравилась, и вскоре два лагеря объединились в один. Мужчины обнаружили, что язык женщин невозможно выучить, но амазонки освоили язык мужчин. Как только они смогли общаться, скифы сказали амазонкам, что хотели бы сейчас вернуться домой. Те им ответили:

«Мы никогда не смогли бы поселиться с вашими женщинами. У нас нет с ними общих обычаев. Мы стреляем из лука, метаем дротики, ездим верхом. Но чем занимаются ваши женщины? Ничего из того, что мы только что перечислили. Они всегда выполняют только женскую работу! Они просто прячутся в своих повозках. Как видите, нам было бы совершенно невозможно ужиться. Но, если вы действительно хотите, чтобы мы были вашими жёнами, и при этом вели себя с полной честью, идите к своим родителям и возьмите причитающуюся вам долю своего имущества. Тогда, по возвращению, мы сможем вместе обустроить свой собственный дом.»

Молодые люди согласились и вскоре поселились на новом месте. Потомков этого союза назвали савроматами. Геродот говорит нам, что

«с того времени и по сей день савроматские женщины придерживались своего первобытного образа жизни: они выходят на охоту, независимо от того, сопровождают их мужья или нет, они идут на войну и одеваются точно так же, как мужчины.»

То, что Геродот рассказывает нам, довольно удивительно. Как мы знаем, во времена, когда женщинам Древней Греции даже не разрешалось самостоятельно выходить из дома, женщины савроматов были равны мужчинам в верховой езде, охоте, сражениях от заката до рассвета. Кем были эти люди, и есть ли доля правды в рассказе Геродота?

Золотое кольцо с изображением охоты на оленя, 450-400 гг. до н.э. Музей изящных искусств в Бостоне
Золотое кольцо с изображением охоты на оленя, 450-400 гг. до н. э. Музей изящных искусств в Бостоне

Савроматы были частью скифов, греческого термина, обозначающего множество культурно схожих, но отличающихся друг от друга кочевых и полукочевых сообществ, которые веками жили, ездили верхом и сражались в непосредственной близости от древнегреческих поселений на востоке Эгейского моря. Они жили на территории, простиравшейся от Гималаев и Алтайских гор до Чёрного моря на территории нынешних Грузии и Турции. О них рассказывали Платон и Геродот, последний уверяет нас, что у некоторых племён женщины стали обладать властью не меньшей, чем мужчины.

Совсем недавно историк Эдриенн Майор заново открыла для нас этих независимых женщин-воительниц. Она проследила археологические и литературные следы мифических амазонок и идентифицировала их как исторических двойников женщин–конных лучниц Скифии и Савроматии, описав свои находки в книге «Амазонки: жизни и легенды женщин-воительниц Древнего мира». Свирепые, независимые женщины-воительницы долгое время считались всего лишь плодом воображения древних греков. Свидетельства, собранные Майором по кусочкам, говорят о другом: эти женщины были реальными.

Выводы автора свидетельствуют о том, что женщины в скифских обществах вели гораздо более свободный образ жизни, чем их греческие современницы. Девочки могли вырасти и стать кем угодно: охотницей, художницей, бардом, садовницей, могучей воительницей, героиней, путешественницей. По крайней мере, об этом свидетельствуют имена этих женщин. Майор собрала обширный список женских имён амазонок, большинство из которых нанесены на греческие вазы. Например: Алкайя – могучая; Хеуке – героиня; Эвриала – дальние странствия; Хаса – та, кто возглавляет совет.

Надежды, которые родители в этих обществах возлагали на своих дочерей, очевидны: они хотели, чтобы они много путешествовали, были политическими лидерами, хозяйками своей судьбы. Пассивность, скромность, красота? Думаю, ни одна из этих черт не была важной или ценимой в женщинах в скифских степях. Они не оставили нам письменных свидетельств. Но их вещи и то, что мы знаем о них из других культур с письменными источниками, позволяет нам составить представление, как могла выглядеть жизнь женщины-воина в Скифии.

Согласно Эдриенн Майор, савроматские женщины и мужчины действительно образовывали пары по двое. Но они в основном следовали свободным отношениям.

«Признаком того, что секс продолжается, был колчан, подвешенный возле женской повозки. Сигналом о том, что у женщины гость, было его копье, воткнутое в землю возле её жилища.»

Амазонки наслаждались сексуальной свободой, которая была бы немыслима для греческих женщин.

VI в. до н. э.

Переносимся в 600 г. до н. э., место действия – Скифия. Представьте ещё раз, что вы оказались на востоке Древней Греции, как и 100 лет назад. Понимаю, подавляющие большинство читателей тут мужчины. Но всё же статья про древних женщин, и нагляднее будет, если вы себя представите женщиной, которая не спит с рассвета, охотясь верхом на дичь для себя, своей семьи и друзей. Вас зовут Хеуке, отец и мать были уверены, что вы станете одной из героинь племени.

После нескольких часов верховой езды вы бы наверняка почувствовали лёгкое раздражение между ног. Ваши предки уже придумали брюки с подкладкой, поэтому ощущения терпимы. Как рассказывает нам писательница Майор, древние греки приписывали изобретение брюк женщинам-варварам на востоке. Кажется правдой, ведь большую часть жизни проводили они верхом на лошади. Многие амазонки, изображённые в греческом искусстве, носят узорчатые брюки, туники и высокие шапки.

Вы уже едете верхом на гнедой лошади в тёплых брюках и шерстяной тунике с длинными рукавами, украшенной яркими зелёными и красными зигзагообразными узорами. Также вы в высокой шапочке, защищающей от дождя. Ваша одежда прикрывает татуировки на ваших руках и ногах в виде всех диких животных, на которых вы охотились и или ещё хотите охотиться. Например, олени, кабаны и мифические грифоны, охраняющие золотые горы где-то на востоке.

Олень на вашем правом плече, ряд точек на левом запястье – вам нравятся татуировки. Возможно, вы слышали о греках, живущих на западе, которые делают татуировки только рабам и преступникам. Какая пустая трата искусства! Кроме того, греки вообще не носят брюк, по крайней мере, так вам говорили. Какой совершенно непрактичный образ жизни. В тунике же неудобно быстро передвигаться, охотиться, воевать!

Поскольку вы охотились уже несколько часов, а с вашей лошади свисало несколько птиц, вы окликаете своих товарищей, когда замечаете группу высоких деревьев, возможно, сосен. Вместе с другими охотницами, среди них ваши друзья и семья, ваш партнёр, – вы подъезжаете к деревьям и слезаете с лошадей, чтобы немного отдохнуть. Сняв великолепный кожаный с золотом колчан, вы могли бы сесть спиной к стволу сосны, дать отдых затёкшим ногам, глядя на себя в зеркало, которое всегда носите с собой. Женщины и мужчины следили за своей красотой – как свисает коса, как ухожена борода. Их всех тогда хоронили вместе с их зеркалами.

Скифы с лошадьми под деревом. Часть пояса. Сибирь, IV-III в.в. до н.э. Эрмитаж
Скифы с лошадьми под деревом. Часть пояса. Сибирь, IV-III вв. до н. э. Эрмитаж

После перерыва вы возвращаетесь к охоте. Если она вам не по душе, вы с таким же успехом можете провести день за сбором ягод и орехов. Или выращивать овощи и фрукты на небольших полях вместе с другими женщинами, у каждой из которых своё поле. Но урожай общий.

Вы возвращаетесь в поселение. В центре горит костёр, и воздух наполнен ароматом жареной птицы, приправленной шалфеем. Охотники, земледельцы собирают найденную пищу. Во время ужина, который может состоять из мяса, свежих ягод, козьего сыра, мёда и орехов, вы пьёте перебродившее кобылье молоко. По мере того, как вы продолжаете пить молоко со своими друзьями, вы становитесь всё более пьяными. Кобылье молоко, возможно, использовалось у скифов так же, как разбавленное вино в Древней Греции.

Над вами загораются звёзды. Поблизости могут ухать совы, в то время как бард достаёт свой инструмент, похожий на лиру, и начинает рассказывать старый миф о героях, которые обманули смерть в облике великана. Ваши дочери сидят у костра, очарованные бардом, песней и историей. Завтра вы снова отправитесь на охоту или в поля. Будете выделывать кожу или изготавливать луки и стрелы, придумывать истории, обрабатывать золото и драгоценные камни, торговаться с купцами из Вавилона или Египта..

Поляницы: красавицы-богатырши Древней Руси

Они вызывали ужас и восторг, шок и восхищение. Девы-воины, прозванные поляницами, издавна были известны на Руси. Как появились на славянских землях женщины в доспехах? Как можно было покорить сердца этих красавиц? Ответы нам дают история и былины.

Они вызывали ужас и восторг, шок и восхищение. Девы-воины, прозванные поляницами, издавна были известны на Руси. Как появились на славянских землях женщины в доспехах?

Амазонки, прибывшие в Скифию

На мой взгляд, неверно называть поляниц героинями мифов. Да, они нередко появляются в легендах и былинах, которые пусть и содержат немало выдумок, однако основаны на реальных событиях. Эти прекрасные воительницы были известны не только славянским племенам, но и грекам, живущими далеко от земель дев-богатырей. Первое упоминание о женщинах в доспехах, которые сражались не хуже (а порой даже лучше) мужчин, содержится в записях Геродота. Именно этот древний историк положил начало многочисленным сказаниям об амазонках, которые жили в Малой Азии.

Как же эти женщины оказались на славянской земле? На этот вопрос Геродот тоже даёт ответ. Он рассказывает о случае, когда греки захватили в плен множество воительниц. После успешного набега греческие корабли шли к родным берегам, однако сами амазонки распорядились иначе. Они убили экипажи всех кораблей, но не рассчитали, что в живых нужно было оставить хотя бы штурмана.

Жительницы степей, привыкшие ездить на конях и не сходить с земли, не умели управлять судами, а потому тех прибило к ближайшим берегам. Это было черноморское побережье, принадлежавшее скифам. Согласно легенде, амазонки начали создавать союзы с местными племенами, а славянские поляницы стали потомками этих воительниц и скифов.

Амазонка

Трофей – голова врага

Конечно, большинство историй о девах-воинах являются легендами, но археологи доказывают факт существования воительниц. На территории древней Скифии уже обнаружено немало захоронений женщин, где рядом с погребёнными находятся не украшения и предметы быта (традиционный вариант), а мечи, щиты, воинское обмундирование.

В русских былинах поляницы описаны как могущественные воины, гордые и благородные женщины. Кстати, название этих воительниц происходит от старинного слова «поляковать». Под данным обычаем подразумевалось «боевое крещение» всякого воина.

Для этого нужно было в одиночестве отправиться в дикую степь, где часто встречались разбойники или захватчики. Выбрав соперника, воин сражался с ним один-на-один. Если победа была на его стороне, трофеем служила голова поверженного противника. Никаких ценностей с поверженного врага воины не брали - этот бой был предназначен не для обогащения, а для славы.

«Сватовство» Добрыни Никитича

Поляницы нередко превосходили мужчин в своём воинском умении. Одна из былин рассказывает о том, как Добрыне Никитичу удалось «сосватать» одну из самых известных воительниц – Настасью Микулишну.

Кстати, заполучить в жёны воинственную красавицу-поляницу было совсем непросто. Немногие решались выйти против воительницы. Только в том случае, если противник сумеет одержать победу над поляницей, он мог рассчитывать на её руку и сердце.

Известен случай, когда Настасья Королевична даже пронзила воина Дуная стрелой, лишив того глаза. Знаменитый Добрыня, зная об этих сложностях, решил проблему по-своему и, на мой взгляд, поступил не слишком по-богатырски. Он подъехал к полянице Микулишне и ударил её палицей по шлему, находясь за её спиной. Что же случилось с девицей? А ничего. Она совершенно не заметила двух богатырских ударов.

Тогда Добрыня решил повторить приём, после чего воительница нехотя обернулась к нему и язвительно отметила, будто богатыри русские ударами напоминают укусы комаров. Сражение оказалось недолгим, завершившись разгромом Добрыни. А вот сама Настасья решила, что если поверженный ею богатырь окажется приятен ей, по сердцу – то выйдет замуж за него. К счастью Добрыни, так и произошло.

Они вызывали ужас и восторг, шок и восхищение. Девы-воины, прозванные поляницами, издавна были известны на Руси. Как появились на славянских землях женщины в доспехах?-3

Трагедия воина Дуная

А вот история Дуная и Настасьи Королевичны, о которых я уже упоминала, сложилась менее счастливо. По одной из версий былины, воин не был обезображен выстрелом своей возлюбленной. На свадьбе же Дунай решил устроить соревнования по стрельбе, желая знать, кто более меткий – он или его супруга.

Настасья трижды попала в кольцо на голове Дуная, после чего сам воин решил проявить своё мастерство лучника. Увы, выстрел его был куда хуже Настасьиного. Стрела попадает в женщину и та замертво падает, а несчастный супруг, убивший свою возлюбленную, бросился на свой меч, чтобы быть с женой вместе – и в жизни, и в смерти.

Как гласит предание, на месте, где пролилась его кровь, взяла начало река Дунай, носящая имя несчастно воина.

Они вызывали ужас и восторг, шок и восхищение. Девы-воины, прозванные поляницами, издавна были известны на Руси. Как появились на славянских землях женщины в доспехах?-4

Долгая история поляниц

Женщины-воительницы упоминаются в некоторых европейских источниках, однако, как показало время, наиболее долго поляницы были на Руси. В историях о пирах князя Владимира отмечается, что воительницы также присутствовали за столом воинов.

Как отмечали Лев Диакон и Иоанн Скилица, во время военных походов Святослава поляницы принимали в них непосредственное участие. Когда Русь погрузилась в пучину междоусобиц, а враги, воспользовавшись этим, начали осаждать русские города, женщины наравне с мужчинами обороняли крепости. Нередко их видели с оружием в руках у городских стен.

А в 1641 году против турков выступили казачки, известные своей доблестью в боя. Кстати, именно о них историк Василий Потто писал, отмечая казачек как мастериц, тружениц в мирное время, а в войну преображающихся в бойцов, не хуже, чем её муж или отец.

Они вызывали ужас и восторг, шок и восхищение. Девы-воины, прозванные поляницами, издавна были известны на Руси. Как появились на славянских землях женщины в доспехах?-5

Поляницы стали символом истинной русской женщины, которой под силу всё. Они немыслимым образом могли сочетать домашние хлопоты и заботу о близких с силой и мужеством, что не раз проявляли в бою. Возможно, именно это качество вызывало страх у врагов и уважение у соотечественников воительниц.

Сегодня мы уже не используем старинное название амазонок, но, глядя на повседневные заботы и трудности, с которыми приходится бороться женщинам, можно уверенно сказать: поляницы живы и поныне. Память о них живёт в народе, сохранившем не только рассказы, но и их характер.

https://dzen.ru/a/XUp5AOz7gACs8jNW?sid=117886182611283212

Картина дня

наверх