Тяжелая поступь "цивилизации"
В 824 г. до н.э. умер Салманасар III, новое правление началось со склоки за власть, чем не преминули воспользоваться враги Ассирии. Обойденный при наследовании, старший из братьев Ашшур-дани-наплу еще за два года до смерти отца поднял мятеж. Пока братья, забыв обо всем, пытались вцепиться друг другу в глотки, потихоньку усиливалось царство Урарту. Оно совершает завоевательные походы на территорию Манны, Замуа и Парсуа и присоединяет к себе земли в районе озера Урмия. В конце своего правления Салманасар III пытался бороться с экспансией Урарту (подробнее здесь: Натиск на Восток ) но не преуспел. Его наследник смог организовать военную экспедицию в только после победы над братом.
В 822 год до н. э. состоялся военный поход в страны Наири, так ассирийцы называли группу племен, часть которых объединилась в государство Урарту. Правильнее было бы называть его прогулкой за данью. Каких-то серьезных военных действий не произошло, ассирийцы получили добычу в виде лошадей, необходимых им для зарождающейся конницы.
В 821 году до н. э. состоялся еще один поход. На этот раз ассирийское войско под руководством полководца Мутаррис-Ашшура шло против царя Урарту Ишпуини и его союзников. В целом поход прошел удачно, были захвачены и разграблены три сотни поселений союзного Урарту царства Шарцина, а так же несколько сотен селений и одиннадцать городов самого Урарту. Возвращаясь «на базу» ассирийцы по своему обыкновению не упускали случая ограбить попавшиеся по дороге области. В этот раз досталось живущим на западных границах с Манной сунбийцам, летопись лаконично сообщает, что ассирийцы перебили их воинов. С царей Манну опять взяли дань в виде лошадей.
И хотя Шамши-Адад хвастливо возвещает, что его полководец Мутаррис-Ашшур дошёл до «моря захода Солнца» (в данном случае вероятно Каспийского моря), но Урарту не удалось ни уничтожить, ни подчинить. В оставшиеся годы своего правления он не будет предпринимать походы прямо направленных против Урарту, он будет атаковать его союзников, кроме того его вниманием завладеют Мидия и бывший соратник в борьбе за власть Вавилон.
В 820 году до н. э. Шамши-Адад лично ведет войско против мидян. Как обычно ассирийцы движутся не самым прямым путем. Стартовав из давно и прочно ставшего ассирийской провинцией Замуа армия, переправившись через реку Малый Заб и гору Цилар, уже в который раз вторгается в Наири. Войско сделало полукруг в своем движении: Хубушкия, Шарцин, Сунба, Манна, Парсуа, Таурула, все они, в который уже раз, принесли дань лошадьми. Жители страны Месси не то лошадей в нужном количестве не вырастили, не то чем-то сильно провинились. Но, не надеясь откупиться данью, они бросали свои поселения и бежали в горы. Однако спастись им не удалось, ассирийские следопыты нашли их и там. «Летопись» бесстрастно сообщает о разрушении пятисот селений мессийцев, что стало с людьми, не уточняется.
Дальше ассирийские воины вступили в горы Гизильбунды и взяли штурмом горную крепость Кинаки, тем самым продемонстрировав серьезность своих намерений. После этого два местных «княжества» Сазиашу и Карсибуту выразили покорность и прислали дань в виде лошадей. Но некий Пиришати, которого ассирийцы в своем «отчете» о походе именуют «царем гизильбундцев», счел себя достаточно сильным для сопротивления. Он заперся в крепости Ураш, предварительно собрав там всех своих подданных. Это оказалось изощренным способом самоубийства. Ассирийская осадная техника быстро «разобрала» и эту, и несколько более мелких крепостей принадлежащих упрямцу. Около шести тысяч гизильбундцев погибло в сражении. А упрямый или излишне смелый Пиришати, и больше тысячи воинов вместе с ним, были захвачены в плен. После такого «погрома» еще один гизильбундский вождь «совершенно добровольно» выразил покорность Шамши-Ададу. Энгур, так звали этого вождя, оказался настолько ловок, что сумел произвести хорошее впечатление на завоевателей. Ассирийский царь даже выбрал принадлежащую этому царьку крепость Сибар в качестве места для установки монумента с надписью о своем походе и изображением «себя любимого».
Приведя Гизильбунд под руку «любимца Ашшура», ассирийское войско двинулось в Мидию, благо даже по древним меркам было уже недалеко. В то время мидийский племенной союз возглавлял военный вождь Ханасирук. Уже по названию своей «должности», к тому же возглавляя не самые мирные племена, Ханасирук должен был быть опытным воякой и человеком без излишних иллюзий. Видимо как раз таким таким он и был. Не слушая горлопанов, он постарался увести свой народ в горы Эльбруса, не вступая в бой с ассирийской «военной машиной». Но было уже поздно, Шамши-Адад догнал медленно движущихся мидян, отягощенных женщинами и детьми, и вынудил их к сражению, в котором закономерно одержал победу.
Итог сражения: 2300 мидян было убито, а 140 попало в плен. Похоже что защищая свои семьи мидяне бились "до последнего", отсюда столь необычное соотношение убитых и пленных. Их храбрость даже вызвала уважение завоевателей, ассирийские анналы пишут о "могучих мидянах". Но на дальнейшие действия захватчиков эта толика уважения не повлияла. Ассирийцы разорили 1200 мидийских поселений, в том числе и резиденцию Ханасирука крепость Сагбиту, всласть пограбили, после чего спокойно отправились «домой». Основными трофеями ассирийцев стали большие стада скота.
На обратном пути дорогу ассирийцам преградил некто Мунсуарта, правитель Аразиаша. Область, которой он правил, находилась неподалеку от Хамадана, а сам он видимо был мидийцем. Желание отомстить за обиды нанесенные племенам Мидии толкнуло его на отважный, но не слишком благоразумный поступок. В состоявшемся сражении войско Мунсуарты было разбито, 1070 мидян было убито, еще больше попало в плен. После случившегося часть правителей различных областей Мидии добровольно заплатили ассирийцам дань.
Царь Ассирии Шамши-Адад V умер в 811 до н. э., он правил 13 лет. За это время Ассирия практически утратила власть над Сирией и в значительной мере перестала быть главным «пугалом» в районе озера Урмия. Несмотря на военные поражения и набеги ассирийцев Урарту продолжало усиливаться и расширяться. Были во время правления Шамши-Адад военные походы, были и победы, удалось разорвать невыгодный договор с Вавилонией, нанести ей военное поражение и установить выгодную для ассирийцев линию границы. Вроде бы царствование как царствование, вот только почему то веет от него ощущением грядущего упадка. Впрочем, все это мы еще увидим.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
Якобсон В. А. «Новоассирийская держава» в сборнике «История Древнего мира» / Под редакцией И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой.
Кембриджская история Древнего мира. т. 4 "Персия, Греция и Западное Средиземноморье"
"История Востока" т. 1 "Восток в древности"
Другие статьи этой серии:
Свежие комментарии