Свежие комментарии

Антисемитизм без границ (История) (12 статей)

"Жиды кастрировали душу народа": чью память решили увековечить в Киеве.
Памятную доску в честь "выдающегося киевлянина", который называл евреев "самой разрушительной дьявольской силой", планируется установить на фасаде здания, в котором располагается украинское государственное информационное агентство "Укринформ".
Вести.
Донцов и его дело
Донцов и его дело.

Мэр Киева Виталий Кличко, чья еврейская бабушка Тамара Ефимовна Этинзон (Кличко) чудом пережила Холокост, решил увековечить память Дмитрия Донцова - махрового антисемита, переводчика "Майн кампф" на украинский язык, основоположника философии украинского национализма, положенной в основу идеологии ОУН. Об этом пишет в Ynet Итамар Айхнер.
Памятную доску в честь "выдающегося киевлянина", который называл евреев "самой разрушительной дьявольской силой", планируется установить на фасаде здания, в котором располагается украинское государственное информационное агентство "Укринформ".
Сообщая в своем Facebook о решении мэра Киева, глава Украинского еврейского комитета Эдуард Долинский назвал Донцова "омерзительным фашистом и нацистским коллаборантом", а также поинтересовался: "Интересно, будут ли на доске его цитаты, например: "Международное жидовство это сила разложения, которое саранчой накинулось на Германию" или "Евреи кастрировали душу народа, привнося в литературу и прессу жидовский, космополитический дух"?


"Жиды кастрировали душу народа".
Дмитрий Донцов, который считается теоретиком украинского национализма, создателем философии современной версии украинского интегрального национализма, был не чужд изящной словесности, редактировал литературные журналы, писал публицистические заметки и даже выступал как литературный критик. Мемориальную доску не случайно устанавливают на здании "Укринформа", где он тоже успел поработать.
Правда, известность Донцов получил не благодаря литкритике. Свои идеи он изложил в фундаментальных трудах "Национализм" и "Крестом и мечом", где в том числе изложил свои взгляды на мировое еврейство.
Антисемитская надпись на Украине
Антисемитская надпись на Украине.

Вторую мировую войну он провел в Берлине и оккупированной нацистами Праге, где очень себя комфортно чувствовал среди идейных единомышленников. Оттуда периодически наезжал в Львов, подолгу "гостил" в Риге.
Колеся по "великому рейху", Донцов не мог не видеть, как "вырубают под корень" народ, который он старательно демонизировал. Сложно сказать, какие чувства это вызывало в нем – с одной стороны, законченном антисемите, зацикленном на идее демонизации "еврейской популяции", а с другой – своего рода гуманисте, мечтавшем о подлинной независимости и процветании своего народа.
Возможно, это как раз и было то, к чему он стремился на самом деле: очищению Украины от "неугодных". Даже такой кровавой ценой.
Так как сам Донцов никого лично не убивал, в газовые камеры не сопровождал, войну он закончил в американской оккупационной зоне Германии, откуда переехал в Париж, Лондон и далее обосновался в Канаде, где преподавал украинскую литературу.
Несмотря на то что советские власти внесли Донцова в список военных преступников и требовали его выдачи, остаток дней он провел в Канаде и США, где и скончался в 1973 году. Казалось бы, всеми забытый и заброшенный. Но, как выясняется теперь, забытый надолго, но не навсегда.
Тенденция: восславление убийц евреев.
Израильский правозащитник Александр Тенцер, уроженец Украины и сын переживших Холокост, предлагает рассматривать проблему шире, не зацикливаясь только на мемориальной доске Дмитрию Донцову, хоть тот и стоит среди наиболее "видных антисемитов".
Тенцер напоминает о переименовании улиц в Киеве, которые называют в честь антисемитов. О памятниках и мемориалах, возводимых в их честь. В этом ряду он называет памятник Симону Петлюре, открытый в октябре прошлого года в еврейском районе Винницы. Произошло это, несмотря на многочисленные протесты, в том числе и в Израиле, а также на документы, свидетельствующие, что главный атаман войск Украинской народной республики несет ответственность за убийство до 100 тысяч евреев в 1918-1920 годы.
Власти Украины, как напоминает Тенцер, занимаются героизацией Степана (Стефана) Бандеры и его сподвижников, руки которых по локоть в еврейской крови. По иронии судьбы, именем Бандеры назван бульвар (бывш. Московский), который ведет в направлении Бабьего Яра.
"Родина классического антисемитизма".
Раввин Менахем Вильхейм, посланник ХАБАДа в Прикарпатье, констатирует, что антисемитизм в стране усиливается. Полгода назад на его доме начали появляться антисемитские надписи, а на синагоге, где он работает раввином, - свастики. Такие же оскорбительные рисунки, надписи и листовки были замечены и в других городах, которые он посещает.
На доме раввина написали: "Смерть жидам!" и "Не забудем, кто довел нас до Голодомора". "Я вижу возвращение классического антисемитизма, когда евреев обвиняют во всех бедах", - пояснил раввин.
Менахем Вильхейм говорит, что в пьяных компаниях нередко можно услышать антисемитские ругательства. "Они воспитаны на предвзятости к евреям, на антисемитских предрассудках, и это, к сожалению, продолжается", - добавляет раввин. И поясняет, что, в отличие от Западной Европы, где антисемитизм перерождается в антиисраэлизм (то есть на евреев проецируется недоброжелательность, а иногда и открытая ненависть к Израилю), на востоке континента по-прежнему не любят евреев, потому что они евреи.
"В Восточной Европе просто ненавидят евреев, точнее жидов (הז'ידים), без всякой привязки к Израилю, - поясняет раввин. – Ненавидят так же, как ненавидели их деды и прадеды. На государственном уровне, разумеется, иначе, но, на мой взгляд, правительство должно было бы уделить больше слов борьбе с антисемитизмом. И не только на словах".
Говорит раввин Вильхейм - иврит

Раввин Вильхейм говорит, что не боится появляться в традиционных одеждах на улицах украинских городов. Но никакой уверенности, что однажды не станет объектом нападения антисемитов, у него нет.
Напомним, что заявление президента Израиля Реувена Ривлина о недопустимости прославления убийц евреев, сделанное им во время выступления в Верховной раде в ходе визита в Киев (27 сентября 2016 года), вызвало шквал критики на Украине. Среди прочего прозвучали призывы к разрыву отношений с Израилем.

https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5419241,00.html

"Отличный футболист, да только Израилевич…"
Антисемитизм без границ (История) (12 статей)В игре Виктор Каневский. Фото из архива jew-observer.com.
Памяти Виктора Каневского — знаменитого капитана киевского "Динамо".
Совсем недавно мы оплакивали Олега Базилевича — великолепного динамовского футболиста и тренера. И вот горькая весть пришла из американского Бристоля (штат Коннектикут): спустя полтора месяца после 82-го дня рождения ушел из жизни его друг и соратник, вместе с Лобановским, Базилевичем и другими звездами считавшийся одной из легенд лучшего киевского клуба.
Жизнь Виктора Израилевича была непростой. Причем, даже в пору известности. Давайте вместе прочитаем, что написал о нем спортивный обозреватель Александр Липенко в публикации "Прелести "совка": как легенду "Динамо" выбросили из футбольной истории из-за еврейского отчества" (obozrevatel.com):
Сыграв в присутствии 67 тысяч зрителей, а тогда на Республиканском стадионе был только нижний ярус, вничью с харьковским "Авангардом" (0:0), киевские динамовцы досрочно впервые завоевали золотые медали чемпионов СССР, тем самым прервав многолетнюю гегемонию московских клубов. Затем у киевлян было еще 12 комплектов наград высшей пробы, но те, добытые в 1961 году, были первыми.
Я находился среди зрителей на том памятном матче 17 октября 1961 года. Что происходило после финального свистка, описать сложно. Файеров в те далекие времена не было, поэтому вместо них зрители зажгли тысячи газет. Выскочив на поле, болельщики подхватили на руки тренеров и игроков, и понесли их по полю. Впереди в "кресле" восседал капитан "Динамо" Виктор Каневский. Мало осталось поклонников футбола, которые видели в игре Каневу, мало тех, кто о нем слышал. Постараюсь восполнить этот пробел.
Вначале визитная карточка игрока. Виктор Каневский, мастер спорта, нападающий. Родился в 1936 году. Играл в командах "Динамо" (Киев) и "Черноморец" (Одесса). Чемпион СССР 1961 года, серебряный призер первенства СССР 1960 года, обладатель Кубка СССР 1964 года. В высшей лиге провел 217 игр, забил 86 голов. Капитан "Динамо" 1961-1964 гг., получив повязку от легендарного Юрия Войнова. Два раза попадал в список "33 лучших". Участник чемпионата мира 1962 года.
А вот визитная карточка Каневского-тренера. Работал в командах "Металлург" (Запорожье), "Металлист" (Харьков), "Буковина" (Черновцы), "Пахтакор" (Ташкент), "Днепр" (Днепропетровск), "Таврия" (Симферополь), "Динамо" (Ирпень), а также юношеской сборной Украины.
Антисемитизм без границ (История) (12 статей)Команда Динамо (Киев) — чемпионы СССР 1961 года. Фото из архива jew-observer.comКаневский – коренной киевлянин. Начинал с дворового футбола, проживая на улице Стрелецкой, а в 15 лет начал постигать футбольную науку под руководством известного тренера Михаила Борисовича Корсунского в ДЮСШ-1.
Работая главным тренером "Динамо", Олег Александрович Ошенков пригласил в свою команду группу способных киевских молодых игроков: Лобановского, Каневского, Базилевича, Бибу, Трояновского. Виктор успешно выступал в "дубле". Придя в команду угловатым мальчишкой, он добросовестно шлифовал свою ставшую со временем безукоризненной технику, работал над сильным и точным ударом с обеих ног и ждал своего часа. Он был бесспорным кумиром не только мальчишек, которые, еще не зная Пеле, уже мечтали быть похожими на Каневу и желали играть исключительно в нападении.
В 1956 году Каневский заменил в основном составе забивного форварда Андрея Зазроева. И сразу, как говорится, пришелся ко двору. Игру Каневы отличала особая интеллигентная манера, чистота исполнения технических приемов, широта маневра, мощные удары по воротам – казалось, у него не было слабых мест. Это, конечно же, не означает, что остальные были хуже него! Просто они были другими. Думаете, защитники с ним церемонились? Но удивительная координация нападающего позволяла ему уходить от столкновений.
* * *
Футбольной карьере Виктора Каневского можно только позавидовать. Завершил он её в 29 лет. А вот дальше жизнь складывалась не так, как ему хотелось бы. В 1966 году Виктора пригласили работать в Харьков с "Металлистом". Тут вдруг обратили внимание на то, что в паспорте Каневский по отчеству Израилевич. В те времена власти считали, что негоже тренеру советских футболистов иметь подобное отчество – не так как-то звучит, по-еврейски. Так в свои 30 лет Каневский стал Ильичом, что было подтверждено выдачей нового паспорта.
Затем, работая в Ташкенте, киевлянин помог Вячеславу Соловьеву, своему тренеру по чемпионскому составу 1961 года, вывести "Пахтакор" в высшую лигу. А в 1979 году в жизни Каневского случился еще один "облом". Федерация футбола СССР в последний момент отказала Виктору в выезде в Алжир, где ему предлагали возглавить национальную сборную страны, и в итоге поехал другой. Неофициальное объяснение было таким:
"Хоть Каневский сейчас и "Ильич", там, где надо знать (в КГБ – прим.), знают, что он-то Израилевич, а поэтому работа за рубежом для него заказана".
Обиделся Каневский, да еще как. Это и понятно. Раз еврей, то попросил отпустить его на постоянное место жительства в Израиль. Вновь отказ – мол, работая в "Днепре" тренером, а команда числилась при заводе "Южмаш", он, возможно, знает военные секреты о предприятии, выпускавшем ракеты. В итоге, получив еще один отказ, его исключили и из рядов членов КПСС.
Фамилия Каневского исчезла из футбольных справочников. В книге о "Динамо" под названием "Атакующая вершины" также её не было, а на фото команды, которая в 1964 году выиграла Кубок СССР, обыграв в финале куйбышевские "Крылья Советов", было только десять игроков. Автора победного мяча – Виктора Каневского – на фото заретушировали. На протесты авторов книги ответ был таким: или будет так, или книга вообще не выйдет из-под печати.
Еще много можно рассказывать о мытарствах "отказника" – капитана "Динамо", чемпиона СССР 1961 года. Одно время Каневский пошел работать на стройку, поскольку надо было как-то кормить семью. В то трудное время на помощь своему капитану пришел партнер по нападению Валерий Лобановский, добившись разрешения для Виктора работать с ирпенским "Динамо", которое тот в итоге вывел в первую лигу. Помог Лобановский и в другом – благодаря своему весу и авторитету добился разрешения на выезд Каневского вместе с семьей на постоянное место жительства в США. Сейчас Виктор Израилевич (или Ильич) живет в Нью-Йорке, одно время тренировал мальчишек в клубе "Соккер стар". Несколько раз прилетал в Киев – в частности, на открытие скульптурной композиции Валерию Лобановскому, чествование игроков его родного клуба.
Я знал Каневского, когда он был игроков, встречался с ним и в Нью-Йорке, и в Киеве.
О НЕМ ГОВОРИЛИ
Валентин Трояновский:
"Витя – игрок от Бога. Могу говорить это с полной уверенностью, поскольку многое повидал на своем футбольном веку. Плохое и хорошее ведь ходят "под ручку" – о Каневском же можно говорить только хорошее. Думаю, он был просто талантливым человеком. Обыкновенным талантливым человеком, которому на роду было написано стать всеобщим кумиром".
Владимир Ерохин:
"Когда Юрию Войнову пришло время передать капитанскую повязку Виктору, все единодушно проголосовали за него. Капитаны бывают разные – Виктор во всем был лидером, хотя этого никогда не показывал и старался выделяться на поле только игрой. И это у него отлично получалось".
Анатолий Сучков:
"Я до сих пор с удовольствием вспоминаю, как это было здорово – дать ему длинный пас на выход, зная, что вот сейчас-то уж точно будет гол."
СССР – Югославия – 2:0. "Чемпионат мира открыт. Нельзя было без удовольствия наблюдать острые, быстрые, внезапные и остроумные комбинации, которые проводила наша центровая тройка – Иванов, Понедельник, Каневский…" ("Советский спорт", 2 июня 1962 года).
ВОСЕМЬ ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ ВИКТОРА КАНЕВСКОГО
Из издания "Еврейский Обозреватель"

http://www.isrageo.com/2018/11/26/vkane283/

Запоздалая месть за «Расовый манифест»
Антисемитизм без границ (История) (12 статей)Фото Владимира Плетинского
Названные в честь фашистов улицы Рима переименуют.
Власти Рима решили переименовать улицы, названные в честь фашистов, которые подписывали антисемитский «Расовый манифест». Об этом сообщает Лента.ру со ссылкой на The Local.
Мэр Рима Виргиния Раджи приняла решение о переименовании двух улиц, названных в честь психиатра Артуро Донаджо и зоолога Эдоардо Заваттари. Оба ученых в 1938 году подписали так называемый «Расовый манифест», предлагавший научное обоснование антисемитской политике фашистского правительства Италии.
Спустя 80 лет новые названия для улиц предложили придумать студентам. Среди предложенных вариантов оказались в том числе имена еврейских ученых, пострадавших от рук фашистов. По словам мэра, такое участие студентов было необходимо, чтобы «граждане знали, в честь кого названы эти улицы — в честь ученых, которые имели смелость противостоять фашизму».
«Мы должны освежить воспоминания о том, что в наши дни так легко забывается (…), иначе рискуем снова пережить трагедии, подобные тем, что произошли 80 лет назад», — добавила Раджи.
Ранее мэр заявляла, что «Рим — антифашистский город», а переименование улиц послужит примером для других городов Италии, где названия улицы все еще «представляют собой позор для страны».
«Расовый манифест», подписанный учеными в 1938 году, открыл дорогу для антисемитских законов, принятых в том же году правительством лидера Национальной фашистской партии (НФП) Бенито Муссолини. По этим законам, итальянских евреев лишали гражданства, также им запрещали заниматься рядом профессий и учиться в итальянских школах. Считается, что Муссолини ввел эти нормы под влиянием своего союзника, лидера нацистской Германии Адольфа Гитлера.

http://www.isrageo.com/2018/11/26/rasma283/

Михоэль ОЙШИЕ | "Я и Царь наедине".
Антисемитизм без границ (История) (12 статей)
Пронзительная фотография, вызывающая у одних евреев чувство унижения, у других — гордость.
Раввин Мойше Хагерман был учителем в городе Олькуш, который находится к северо-западу от Кракова, и был сыном одного из раввинов города. Немцы взяли его из синагоги в середине утренней молитвы и, жестоко избивая, привели его к городской площади, где уже лежали многие погибшие евреи города. Он чувствовал себя как перед смертью (на самом деле он погиб в Майданеке, примерно через два года) и попросил прочитать кадиш (молитва рассматривается как дань уважения покойному) за погибших.
Эта фотография, как он стоит босиком, среди трупов расстрелянных евреев своей общины, и читает свою последнюю молитву, стала символом унижения евреев во время Холокоста, и она представлена в книгах, энциклопедиях и музеях.
Недавно, мне довелось показать эту фотографию кому-то. И вдруг я понял: это не только символ унижения. Это и символ героизма. Вокруг него погибшие евреи его общины. Немцы вокруг него стоят и смеются. Но он олицетворяет слова Зоара: "Я и Царь наедине". Только его тело унижается. Только его тело находится в изгнании. Но его душа находится на свободе.
Поэтому когда я смотрю на эту фотографию, я не вижу униженного еврея. Я вижу еврейского героя.
Автор — главный раввин Калуги и Калужской области
"Новости недели"

http://www.isrageo.com/2018/11/25/iamihoeloishie/

Лев СИМКИН. Как Гитлер отнял у Сталина папиросу.
Антисемитизм без границ (История) (12 статей)
Табачный навет нацистов и некурящий лик Иосифа Виссарионыча.
Знал, конечно, о борьбе с курением в гитлеровской Германии. Нацисты утверждали, что в распространении табака виноваты евреи. Гитлер сам бросил курить и призывал к тому же всех в своем окружении. На персонажа моей книги «Его повесили на Площади победы» обергруппенфюрера СС Еккельна был наложен запрет на курение на год.
Но вот эта история мне не была известна.
После подписания пакта Молотова-Риббентропа Гитлер, по словам его фотографа Генриха Гофмана, запретил публикацию фотографии Сталина с папиросой. На том основании, что в глазах германского населения это подорвет респектабельный статус Сталина как политика, с которым фюрер заключил соглашение.
Снимок был отдан в печать только после того, как папироса во рту у Сталина была заретуширована.

http://www.isrageo.com/2018/11/24/papir283/

Звезды и тернии авиаконструктора Лавочкина.
Антисемитизм без границ (История) (12 статей)Сверхзвуковая двухступенчатая межконтинентальная крылатая ракета наземного базирования “Буря “. Фото: Wikipedia / Общественное достояние.
Долгое время фамилия Лавочкина была засекречена — это было из-за секретности профессии конструктора самолетов, а, быть может, отчасти и из-за ”непопулярной” в СССР пятой графы в паспорте Семена Алексеевича
Семен КИПЕРМАН.
Родился Семён Алексеевич (Симон Айзикович) Лавочкин 29 августа (11 сентября) 1900 года в Смоленске в еврейской семье. Отец — Алтер Ильич Лавочкин, меламед (учитель в еврейской школе), мать, Гита Савельевна, — домохозяйка. Существовавшее тогда правило предусматривало, что число гимназистов-евреев не должно было превышать пять процентов. Чтобы стать одним из “пятипроцентников”, от поступавших требовалось исключительное трудолюбие и незаурядное дарование. Но юный Лавочкин обладал и тем, и другим. В 1917 году он окончил гимназию в Курске с золотой медалью и мечтал продолжить учебу в вузе. Но мысль о высшем образовании пришлось отложить…
17-летний Лавочкин вступил добровольцем в Красную армию. В 1920 году все студенты и лица, имевшие право поступить в высшие учебные заведения, были демобилизованы. Среди них в аудиториях МВТУ имени Баумана оказался и Лавочкин.
Здание, в котором он поселился, находилось недалеко от дома, в котором жил профессор Жуковский. И по утрам, направляясь в училище, профессор и студент многократно встречались. А вскоре Лавочкин стал учеником Жуковского, примкнув к “ветродуям” — так называли в ВМТУ тех, кто отважился на выбор аэродинамической специальности.
После завершения теоретического курса в 1927 году и прежде чем приступить к дипломному проекту, молодой инженер обязан был поработать на производстве. Он выбрал КБ Туполева, к которому питал огромное уважение. В это время на заводе внедрялся в серийное производство первый советский бомбардировщик ТБ-1(АНТ-4), созданный конструкторским бюро Туполева. Пройдя стартовый период, молодой инженер Лавочкин начал работать в серийно-конструкторском отделе туполевского КБ, занимаясь вопросами прочности. В 1929-м Лавочкин защитил диплом и получил звание инженера, после чего был направлен на работу в конструкторское бюро французского инженера Поля Эмера Ришара. В то время в нем работали С.П.Королев, Н.И.Камов, М.И.Гуревич и другие будущие знаменитые конструкторы. Через два-три месяца Лавочкин не только переводил технические тексты, но и на вполне приличном уровне беседовал с французскими коллегами. По вечерам, обложившись специальными словарями и справочниками, он самостоятельно погружался в мир формул, графиков, различных схем конструкторских решений, старательно отбирая и анализируя все лучшее, что накопило мировое самолетостроение.
Туполевская идея цельнометаллических самолетов сама по себе была хороша, но Страна Советов тогда не производила и не могла купить для этого дорогой дюралюминий. Находчивый молодой конструктор Лавочкин придумал выход: делать фюзеляжи машин из клеевого материала — дельта-древесины. Семен Алексеевич рассказывал родным почти анекдотичный случай, как Сталин у себя в кабинете однажды решил провести испытание на огнестойкость: высыпав на кусок дельта-древесины горящий табак из своей трубки. Материал даже не задымился…
С позиций сегодняшнего дня кажется невероятным тот факт, что фюзеляжи основных боевых машин Лавочкина времен Второй мировой войны были изготовлены из этого материала!
Вскоре молодой авиаконструктор был переведен в ЦКБА Чижевского, а через год оказался в КБ Григоровича, где вплотную столкнулся с конструированием истребителя. В самом начале 1930-х годов Лавочнику была предоставлена возможность самостоятельно спроектировать истребитель, “добро” на это дал сам Орджоникидзе.
А в конце 1930-х Лавочкин совместно с инженерами В.П.Горбуновым и М.И.Гудковым начал проектирование и испытания ЛаГГ-3. В этой тройке инженеров Лавочкин выделялся своими конструкторскими способностями и фактически был основным автором проекта. Потом, по требованию военных, Лавочкину удалось решить проблему увеличения дальности полета почти вдвое — так родился ЛаГГ-3 (четные нумерации присваивались бомбардировщикам). Решением правительства ЛаГГ-3 был запущен в серийное производство на пяти заводах. Начавшаяся война потребовала новых усилий в создании нового самолета. ЛаГГ оказался тяжеловат, а для стремительных боевых маневров ему не хватало мощности. Надо было менять двигатель, а это значило проектировать другой самолет.
В сложных условиях военного времени появился Ла-5, который был принят Госкомиссией для производства. Если самолет коллективного творчества назывался ЛаГГ, то последующие уже носили имя одного Лавочника. Но и новый истребитель требовал повышенного внимания. Лавочкин сутками находился на заводе, исправляя обнаруженные недоделки, совершенствуя свое детище. Французский авиационный журнал поместил историческую справку: ”…легко управляемый Ла-5 летал быстрее германского истребителя Ме-109. Осенью 1942 года первые авиационные полки Ла-5 были переброшены в район Сталинграда, где битва достигла наивысшего накала. Эти свежие эскадрильи обеспечили развитие гигантской операции по окружению вражеских армий и способствовали успеху советских войск в Сталинградской операции… После Сталинграда 43-летний Семён Алексеевич Лавочкин получил звание Героя Социалистического Труда и стал Лауреатом Сталинской премии первой степени за создание истребителя Ла-5. С 1942 года Лавочкин – генерал-майор инженерно-технической службы.
Статистика военных лет свидетельствует, что за время войны Германии с СССР в небо были подняты более 6500 истребителей ЛаГГ-3, 10000 — Ла-5 и его модификаций, более 5700 истребителей Ла-7. Каждый третий советский истребитель времен войны назывался именем Лавочкина.
Следующее задание, данное одновременно Лавочкину, Яковлеву, Микояну и Гуревичу было конкретным: построить самолет, способным сражаться на высоте 13-14 километров. Это понадобилось срочно, поскольку в конце 1943 года над Москвой стал регулярно появляться вражеский самолет-разведчик. Это был облегченный до предела немецкий самолет, который летал в одни и те же часы на высоте, недоступной советским истребителям.
Приступая к выполнению намеченного задания, Лавочкин всегда давал возможность всем высказаться, внимательно слушал и мгновенно аккумулировал наиболее интересные идеи. Он никогда не говорил “я утверждаю” или “я приказываю”, а пользовался другими оборотами: “Вот мы и пришли к выводу…“; ”Общими усилиями можно дать такое решение…”.
Подводя итог совещания, Лавочкин сам делал нужные выводы, но подавал их сотрудникам как результат совместного коллективного творчества. Это нравилось людям, стимулировало мышление, поиски нового. За это коллеги очень уважали Лавочкина. Кроме того, конструктор с удивительной четкостью представлял себе, как в дальнейшем будут использоваться его самолеты, потому что превосходно разбирался в тактике боя.
Прославленный советский ас Марк Галлай отмечал основную черту в характере Лавочкина — склонность к глубокому анализу, к рассуждениям, всестороннему сопоставлению фактов перед тем, чем сделать окончательный вывод.
Антисемитизм без границ (История) (12 статей)Семён Алексеевич (Симон Айзикович) Лавочкин. Фото: Wikipedia / Общественное достояниеБлизко знавшие Семена Алексеевича отмечали, что он никогда, даже под давлением вождей, не давал скоропалительных обещаний. Однажды на совещании в присутствии Сталина он отказался выполнить требования военных чинов по увеличению дальности действия истребителя. Но пообещал модернизировать эту машину. По инициативе конструктора авиационных двигателей Семена Ариевича Косберга доработал двигатель АШ-82, введя агрегат непосредственного впрыска. С ним новая машина Лавочкина Ла-5ФН получила превосходство над немецким истребителем аналогичного типа Фокке-Вульф -190. Это, в конечном счете, вместе с новыми машинами Яковлева и Илюшина, в значительной степени обеспечило исход битвы на Орловско-Курской дуге: нацистская Германия потеряла там огромное количество своих самолетов. В 1944-1945-х годах истребители Ла-5 и Ла-7 на заключительном этапе Великой Отечественной стали основными машинами, стоящими на вооружении советской истребительной авиации. И были одними из лучших не только советских истребителей, но и во всем мире.
После войны Семен Алексеевич работал над созданием реактивных самолетов. В его ОКБ были разработаны серийные реактивные истребители. Созданный им самолет впервые в СССР достиг в полете скорости звука. В мрачную послевоенную пору, когда развернулась борьба с «безродными космополитами» и многих выдающихся специалистов еврейского происхождения просто оставляли без работы, Лавочкину даже позволял брать их к себе. Основными критериями для него были порядочность человека и его профессионализм — в тех условиях это было очень смело.
На самолете истребителе Ла-5 и Ла-7 летал прославленный летчик, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. В подмосковном музее Монино хранится машина-легенда Ла-7. На ней нанесены ряды 62 красных звездочек, каждая из которых означает победу над противником. На Ла-5 летал Герой Советского Союза Алексей Маресьев.
Легендарные самолеты С.А.Лавочкина по праву считаются одними из символов Великой Победы. За период с 1939-й по 1960-й годы конструкторское бюро С.А.Лавочкина создало 32 типа самолетов, из них десять производились серийно, и более двадцати типов разнообразных беспилотных машин. Многие из этих летательных аппаратов были приоритетными для обороны страны.
Семен Лавочкин четырежды становился лауреатом Сталинской премии. К концу войны был создан уже Ла-15, представлявший собой новую, существенную ступень в истории советской авиации. В первой половине 1950-х Лавочкин разработал беспилотный самолет-мишень Ла-17, прообраз современных беспилотных летательных аппаратов. Ла-17 выпускался до 1993 года. Был создан разведывательный вариант в качестве беспилотного фронтового фоторазведчика. В процессе разработки Ла-17 Лавочкин применил принципиально новые способы проектирования, которые были затем использованы не только в самолетостроении, но и в ракетостроении.
Не столь известен проект Лавочкина второй половины 1950-х — первая в мире сверхзвуковая двухступенчатая межконтинентальная крылатая ракета наземного базирования “Буря“ и новый зенитный комплекс ПВО “Даль”, оснащенный ракетами класса “земля-воздух” большой дальности. Она предназначалась для полетов на расстояние до 8000 километров на высоте до 25 километров, достигала скорости 3700 километров в час. В перспективе был вывод второй ступени в космос с последующим возвращением ее на Землю. Возросший творческий потенциал ОКБ оказался вполне реальным. Сам Лавочкин в 1958 году был избран членом-корреспондентом АН СССР. На деле еще тогда в Советском Союзе могли начаться разработки космического челнока, но осуществить новые планы конструктор не успел.

http://www.isrageo.com/2018/11/24/lavochk1/


Антисемитизм без границ (История) (12 статей)Самолет Ла-5. Фото: Wikipedia / Общественное достояниеОн действительно не жалел себя. Но уйти из жизни, считают многие, ему помогли. После первых неудачных испытаний во время своей командировки на полигон Лавочкин, выясняет, что причина не в ракете, а в системе наведения, скопированной с украденных в Англии чертежей. Но поезд уже ушел, и после очередного неудачного старта Лавочкину на Президиуме ЦК КПСС вкатили выговор. Тогдашний генсек Никита Хрущев, не стесняясь в выражениях, в грубом тоне приказал ему немедленно вылететь на полигон Сары-Шаган в казахстанской степи для проведения очередных испытаний. Был июнь, жара в это время там страшная и медики запрещали ему туда ехать, но ослушаться хозяина Кремля он не мог. После замены необходимой части локатора ракета Лавочкина попала в цель. Так была доказана несостоятельность обвинений в неудачах Лавочкина и его КБ. Но сил бороться с косностью начальства у него уже не осталось. Больное сердце Лавочкина перестало биться прямо на полигоне Сары-Шаган в ночь с 9 на 10 июня 1960 года. До 60-летия ему оставалось всего три месяца…
Проект “Буря” после смерти его автора был закрыт. Эксперты впоследствии отмечали, что это распоряжение Хрущева было грубейшей стратегической ошибкой: “Буря” опережала свое время почти на полвека. Впоследствии американцы использовали разработки Лавочкина при создании “Шаттлов”, но сумели это сделать лишь в 1980-е — спустя двадцать лет.
Похоронен С.А.Лавочкин в Москве на Новодевичьем кладбище. Его имя носит Научно-производственное объединение в подмосковных Химках. Именем Лавочкина названы улицы в Москве и Смоленске, там же установлены бронзовые бюсты великому авиаконструктору.
"Время евреев" (приложение к израильской газете "Новости недели")

http://www.isrageo.com/2018/11/24/lavochk1/

Караулов опять соврамши
Антисемитизм без границ (История) (12 статей)Кеша Смоктунович (слева) с братом Володей и тётей Надеждой Петровной Чернышенко. Фото: Wikipedia / Общественное достояние.
Как известный российский журналист записал Иннокентия Смоктуновского в евреи и дезертиры.
Лина ТОРПУСМАН.
В российском еженедельнике "Аргументы недели" вышло интервью Андрея Угланова с его тезкой Карауловым, автором книги "Русский ад" – под названием "До последнего «скелета в шкафу» ещё далеко". Во врезке к нему среди перечисленных тем значится и "судьба дезертира, великого актера Иннокентия Смоктуновского".
Сначала идет речь о несостоявшемся браке Майи Плисецкой с братом американского президента Робертом Кеннеди. Плисецкая названа Карауловым и "великой русской балериной", и "русской женщиной". Справедливости ради надо бы заметить, что родители великой балерины были евреями. Правда, она приняла православие, но все же…
О Смоктуновском сообщение Караулова куда более серьезное — еврей, "бежал с фронта от ужаса войны, был дезертиром, что хотеть от подростка в 18 лет?" Вот ведь какой добрый Караулов, не осуждает, а сочувствует, понимает и жалеет мальчишку.
Впервые я услышала от Караулова, что Смоктуновский еврей, в его телевизионном интервью с актрисой Аллой Демидовой в начале 90-х годов. Я тут же позвонила еврейской писательнице Шире Григорьевне Горшман, теще Смоктуновского, — что, правда?!
"Вос?! Кешке из а ид?! (Что? Кешка — еврей?) "Вранье! — чуть не закричала Шира. — Он из сибирской деревни Татьяновка. Ты б видела его тетку, что приезжала к нам в гости в Москву"…
Шира рассказывала: когда на Востряковском кладбище они посещали могилу ее мужа, художника Мендла Горшмана (отчима Суламифи, жены Смоктуновского), то всегда собирался народ, наблюдавший, как Иннокентий Михайлович убирает еврейскую могилу. Отсюда тоже мог поползти слух о его еврействе. Но Смоктуновский не поляк (и такое говорилось), не еврей, а белорус Смоктунович. Караулов приводит его настоящую фамилию как одно из доказательств еврейского происхождения великого актера. Но Алесь Адамович, Светлана Алексиевич, Станислав Шушкевич и тысячи других белорусов также имеют фамилию, оканчивающуюся на "вич".
По свидетельству самого Иннокентия Михайловича, его прадед Смоктунович, егерь Беловежской пущи, убил зубра и за это в 1861 году был сослан с семьей в Сибирь. Поляки, поднявшие восстание в 1863-м и тоже сосланные в Сибирь, к его родословной отношения не имели. Дед по матери, владелец магазина, купец Аким Степанович Махнев был раскулачен в 1930 году и тогда же расстрелян. Реабилитирован в 1989-м. Отец, Михаил Петрович Смоктунович, мельник, раскулачен, осужден и выслан. Погиб на фронте в 1942 году. Дядя, Григорий Петрович Смоктунович, "враг народа", расстрелян в 1938-м. Такова краткая родословная Смоктуновского.
Ни словом не обмолвился Караулов о военных наградах великого артиста. Он же еврей-дезертир, какие уж тут награды! А между тем Иннокентий Михайлович имел орден Отечественной войны 2-й степени и две медали "За отвагу". Из Википедии узнаем, что в январе 1943 года он был призван в армию и направлен в Киевское пехотное училище. В августе в срочном порядке отправлен рядовым на фронт в 75-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Как связной штаба 212-го гвардейского полка участвовал в боях на Курской дуге, форсировании Днепра, в освобождении Киева. Под огнем противника переправлялся через Днепр с донесениями в штаб своей дивизии. За что был награжден первой боевой медалью "За отвагу", которую получил спустя 49 лет на сцене Художественного театра.
Антисемитизм без границ (История) (12 статей)Гвардии сержант Иннокентий Смоктунович. Фото: Wikipedia / Общественное достояниеНиже — любезно присланная мне историком Иосифом Финкельштейном выписка из приказа по 212-му гвардейскому стрелковому полку 75-й гвардейской Краснознаменной Бахмачской стрелковой дивизии от 19 октября 1943 года №26/н. "От имени Президиума Верховного Совета СССР наградить медалью "За отвагу": …9. Рядового штаба полка Смоктуновича Иннокентия Михайловича за то, что под обстрелом противника вброд через реку Днепр доставлял боевые донесения в штаб 75 гв. Краснознаменной Бахмачской стрелковой дивизии. 1925 года рождения, беспартийный, русский, образование 8 классов. Призван Красноярским ГВК. Командир 212 гвардейского стрелкового полка гвардии полковник Борисов" (ЦАМО, ф.33, оп.686044, ед.хр.3075, л.1-2).
В декабре 1943 года Иннокентий Смоктуновский попал в плен, месяц провел в лагерях для военнопленных. 7 января 1944-го бежал из плена, его спрятала украинская семья, связь с которой он сохранял до конца жизни. В феврале 1944 года вступил в партизанский отряд Каменец-Подольского соединения. В мае этот отряд объединился с частями Красной армии.
В должности командира отделения роты автоматчиков 318 гв. стрелкового полка 102 гв. стрелковой дивизии гвардии младший сержант Смоктунович принимал участие в освобождении Варшавы. В боях при прорыве обороны противника в районе деревни Лорцен 14 января 1945 года его отделение одним из первых ворвалось во вражеские траншеи и уничтожило около 20 немцев. Смоктунович был награжден второй медалью "За отвагу" и медалью "За освобождение Варшавы".
Об этом подвиге — еще одна запись, присланная также Иосифом Финкельштейном: "От имени Президиума Верховного Совета СССР наградить медалью "За отвагу": …Командира отделения роты автоматчиков младшего сержанта Смоктунович Иннокентия Михайловича за то, что в боях при прорыве обороны противника 14.01.45 г. в районе дер. Лорцен его отделение одним из первых ворвалось в траншеи противника, уничтожило при этом около 20 немцев. 1925 года рождения, русский, член ВЛКСМ. Призван в РККА в 43 г. Сталинским РВК Красноярска. Ранений и наград не имеет. Командир полка гвардии подполковник Юрьев" (ЦАМО, ф.33, оп.687572, ед.хр.732, л.1-2).
В 1985 году ветеран войны Смоктуновский Иннокентий Михайлович к 40-летию Победы награжден орденом Отечественной войны 2-й ст.
Затем началась тяжелая послевоенная жизнь. Хотя Иннокентий был в плену один месяц, бежал из плена и достойно сражался с врагом, ему было запрещено проживать в 39 крупных городах Советского Союза. Он принимает мудрое решение — самостоятельно, не по этапу, уехать на Крайний Север, в Норильск. Дальше не сошлют.
В 1946-1951 гг. он — актер Норильского заполярного театра драмы. Здесь по требованию директора театра он изменил фамилию и стал Смоктуновским. В период "борьбы с космополитизмом", когда преследовались носители фамилий Хаймович, Рабинович и даже Шостакович, лучше подстраховаться… И вспомним, что трое его ближайших родственников были репрессированы: отец раскулачен и осужден, а дед и дядя расстреляны.
Караулов сообщает, что "из-за страха разоблачения (дезертирства — Л.Т.) он стал великим актером", "он играл так, как будто запутывал следы". Какое открытие в исследовании природы таланта и гениальности! Вообще-то от века талант считали врожденным явлением, подарком судьбы, Бога. Спасая свою свободу и жизнь, гениальный актер вынужден был скрывать плен и репрессированных родственников. А фальсификатор Караулов воистину запутывает следы и неискушенного читателя, клевеща на покойного великого артиста, честного человека и храброго воина. Лжет без малейшей угрозы для себя.
Почему же в ответ на эту ложь молчит Гильдия российских актеров? Где журналисты, господа офицеры?! Или — все на продажу и все дозволено?!
P. S.
Историк Иосиф Финкельштейн при небогатырском здоровье и нелегком материальном положении тратит очень много времени и сил на розыск архивных документов, восстанавливающих истину. От всей души сердечно благодарю его за огромный бескорыстный труд, за помощь и мне. Документы, присланные Иосифом, — мощное и неопровержимое доказательство отваги бойца с нацизмом, великого русского актера Иннокентия Смоктуновского.
"Новости недели"

Жена короля

http://www.isrageo.com/2018/11/20/smoktkaraulov/

Львовский погром в польском исполнении.
Антисемитизм без границ (История) (12 статей)Еврейский квартал во Львове после погрома в ноябре 1918 г. Фото: Wikipedia / Общественное достояние.
Почти сразу же после того, как украинские войска покинули город, польские легионеры получили от командования разрешение громить и грабить евреев.
Листая страницы еврейской прессы столетней давности.
Еженедельная газета Judische Rundschau выходила в Берлине с 1902 г. Она была органом Сионистского союза Германии и до 1938 г. (когда была запрещена нацистскими властями) оставалась одним из самых популярных немецкоязычных еврейских изданий. В этой рубрике мы регулярно знакомим наших читателей с избранными материалами, которые ровно 100 лет назад публиковались на страницах Judische Rundschau.
КРОВАВАЯ БОЙНЯ ВО ЛЬВОВЕ
Еврейский национальный совет Немецкой Австрии телеграфировал нам из Вены в 7 часов 26 ноября:
«Надежный свидетель, который только что приехал из Львова, сообщает о невероятных событиях, которые произошли после завоевания Львова поляками. Польские легионеры, построенные в два ряда, маршировали под командованием офицеров по улицам еврейских кварталов и занимались систематическим грабежом, громили еврейские магазины при помощи штыков и ручных гранат, окружали дома и сжигали их. Отдельные жители выскакивали из окон, спасаясь от огня. Легионеры стреляли в несчастных. Во Львове около 10000 евреев остались без крыши над головой, разрушено 80% еврейской коммерческой собственности, уничтожено 80 еврейских частных домов. В настоящее время есть сведения о 600 раненых, найдено 40 обугленных трупов. Грабеж продолжался беспрерывно с утра пятницы до полудня воскресенья.
Это произошло почти сразу же после того, как в четверг утром украинские войска покинули Львов. Польские легионеры открыто и без всякого стеснения заявили, что еще накануне марша во Львов им разрешили грабить город на протяжении 48 часов. В любом случае только по истечении этого времени была зафиксирована первая жалоба о противоправных действиях.
Еврейская делегация в пятницу говорила с представителем Польши во Львове доктором Адамом и исполняющим обязанности мэра города доктором Стешовицем, но этот визит не дал никаких результатов. Во время пожара в еврейских домах водопровод был заблокирован, что не позволило погасить огонь. Сгорели три синагоги. Еврейское население Львова отчаянно взывает о помощи. Необходимо срочно откликнуться на этот зов, поскольку обязательно последуют дальнейшие неприятные акции поляков, пусть они и не будут связаны с погромами. Еврейский национальный совет Немецкой Австрии».
Judische Rundschau (№ 50, 29.11.1918)
ГЕРМАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕВРЕИ
Радикальные революционные изменения в Германии всего за несколько дней и часов смели систему, укрепленную многовековыми традициями, жесткой властью, а также мыслями, чувствами и волей могущественных людей. Подобно сильнейшему землетрясению революция в Германии опрокинула существовавший ранее столп насилия и, таким образом, обеспечила наступление новой эпохи, которая многим «реальным политикам» все еще виделась утопией и искусственно выстроенным идеалом некоего мифического человечества.
Еврейский народ наряду с другими тяжело страдал от этой системы и последствий ее деятельности. Мы имели дело не просто с политическим и социальным антисемитизмом, используемым в качестве фундамента для действий. Именно в самой природе этой системы заключалось стремление умело и последовательно лишать гражданских прав целые группы и слои граждан, заставлявшее евреев то и дело бороться за равенство, что искажало истинный смысл их политической и общественной жизни. Существовала внутренняя связь между природой этой разрушенной системы и несправедливыми, постоянными насильственными действиями по отношению к еврейскому народу со стороны официальных властных структур Германии. Одним из наиболее ярких примеров этого является борьба, направленная на подавление требований еврейского народа Восточной Европы, куда распространилось влияние Германии в ходе войны.
Революция сейчас в самом разгаре, а потому мы еще не можем твердо сказать, как она использует свои достижения и в каком направлении будет развиваться. Но известен ее главный результат. Он состоит в том, что снова упали оковы, которые парализовали волю населения Германии, в том числе и еврейского народа. И хочется верить, что эти цепи разбиты навсегда.
Мы стоим на пороге новой эры, от которой ожидаем исполнения надежд еврейского народа. Революция началась в России и низвергла там царизм. Именно в то время начался первый акт освобождения еврейского народа, живущего в Восточной Европе. Тогда наши братья в России сформулировали свои национальные требования. И мы были счастливы, поскольку их действия свидетельствовали об огромной силе единой национальной воли, которую проявил иудаизм. Но с тех пор большевизм в согласии с германским империализмом, разгромившим Россию, нанес жестокий удар по российским евреям. Будем надеяться, что революция в Германии поможет консолидации иудаизма в России.
Нам, евреям Германии, революция дает радостную перспективу и надежду на то, что новая демократическая система, которая укоренится в политической и интеллектуальной воле немецкого народа, найдя у него полную поддержку, признает наши требования и удовлетворит их. Демократия и справедливость, с которыми народ Германии входит в новую эпоху, являются сильными, несокрушимыми помощниками. Мы приветствуем революцию!
Сомневаться не приходится – за завоевания революции придется побороться. Но эта борьба за справедливость проходит в гораздо более благоприятных условиях, чем когда-либо в прошлом. Теперь и немецкий народ уже воспринимает демократию как норму жизни и в будущем не пожелает терпеть попрание своей свободы. Вот почему мы имеем право верить в будущее. Оно должно принести и нам, еврейскому народу, защиту не только гражданских, но и национальных прав.
На данный момент вся политическая власть находится в руках социал-демократических партий Германии. Подобно социал-демократам других стран они в ходе войны настолько изменили свое отношение к требованиям еврейского народа и сионистов, что нам можно ожидать поддержки от большинства из них. Среди таких социал-демократов все чаще находятся те, кто выражает понимание национально-освободительной борьбы еврейского народа и сочувствует ей. Мы верим в такие метаморфозы, хотя и не забываем, что в социал-демократических партиях Германии преобладала идеология ассимиляции. Социал-демократы нового Интернационала больше не будут придерживаться мнения, согласно которому борьба малых народов за свободу не заслуживает внимания. Они также готовы прислушиваться к чаяниям 14-миллионного еврейского народа.
Сильна и наша надежда на то, что революция, которая трансформирует сущность всего общества и всего государства, также преобразит жизнь евреев. Среди немецкого еврейства выделились силы, которые революционизировались и теперь испытывают неслыханное воодушевление на фоне победы свободы и демократии. Мы знаем, что больше не могут быть поддержаны бастионы, возводимые против победы национальных, демократических принципов, выдвигаемых еврейством. И об этом знаем не только мы.
Революция, освобождающая немецкий народ и открывающая ему путь к братству со свободными народами земли, дает и евреям Германии возможность и право требовать признания и поддержки священных требований еврейства, которые выдвигаются сионистами.
Задачи, поставленные перед еврейством Германии в связи с полным преобразованием жизненного уклада в стране, являются экстраординарными. Демократические идеалы стимулируют евреев к тому, чтобы становиться пламенными борцами за справедливое дело. Они максимально используют свои конструктивные и организаторские способности ради утверждения демократии. В то же время им придется действовать осмотрительно и бороться за то, чтобы не повторились ошибки революций прошлого, когда начинался разгул безумного упоения свободой. В таких случаях евреи стремились к отрицанию своей индивидуальности, разрушению своей национальной жизни и тем самым разрушали себя, после чего следовало горькое разочарование. Такая реакция всегда следует после неудачных и не приносящих пользу попыток.
Еврейский народ знает, что ему не нужно приобретать полное право на достойную жизнь взамен отказа от национальной идентичности. Как свободные люди и как свободный народ мы заявляем о наших правах и празднуем наступление новой эры вместе с освобожденным немецким народом.
Judische Rundschau (№ 46, 15.11.1918)
ДЕЙСТВИЯ ШВЕДСКОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ
Мы получили следующую телеграмму из Стокгольма:
«Правление стокгольмского отделения „Поалей-Цион“ обратилось к партийному руководству шведских социал-демократов с просьбой о содействии предотвращению еврейских погромов. На совместном заседании исполнительного органа партии было принято решение предпринять различные шаги. Прежде всего была отправлена следующая телеграмма премьер-министру Польши Дашиньскому: „Насколько нам известно, на прошлой неделе в Западной Галиции произошло большое количество еврейских погромов. Мы убеждены, что вы используете все свое огромное влияние, чтобы предотвратить дальнейшие эксцессы такого рода. Ведь столь бесчеловечные акции серьезно угрожают восприятию поляков как цивилизованного народа. В ваших интересах и в интересах обретенной вами свободы (что мы с радостью приветствовали) необходимо, чтобы вы защищали права национальных меньшинств, проживающих на польской территории. Представляющие партийное руководство Брантинг и Мёллер“».
Judische Rundschau (№ 50, 29.11.1918)

http://www.isrageo.com/2018/11/18/judische282/

Любимая еврейка бесноватого юдофоба.
Антисемитизм без границ (История) (12 статей)Фото: Bundesarchiv, Bild 183-1987-0703-506 / CC-BY-SA 3.0 | Википедия.
Фотография Гитлера, обнимающего еврейскую девочку, будет продана с аукциона.
Фотография, сделанная личным фотографом фюрера Генрихом Гофманом 16 июня 1933 года, на которой Гитлер обнимает еврейскую девочку, будет продана с молотка. Начальная цена снимка — 7 500 долларов, уточняет NEWSru.co.il.

Антисемитизм без границ (История) (12 статей)

Бирнандина Роза Нинау называла фюрера "дядюшка Гитлер", вязала для него носки, а фюрер угощал ее вкусными пирожными и дарил ей эдельвейсы.
Когда Гитлер познакомился с девочкой и ее мамой, Розе было семь лет, евреи в Германии уже подвергались преследованиям. Но светловолосая девочка с кукольным личиком полюбилась вождю. Ей было разрешено приходить к нему в любое время, а немецкие газеты писали, что у вождя народа появилась любимица.
Их общение прекратилось в 1938 году после того, как личный секретарь фюрера Мартин Борман узнал, что девочка — еврейка. Розе запретили видеть Гитлера, но трогать ее не стали. Она скончалась через пять лет от полиомиелита.
По слухам, когда Гитлеру объяснили, почему он не может продолжить общение с Розой, он лишь пожал плечами и сказал: "Всегда найдется тот, кто омрачит твою радость".
Торги в аукционном доме Alexander Historical Auctions состоятся 13 ноября.

http://www.isrageo.com/2018/11/09/rosa/

Лев СИМКИН. «Что эти евреи тут делают?»
Антисемитизм без границ (История) (12 статей)Обратите внимание на улыбки прохожих. Фото: Bundesarchive.
"Хрустальная ночь" показала, как недавние друзья с легкостью переходят на сторону тех, кто занимается истреблением евреев.
Немецких евреев больше всего поражала не жестокость нацистов, а поведение их собственных друзей, коллег и соседей, до того не замеченных в антисемитских проявлениях. Они все считали себя немцами и не могли поверить в происходящее. Точнее всего это чувство сформулировала Ханна Арендт: «Шоком было не то, что делали наши враги. Шоком было то, что делали наши друзья».
… Предки Марго Зейдлер, уроженки Брауншвейга, жили в Германии с конца XV века. В 1934 году с ней, четырнадцатилетней девочкой, перестали здороваться на улице знакомые мальчики, партнеры по урокам танцев.
В отделе устной истории вашингтонского музея Холокоста я смотрю видеоинтервью, где спустя много лет пожилая женщина вспоминает о пережитом.
«Что эти евреи тут делают?» – громко вопрошает незнакомая женщина в вагоне поезда при виде Марго с матерью.
«Вам тут нельзя находиться», – говорят ее старшему брату в молодежном клубе, членом которого он является.
К счастью, для ее семьи все окончилось хорошо, им удалось эмигрировать. Оставшихся в Брауншвейге ждала «Хрустальная ночь». Свое название этот погром получил из-за осколков стекла разбитых витрин и окон, которыми были усыпаны улицы десятков городов Германии. По информации страховых компаний, стоимость одних только разбитых витрин составила 5 миллионов марок. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года было убито не менее 400 евреев. Их вытаскивали из квартир, хватали на улице, избивали до смерти.
Почему-то этот день — 9 ноября — не раз был отмечен в немецкой истории. Пивной путч (1923), падение Берлинской стены, наконец.

http://www.isrageo.com/2018/11/09/cetie281/

«Целуй крест, жидёнок!»
Антисемитизм без границ (История) (12 статей)
Ньютоновским яблоком сваливаются время от времени события, заставляющие несколько по-иному взглянуть на мир, на те или иные явления. Для меня такое событие произошло 31 марта 1943-го в Ульяновске, куда была эвакуирована наша семья. Почему эта дата так врезалась в память? В тот день, а, точнее, вечер, я раз и навсегда расстался с застарелым своим страхом. Каким? Как его назвать?
Михаил НОРДШТЕЙН, Крефельд, Германия.
Подспудно во мне, ещё ребёнке, угнездилось чувство какой-то пришибленности от того, что мы — евреи, что некоторые нас почему-то не любят и стараются обидеть. А потому свою принадлежность к еврейству надо, по возможности, скрывать. Страх, что в любой момент тебя могут унизить, стал не только тенью, но плотью. Он вошёл в меня, и я носил его в себе как неизбежность.
Родина Ленина дохнула на нас густым перегаром антисемитизма. В бывшем купеческом городе он, родимый, всегда был растворён в густой концентрации. Для евреев, лишённых земли, а, стало быть, возможности крестьянствовать, торговля и ремёсла были традиционными занятиями. Многие русские мастеровые, лавочники и купцы видели в них конкурентов. Вносило свою лепту и самодержавное государство и, как всюду на Руси, старались попы, неустанно втолковывая православным про «жидов, распявших нашего Христа».
С братом и сестрой. Автор — крайний слева. 1938 г.За годы советской власти больших перемен в умах на этот счёт не произошло. Смрадный тот костерок не полыхал, но его тлеющие уголёчки терпеливо ждали своего часа. Война послужила хорошим поддувалом. В Ульяновск эвакуированы некоторые заводы и учреждения, из-за чего увеличился процент еврейского населения. Теперь было на кого выплеснуть злобу – из-за роста цен, нехватки самого насущного и прочих невзгод военного лихолетья.
Жили мы в трёхэтажном доме, где нам дали комнату (кроме меня, мать, старшие сестра и брат; отец остался в Москве, работая на оборонном предприятии). Учился я в 6-м классе во вторую смену. Возвращался домой вечером, а во дворе почти всегда — ребята. Из местных я ни с кем не дружил, но фамилию не скроешь, и во дворе знали, что мы — евреи. К брату Гере приставать побаивались. Коренастый, с хорошо развитой мускулатурой, он мог дать отпор, в чём кое-кто уже наглядно убедился. Я же — заморыш, руки как спички — был идеальной мишенью для издевательств. «Жид пархатый», «жидёнок», «жидовская морда — этого «фольклора» здесь наслышался, что называется, по завязку. Особенно изощрялся мальчишка лет четырнадцати в синей куртке (я так и назвал его — «Синий»). Он не только осыпал обидными словами, но и норовил толкнуть, пнуть ногой, провести пятернёй по лицу.
В той компании верховодил парень призывного возраста — Борис. Он науськивал подростков: «Дай, дай этому жидёнку!» Поглумиться надо мной — для него развлечение.
К нашему подъезду можно пройти двумя путями. Кратчайшим — с улицы через арку — и обходным — через овраг, примыкающий ко двору. Подходя к арке, прислушивался: не слышно ли ребячьих голосов. А если было тихо, старался побыстрее прошмыгнуть к своему подъезду. Услышав голоса, выбирал запасной вариант: тогда приходилось делать крюк в несколько сотен метров.
Хотя страх и сидел во мне, отнюдь не чувствовал себя затравленным зверьком. Скорее разведчиком, которому надо незаметно для противника пройти по его тылам. Неприятельский тыл — это двор, а квартира на третьем этаже, где мы жили, — наша крепость. Это было что-то вроде игры в войну, возвращением к довоенному детству. Разница лишь в том, что игра, если считать её таковой, уже не была столь беззаботной, когда «красные» и «белые», вдоволь наигравшись, мирно расходились по домам. Здесь же я был в одиночестве, а двор враждебным. И как несколько лет назад, когда грезил участием в боях на стороне испанских республиканцев, в своих мечтах снова переносился в романтику. Поскорее бы вырасти, окрепнуть и — на фронт! Уже читал о подвигах юных бойцов, награждённых медалями, а то и орденами. Вот вернусь с фронта на побывку в военной форме с орденом на груди, пистолетом на боку, и тогда никто из дворовых антисемитов не посмеет и вякнуть что-то обидное.
… В тот мартовский вечер чересчур уж размечтался и потерял бдительность. Подошёл к арке — вроде бы тихо. Прислушиваться не стал и шагнул в темноту…
И вдруг кто-то обхватил меня:
— Попался, жидёнок!
Засада! Меня поджидали. В сумраке успел рассмотреть Бориса, Синего и ещё нескольких мальчишек с нашего двора. Попытался вырваться, но держали крепко. Режиссура спектакля, видимо, была уже продумана.
— Целуй крест, жидёнок!
К моим губам Борис приблизил крестик.
– Ну? — угрожающе повысил голос. — Целуй, тебе говорят! Поцелуешь — бить не будем.
Я отвернул лицо, сжал губы. И даже не потому, что воспротивилось моё школьное атеистическое воспитание. Понимал: меня хотят унизить как еврея. Унизить грубо, гадко, сломать, растоптать моё достоинство.
— Смотри, какой гордый… В последний раз тебе говорю, жид пархатый: целуй крест! Не поцелуешь — пеняй на себя!
Я рванулся.
— Стой, лошадка, не брыкайся. Сейчас мы тебя успокоим…
Удар по лицу. Резкий, тяжёлый. Будто в мозгу что-то взорвалось, рассыпавшись снопом искр.
— Ну, поумнел? — Голос Бориса, как из погреба. В голове звон. И снова у моего рта — латунный светлячок. Я разомкнул разбитые губы и плюнул в лицо Бориса кровавой слюной.
— Ах ты, жидюга!
Посыпались удары — по голове, животу, спине. И опять усердствовал Синий. Его лицо мельтешило передо мной, словно в каком-то танце.
Меня уже не держали: бежать не было сил. Рухнул на снег. Ладони, которыми пытался прикрывать голову, в крови. Лицо тоже. Тёплая струйка потекла за воротник…
Били теперь ногами.
Боль не отпускала, жгла огнём, не давала ни секунды передышки. В горле словно застрял утробный крик: да что же это! Остановитесь! За что вы меня так?
О психологии людской стаи немало написано. Почему, сбившись в стаю, люди так быстро пьянеют от крови, теряют человеческий облик и превращаются в скопище двуногих? Какие тут гены срабатывают, какие пружины? Здесь, наверное, как и в крови больного человека, избыток одних частиц и нехватка других. Может, и у человека есть частицы, гены, или как там их называть, злобы, насилия, садизма и, наоборот, доброты, сострадания? Каких больше, что перевесит?
Дойди фашисты в ту войну до Ульяновска, Борис был бы уже готовым полицаем, и Синий тоже – родись он года на три-четыре раньше.
Когда меня избивали, я ещё не знал о масштабах мучительства, причинённого моему народу. То, что произошло со мной в тыловом городе Ульяновске, было всего лишь капелькой по сравнению с кровавым океанищем, плескавшимся за линией фронта. Конвейер массового убийства не останавливался ни на минуту. Конвейер многоотраслевой — от расстрельных ям и оврагов до изощрённо налаженного производства смерти с селекцией, холмами одежды и обуви, женских волос, медицинскими опытами над узниками, газовыми камерами и печами крематориев. Сколько же там орудовало таких вот двуногих, родившихся не только немцами! Палачество — вне национальности.
… Окровавленный, вполз я на наш третий этаж. Дома был только Гера. Мгновенно всё понял. Схватил лыжную палку и с воплем «За брата!» ринулся вниз по лестнице. Лицо его было страшным.
Когда брат вернулся, коротко рассказал: увидев его, все, кто меня избивал, включая Бориса, пустились наутёк.
Уже не помню, как Гера разбирался с ними в последующем. Но теперь и меня обуяла жажда мщения. Страх, что снова могут избить, вытеснила ненависть. Говорят, это нехорошее чувство. Может быть. Но именно она помогла избавиться от страха. Во мне заполыхала ненависть не только к моим истязателям, но и ко всей этой тёмной силе, именуемой ксенофобией. Отныне вечерами уже не пробирался домой, как прежде, а шёл напрямик через арку, демонстративно замедлив шаг, держа в руке увесистую палку или булыжник. Шёл гордо: да, я — еврей, был им и буду, и никто не в силах заставить меня отречься от этого. Могут снова избить? Пусть попробуют: буду драться до последнего.
Каждый раз, когда из окна нашей комнаты видел кого-нибудь из тех, кто меня избивал, опрометью выбегал во двор и, как зверёныш, набрасывался на оторопевшего мальчишку.
Сбитый ударом на землю, поднимался и, сжав кулаки, норовил попасть в ненавистное лицо. Ни боль от ударов, ни явное неравенство сил меня не останавливали. Подворачивался под руку камень, хватал его…
Не выдержав столь яростного напора, мой противник начинал пятиться, а то и ретировался.
«Психованный», — стал слышать в свой адрес. Издеваться надо мной никто больше не решался.
* * *
Не только мальчишкой, но и взрослым мне приходилось отстаивать национальное, а, значит, и человеческое достоинство. Своё и других людей. Словами и кулаками. Всем, чем только мог. Поднявшись однажды над своим страхом, перешагнув через него, раз и навсегда уверовал: унизить человека могут только его собственное малодушие, рабская покорность. Здесь у каждого есть выбор. Всегда. В самые гнусные времена. При любых обстоятельствах.
Антисемитизм без границ (История) (12 статей)Мой первый спортивный снаряд —
самодельная перекладина во дворе. 1950 г. Фото автораПревратившись благодаря собственным усилиям из недавнего заморыша в крепкого спортивного парня, на наскоки антисемитов реагировал уже весьма эффективно. И не только из-за отношения к себе
"Мы здесь"

http://www.isrageo.com/2018/12/03/nordstein22/

Михаил ЛОБОВИКОВ. С мечтой о еврейской свободе.
Антисемитизм без границ (История) (12 статей)
Памяти Натана Альтмана — одного из тех, кто проложил соплеменникам дорогу на родину.
В прошлый четверг — 29 ноября — ушел Натан (Анатолий) Альтман. Самый молодой участник первого Ленинградского — самолетного дела. "Операции Свадьба". Первой попытки проломить железный занавес и потребовать своего права на репатриацию."Операция Свадьба" положила начало выезду советских евреев, и заложила основы Второй русской сионистской алии.
Имя Альтмана я впервые увидел в 14 лет, уже будучи отказником, разыскивая материалы про самолетные процессы. Тогда же мне впервые открыли "страшную семейную тайну" — сестра моей матери, Шали Рожанская, была тесно связана с ленинградскими "самолетчиками" и только благодаря чуду отправилась тогда, в 1970-м, в Израиль — а не на совковую зону.
Альтману — и вместе с ним Дымшицу, Кузнецову, Бутману, Мурженко, Федорову, Бодне, Залмансон, Пэнсону, Ханоху, Меделевичу — повезло меньше. Они заплатили долгими годами лагерей и преследований КГБ. Но именно благодаря им сотни тысяч евреев уехали из Совка, и по их следам началась и Большая Алия 90-х.
Мы обязаны помнить этих людей. Точно так же как Пинскера, Лилиенблюма, рабби Могилевера, Усышкина, Членова и других российских сионистов — фактически основавших сионистское движение еще за 10 лет до Герцля и приведших его к практическому созданию нашего государства.
Это одна цепочка, одна мечта — о свободе и достоинстве еврейского народа, возможных только на нашей земле.
Да будет благословенна память Натана Альтмана.
И лучше всего услышать его рассказ из первых уст:
ЧАСТЬ 1. ЗАТЯНУВШИЙСЯ СТАРТ
ЧАСТЬ 2. РИЖСКИЙ РАЗБЕГ И ПОПЫТКА "ВЗЛЕТЕТЬ"
ЧАСТЬ 3. … И СОВСЕМ НЕ МЯГКАЯ "ПОСАДКА"
ЧАСТЬ 4. СУД
ЧАСТЬ 5. НАКОНЕЦ, ЕДУ … ПРАВДА, В ДРУГУЮ СТОРОНУ

http://www.isrageo.com/2018/12/02/altman284/

Картина дня

наверх