Свежие комментарии

  • Валерий Протасов
    Закрадывается мысль, что евреям, избегавшим физического труда со времён Исхода, нечего было делать. А энергии хорошо ...Ярон Ядан. ЗАПРЕ...
  • АНАТОЛИЙ ДЕРЕВЦОВ
    Прикольно ,с сарказмом переходящим в ложь.  Но на уровне конца 90-х гг. Именно ковыряние в  научных "мелочах" превнос...Аспирантура в ССС...
  • Михаил Васильев
    Пусть Хатынь вспоминают! Дмитрий Карасюк. ...

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Масштабный моделизм Страны Советов. Часть 1

Наверное, мы все любим получать подарки. Тут, собственно, и спрашивать нечего. Приятно их получать от коллег, знакомых, еще приятнее от близких, поскольку они знают тебя лучше кого бы то ни было. Мне, например, в этот новый год было очень приятно получить сразу два подарка от внучки. Раньше это бывало что-то приятное, но не для души. На этот раз я, к большому моему удивлению, получил от нее сразу две коробочки. В одной был танк «Матильда» (сборная модель фирмы «Звезда») в масштабе 1:100, в другой истребитель «Харрикейн» (той же фирмы) в масштабе 1:144. «Но я же никогда не собирал самолетов? — удивился я.» «Да, но ты всегда говорил, что тебе этого хотелось! – возразила она. – А этот самолетик маленький, очень «уютный», много места не займет. И потом мне всегда хотелось посмотреть, как такие модели собирают и раскрашивают…» «А зачем еще танк?» «Танк? Ты же говорил, что «Матильда» тебе нравится…» Вот так и пришлось мне собирать эти две модели, а заодно рассказать ей историю масштабного моделизма у нас в стране. История получилась очень поучительная и, рассказав ее, я подумал, что и читателям «ВО» будет не безынтересно «тряхнуть стариной» и вспомнить молодость и свои ранние детские увлечения.
Ну и вообще… еще раз немного подумать о прошлом.

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Миниатюрная диорама «Матильда» на мосту» из «звездинского» набора с танком «Матильда» в масштабе 1:100. Танк, как видите, фирменный, а вот все остальное – работа автора. Захотелось «оттянуться» … А то все пишешь и пишешь…
Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Ну, а это вышеназванный «Харрикейн» в масштабе 1:144. Не знаю, кому как, а мне эта моделька очень понравилась. Ну, а сделать ее можно буквально за полчаса. Фотографировать только сложно. Нужен специальный объектив, а он достаточно дорог для таких вот редких снимков.

С масштабным моделированием я познакомился очень давно, еще когда учился в четвертом классе в 1965 году. Один мальчик принес в класс склеенную модель самолета Як-18, мне она, естественно, очень понравилось, и я захотел себе такую же. Захотел и… пошел в магазин, который он мне назвал, пошел и купил. Конечно, я его извозил в клее просто страшно, но… даже в таком виде он вызвал мое восхищение, а главное – с ним можно было играть. Потом последовала очередь вертолета Ми-10К (вертолет-кран), в котором мне очень понравились сделанные из желтого пластика лопасти винтов и черные стойки паукообразного шасси и такие же колеса.

Постепенно я научился склеивать такие модели довольно-таки чисто, но декалей (переводных картинок), что вкладывались в набор, на них не переводил, потому что качество у них было ужасным. И тут в том же магазине я вдруг увидел совсем другую коробку с моделью самолета производства ГДР Ан-24 фирмы VEB Plasticart в характерной красной раскраске киля и полосы вдоль иллюминаторов. Причем внутри оказались не только детали, отлитые с потрясающим качеством, и опять же несравнимая с нашими декаль, но и клей, и краска «серебрянка» с запахом…, который мне показался прекраснее благоухания роз. И коробка, и тюбики с клеем, и все это было какое-то… «не наше» и немного космическое. Не игрушка, сделанная по принципу — «тебе, детка, для тебя сойдет», а «маленький предмет настоящего искусства». Цены на модели были от вполне приемлемых для меня 60 копеек за МиГ-21 и Saab J-35 Draken до совершенно неподъемных 3,50 и 4 рубля за Ту-144, Trident и «Восток-1». Saab J-35 Draken в масштабе 1:100 меня потряс еще и тем, что я впервые увидел современный боевой самолет «оттуда», столь необычных футуристических очертаний, да еще и с такими красивыми опознавательные знаками – три короны в синем круге. Конечно, их можно было покрасить камуфляжем, и они стали бы еще интереснее, но я этого просто боялся. Не знал какими красками их надо красить, да и в продаже их не было. Поэтому-то и предпочитал гэдээровские, уже окрашенные в серебристый цвет, или же требующие от моделиста минимальной докраски. Правда, что уже тогда не нравилось, что все модели в разных масштабах. СУ-7, например, Миг-15 и Ту-2 (масштаба 1:72) были значительно больше, чем МиГ-21, то есть что же это была «модельная линейка» такая? Мне лично это не нравилось. И еще – подложка (основа декали) была желтоватого цвета и со временем желтела еще больше. То есть на белом пластике цифры на желтой подложке не смотрелись совсем. 

Масштабный моделизм Страны Советов. Часть 1

МиГ-21 от фирмы «Пластикарт» – упаковка.

В магазин, где их продавали, я ходил чуть ли не как на работу, так что продавщицы там меня уже знали и оставляли новинки, потому что иначе эти модели, в отличие от наших, улетали в мгновение ока.

В 1968 году увидел в продаже сразу три корабля фабрики «Огонек»: «Атомоход «Ленин», «Броненосец «Потемкин» и «Крейсер «Аврора». Атомоход мне не приглянулся, а вот броненосец и крейсер купил тут же, тем более что в журнале «Моделист-Конструктор» как раз в это время был опубликован отличный материал об этом корабле с цветным разворотом, где и сам «Потемкин», и миноносец №267 были даны в «викторианской ливрее», то есть раскраске с черным корпусом, белыми надстройками и желтыми трубами (вернее черно-желтыми!), и мачтами.

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

«Потемкин»… упаковка изменилась…

Их я красить тоже не стал, но зато собрал со всем положенным такелажем, канаты для которого вытянул из литников от этих же моделей, растягивая их над пламенем свечи.

Тогда же в продаже появились и «огоньковские» танки – Т-34, КВ-85, ИСУ-122, ИСУ-152 и ИС-3. Все я их собрал, но… ужасался «копийности» Т-34, и удивлялся выбору других моделей. Почему, например, «Огонек» увековечил именно КВ-85 и ИС-3, никакой роли в победе не сыгравшие, но «пропустил» КВ-1, ИС-2, СУ-76 и СУ-152?

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Т-34 завода «Огонек» – «модель навсегда»


К этому времени появились три наших модели МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-19, но… их масштаб отличался от масштаба «Пластикарта», а главное – расшивка на них была… выпуклой, да еще и звезды контуром отпечатаны. И опять же они отличались от модели Як-25. И пришлось мне наждачной бумагой все три модели доводить до ума. Довел! А чем красить? Пришлось поэтому тот же Як-25 превратить в… атомную субмарину «Скипджек» с резиномотором и гребным винтом из консервной банки. Ее-то уж я сумел покрасить нитроэмалью в сугубый черный цвет, поскольку нитроэмали в баллончиках к этому времени у нас уже начали появляться в продаже. Кстати, «пластикартовский» вертолет Ми-2 красить было не нужно, как и «кукурузник» Ан-2: первый был зелено-болотного цвета, а второй весь цвета алюминия. Кстати, сегодня «пластикартовская» модель этого самолета стоит на рынке 2000 р. Раритет, однако!

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

МиГ-21 от фирмы «Пластикарт» в собранном виде выглядел вот так.

Потом… потом мне долгое время моделями заниматься было некогда, а при переезде из старого частного дома в современную квартиру в многоэтажке я и те, что было, раздал соседским мальчишкам. «Несерьезное дело для дипломированного преподавателя истории и иностранного языка» — думалось мне тогда.

Затем вышло так, что, работая учителем в Покрово-Березовской средней школе, я принял участие в двух Всесоюзных конкурсах игрушек, и на обоих мои игрушки заняли призовые места. Причем в последний раз, в 1980 году, это был танк «Берец за свободу тов. Ленин». Масштаб у него было большой, не меньше 1:12. Как сделать заклепки из полистирола я тогда не знал и придумал забавную технологию: сам танк был весь пластмассовый, а вот там, где на нем были заклепки, он весь был оклеен листом тонкой прочеканенной заклепками латуни. 

Подобный прием «развязал мне руки», и на конкурс 1982 году, куда меня пригласили уже официально, я подготовил целую серию моделей, благо к этому времени я уже работал на Пензенской Областной станции юных техников и времени, и места у меня на это было предостаточно. «Коллекция» получилась просто шикарная! В ней присутствовали многие модели из тех, что почему-то «пропустил» «Огонек» — танкетка Т-27, Т-26 с двумя башнями, БТ-7 обр.1939 г. Т-34/76 мод.1942 г. (с «ушами Майти-Мауса»), ИС-2 и моя гордость Т-35! Кроме того, из деталей двух моделей парохода «Оксидан», который тогда делали в Тбилиси, я сделал модель «парохода Тома Сойера». С такими моделями было грех не занять очередного призового места, которое мне и дали – второе, не первое, но первое получил завод, с которым тягаться «частнику», конечно, невозможно. Дали мне и грамоту ЦК ВЛКСМ и (на радость жене!) солидную премию, а потом пригласили в редакцию Т-М на «круглый стол» — обсудить проблемы масштабного моделизма в СССР. 

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Кстати, фото всех этих моделей попали на заставку статьи в Т-М №8 за 1984 год, так что там их можно увидеть. Говорилось в этой статье о многом, и люди сильно удивлялись, почему в стране, где «все лучшее отдано детям», где патриотическое воспитание поставлено во главу угла, дети не имеют того, что давным-давно есть на «загнивающем Западе», то есть сборных моделей своей, отечественной, славной и по-настоящему легендарной техники, которая бы воспитывала бы в наших детях и гордость за свою страну, и… давала бы им азы технического образования. 

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Как раз все мои танки можно увидеть вверху страницы.

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Уже тогда редакция Т-М робко намекала, что это безнравственно посылать на Запад яркие и красочные коробки с полным комплектом деталей и декалей, а нашим продавать те же самые модели в упаковочном картоне, без самой главной составляющей, не говоря уже о красках. Впрочем, даже Т-М «тайну» фирмы «Ново» раскрыть не смогла. Побоялась. Да это и понятно, 37-ой из памяти тогда еще не выветрился.

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

А вот что было написано в конце статьи, как ее итог… Но редакция не могла знать, что решение проблемы можно найти без проблем: достаточно государственный капитализм в стране заменить на частно-государственный и все тогда у нас будет. В том числе и любые модели, как свои собственные, так и из любой страны мира.

Да, но откуда же вдруг в СССР взялись пресс-формы на модели самолетов «потенциального противника», включая тот же «Хантер»? А было так, что еще в 1932 году два англичанина Чарльз Уилмотом и Джо Мансур создали компанию, которая стала выпускать сборные модели самолетов из пластмассы. Сначала это была ацетилцеллюлоза, с 1955 года – полистирол. Причем, начиная с 1963 года масштаб 1:72 стал стандартным для авиамоделей не слишком больших по размерам самолетов. К 1970 году каталог фирмы «Фрог» (так она почему-то называлась) включал десятки самых разнообразных моделей. Причем выпускались весьма редкие модели, например, «Avro Shackleton», «Martin Baltimore» (и «Maryland»), «Vultee Vengeance», «Curtiss Tomahawk», «Blackburn Shark» (и «Skua»), «Bristol 138» и (Beaufort), наш советский СБ-2, «Supermarine Attacker» и («Scimitar»), «Armstrong Whitworth Whitley», «Gloster Javelin» и многие, многие другие.

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Типичная упаковка модели советского производства для внутреннего рынка («Fairey Swordfish», Донецкая фабрика игрушек).

А вот дальше по каким-то причинам фирма обанкротилась и стала распродавать оборудование для производства своих моделей. Последнюю модель «Фрог» выпустили в 1976 году и тогда же, а именно в середине 70-х годов, большую часть пресс-форм закупил Советский Союз (кроме моделей немецких и японских самолетов – то есть «врагов», которые купила фирма «Ревелл»). Модели фирмы «Фрог» стали выпускать у нас под торговой маркой Novo. Копировать нам было не привыкать, так что удивляться тут нечему. Причем на экспорт они поступали в качественной «нарядной» упаковке и с декалями, а вот для внутреннего употребление шли в упрощенной, без декалей, и часто даже без указания названия образца. Писали на них, например, так: «Морской истребитель», «Бомбардировщик». Ну, а о качестве самой картонажной упаковки можно, наверное, даже и не упоминать. Хотя цены 20-30 копеек были более чем демократическими. Большую часть пресс-форм отдали Донецкой фабрике игрушек, ну а остальные — на другие предприятия, имеющие литьевые машины, в Москве, Наро-Фоминске, Баку и Ташкенте. Такие модели можно было склеивать, но отсутствие декалей и красок полностью перечеркивало какое бы то ни было их воспитательное и образовательное значение.

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Германский «Фокке-Фульф-190». Почему-то англичане не боялись выпускать модели вражеских самолетов. А мы, победители, перемоловшие 80% германских дивизий на Восточном фронте… почему-то боялись. Боялись, чего? «Пластмассовых самолетиков»?

Надо сказать, что из-за работы на ОблСЮТ и участия во Всесоюзном конкурсе игрушек мне постоянно приходилось бывать в Москве, и в ассортиментом кабинете Торгово-промышленной палаты СССР, и в Институте игрушки в Москве (находился в старой церкви неподалеку от Казанского вокзала), и НИИ игрушки, и Музее игрушки в Загорске. Я вообще тогда подумывал связать свою судьбу именно с этой работой, тем более, что как раз тогда мои ребята стали победителями Всесоюзного конкурса «Космос», их работы получили первые в Пензе золотые медали ВДНХ СССР, так что нас во всех этих местах встречали с радостью, а моих мальчишек во всех этих «кабинетах» и НИИ – а я старался всегда ездить с ними - задаривали и коробками моделями «Ново», и пачками декалей, буквально валявшихся там на полках. Там-то мне и рассказали эту «историю» с «Фрог» и «Ново», и она меня сильно озадачила. Значит за деньги продавать качественные модели за рубеж было можно, а вот такие же качественные модели продавать нашим детям нельзя? Ну так продавали бы дороже, пусть не все бы их покупали, но хотя бы кто-то смог бы их покупать и коллекционировать. Пусть не дети, ну так хотя бы взрослые. Все ведь лучше, чем гнать тем же нашим детям вот это откровенное говно… Но… ответа на такую точку зрения, естественно, мне в ту пору никто не дал. То есть был лозунг «Все лучшее детям», но, как и многое, это были во многом пустые слова. Понятно, что дети чиновников, имевших доступ по всякому импорту-экспорту, а также сотрудники всех этих «кабинетов» и профильных НИИ все это имели и так, но а как же быть с остальными?

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

А вот так выглядела наша инструкция по сборке. Особенно впечатляет «приемник воздушных давлений».

Кстати, бывая во всех этих НИИ и на фабриках игрушек, я не только узнал много всего интересного, но и наслушался прямо-таки замечательных афоризмов. Так, главный инженер одного из крупных предприятий сказал мне так: «Зачем выпускать новые игрушки, когда каждый год родятся новые дети?» И… видимо поэтому совершенно ужасный «огоньковский» Т-34 и выпускается, и продается до сих пор. Во всяком случае я видел его в магазинах, вот только кто их покупает, когда есть модели фирмы «Звезда», я просто не могу себе представить!

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Коробка «Ново». В таком виде изделия на оснастке фирмы «Фрог» отправлялись на «загнивающий Запад».

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

А вот это модель самолета из этой коробки, склеенная, отделанная и сфотографированная ее создателем Антоном Финицким. Но такую красоту невозможно было бы сделать, не имея хороших красок и… декалей!!!

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

А вот это коробки «Ново» вперемежку с коробками для советских детей. Как говорится – почувствуйте разницу!

Впрочем, «игрушечные» проблемы меня вскоре волновать перестали, поскольку я перебрался на работу в институт, а затем в 1985 году поступил в аспирантуру. И вот там-то отдыха ради я и сделал свою первую модель уже целиком из полистирола и к тому же в международном масштабе 1:35. Это была «машина передовых артиллерийских наблюдателей» ФРГ на базе американского БТР М113 по проекциям из журнала «Зарубежное военное обозрение». Моделька мне очень понравилась, и вторую такую же, уже по чертежам в польском журнале «Малый моделяж», я сделал уже после защиты диссертации. Это был БТР М114 – разведывательная машина с 12,7-мм пулеметом М2 на турели командира – «машинка» маленькая и очень изящная. Вот так я, по сути дела, вернулся в БТТ-моделизм. А дальше наступил 1987 год, изменивший очень многое.

Масштабный моделизм: между СССР и Россией

Масштабные модели на любой вкус. Прошлая статья о масштабных моделях в СССР закончилась 1987 годом не случайно. В этом году в минском издательстве «Полымя» наконец-то (спустя 5 лет после написания!) вышла моя первая книга «Из всего, что под руками» тиражом 87 тыс. экземпляров. И разошлась в две недели. Там было и про модели, но главное не это, а то, что после этого со всей страны пошли ко мне письма. Интернета не было, вот люди и высказывали свое мнение на листах бумаги. Кто-то писал, что можно бы еще сделать и то, и другое, что объем книжки мал. А многие, заметившие, что практически все самоделки в этой книге — это «готовые наборы сборных моделей», так прямо мне и писали, что «вы обязаны (!) довести дело до их выпуска для наших детей!» Вот даже как! «Напишите в министерство…» Один даже список кораблей русского флота для выпуска на заводе «Огонек» мне прислал. Это чтобы я туда поехал и «внедрил». Наивные! Было же ведь правило: «Зачем делать новые модели, когда каждый год подрастают новые дети!» Однако стал я ездить. Параллельно с учебой в аспирантуре. И ходить по разным кабинетам, в Загорске был в НИИ игрушки, встречался с разными «начальственными людьми». И понял, что никому самодеятельность моя не нужна. Есть план, есть решения сверху… И вот если они и твои желания совпадают, то все ok. Если нет, то кому ты такой умный нужен! Всё, как говорил Аркадий Райкин: «Личный покой выше всего!»

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Удивительно, но фирма «Фрог» выпускала даже сборную модель дирижабля.

Но зато повезло хоть в том, что теперь книги можно было печь, как блины: 1989 год, «Полымя» — «Когда уроки сделаны», 1990 год, «Просвещение» — «Для тех, кто любит мастерить». Но, пожалуй, главное, что, зная уже в 1986 году, что книга по самоделкам и моделям у меня выйдет, я сунулся с книгой «Танкодром на столе» в издательство ДОСААФ. И там идею книги поддержали! Перед этим там уже вышла книга «про самолеты» — «Аэродром на столе». Логично было продолжить ее танками. И находясь в очередной командировке в Москве с целью работы в архиве ЦК ВЛКСМ (сбор материалов по партийному руководству НИРС и НТТМ), я еще и добился от ДОСААФ разрешения на работу в спецхране библиотеки им. В.И. Ленина с иностранными книгами «о танках». До этого-то у меня было разрешение только на «спецлитературу», а тут еще и танки!!! Так что в библиотеке я только что не ночевал. Первым приходил и последним уходил. Но зато ксерокопий набрал массу. И опять же, вернувшись к себе в Куйбышев, засел за модели: утром — диссертация, вечером, когда уже ум за разум заходит, — модели.

Масштабный моделизм: между СССР и Россией

«Южный крест» выпускала фирма «Фрог»

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Выпускала ее и фирма «Ново»…

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

… и выпускает фирма «Звезда».

Затем, уже 1989 году я наконец-то сообразил, что если наши модели отправляют «туда», то там с моделями должно быть все по-другому. И поскольку «перестройка» зашла уже довольно далеко, написал в ПР-отдел посольства Англии, чтобы мне дали адрес какого-нибудь британского общества моделистов, чтобы я мог с ним связаться. Адрес мне дали, я им туда написал, и они мне ответили. Ответили из MAFVA – Британской ассоциации масштабного моделирования, и не просто ответили, а прислали кучу модельных журналов – английский «Милитари моделлинг», американский «Файн скейл моделлер», японский «Модел грэфикс» и свой маленький и очень «домашний» журнальчик «Танкетте». Мало того, посмотрев фото моих танков из журнала «Техника-молодежи», они изумились (Т-35 в масштабе 1:30 от нуля) и предложили… членство в их ассоциации. «Членские взносы, 25 фунтов в год, мы за вас заплатим, вы только нам присылайте фотографии ваших моделей и пишите нам статьи о моделях и моделировании в СССР. Нам это очень интересно».

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

В свое время я впервые опубликовал в журнале «Танкетте» статью о нашем танке Т-24 и рассказал о нем англичанам. И вот теперь «там» выпускается его модель в 1:35 масштабе.

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Всегда нравился этот танк, реально и намного опередивший свое время.

Просмотрел я все присланное, и, если честно, взяла меня сильная злость. Почему у них все это есть, а у нас – «фиг вам… индейская изба!» А как же лозунг: «Все лучшее детям», красивые слова про развитие творческого начала наших людей, о «новом историческом обществе – советском народе», носителе всех мыслимых достоинств, для которого партия трудится денно и нощно и удовлетворении всех его потребностей… А тут мало того, что в ходу анекдот про «длинный зеленый и пахнет колбасой» (поезд из Москвы в ближайшие к ней области), так даже такую мелочь, как пластмассовые модельки, людям и то купить невозможно. 

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Зато сегодня с учетом размеров наших квартир для любителей выпускаются отличные модель БТТ в масштабе 1:43. Цена 999 р. Не дешево, хотя качество очень высокое.

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Хотите самолет, и чтобы самому не возиться? Вот вам готовый воздушный лайнер в масштабе 1:200…

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

….или легендарный Ил-2 (1:72) по цене 5700 р.

Но раз уж ты тогда был «человеком системы», то… чтобы ты про нее не думал, а вслух говорить об этом не следовало. Хотя вполне можно было критиковать отдельные ее недостатки и указывать пути их преодоления. Вот я и написал в журнал «Рационализатор-изобретатель» статью о том, какие модели нам нужны, и что «не всякая игрушка модель, но вот любая модель – игрушка». И что если мы хотим эффективной профессиональной ориентации молодежи (еще один модный тогда в СССР лозунг), то нам нужны детские игрушки «Животноводческая ферма» и «Птицеферма», игрушечные комбайны для уборки зерновых, тракторы с плугами, и не только краны и пожарные машины (эти игрушки были!), но и бетономешалки, молоковозы, куклы размером под кровать и кроватки размерами под куклы (а вот с этим были серьезные проблемы!), а еще к ним мебель, дома, а для военно-патриотического воспитания… целый флот – не только «Потемкин» и «Аврора», но и «Слава», «Варяг», «Кореец», «Память Азова», миноносцы «Страшный» и «Стерегущий», а также линкор «Марат» и многие другие легендарные корабли нашего российского и советского флота. Что нужны не только модели самолетов Ил-2 и МиГ-15, но и «Сталь-3», УТ-1 и УТ-2, К-7, ТБ-3 и Пе-8, «Эркобра» и «Киттихаук»…

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Технология «полумоделей» тогда не была популярна. Зато сейчас существует фирма «Комбриг», которая выпускает отличные модели как по ватерлинию, так и с полным корпусом. Масштабы 1:35 и 1: 700 с фототравленными деталями. Вот детали миноносца «Лейтенант Бураков».

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Фототравленные детали для моделей фирмы «Комбриг».

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Инструкция по сборке модели броненосца «Полтава».

И что модели кораблей надо делать в расчете на нетерпеливых людей и детей из уже окрашенных деталей, то есть цветной пластмассы, чтобы дома краской не вонять. И делить модели кораблей на пополам, а днище отдельно, а верх – отдельно, а между этими деталями уже покрашенная ватерлиния заданной толщины в качестве «ребра жесткости». 

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Вот то, что предлагалось когда-то в конце 80-ых. Корпус из двух частей с окраской подводной части. Модель броненосца «Цесаревич».

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Сегодня вполне можно выпускать и простейшие модели из бумаги. Например, греческой униремы вот с этого чернофигурного килика…


Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

А вот ее развертка и схема сборки.


Опять же, естественно, ничем это не закончилось. Да и не могло иметь положительного решения в тех условиях. Возможность такая наступила лишь после 1991 года…

Тут уже, наконец-то, стало по-настоящему можно все! Во-первых, начал выходить мой журнал «Танкомастер», причем страх – «как бы чего не вышло» перед рухнувшим «совком» был настолько у людей велик, что первый номер вышел рукописным! Да-да, можно поинтересоваться в Сети. Никто не соглашался набирать и печатать текст о танках, даже о моделях! То есть печатать сам журнал – пожалуйста, а вот набирать ни в какую. И пришлось художнику Игорю Зейналову весь номер писать пером от руки. А мне еще говорят, что не было «кровавой гебни». Опять же в то время уже, наверное, и не было. Но чего же тогда они все так боялись?

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Модель Т-III одного из английских моделистов. Фото с сайта сегодняшней ассоциации MAFVA.

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Выполнил эту модель Пол Будман.

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

А это небольшая настольная диорама опять же «оттуда».

Но вышел один номер, потом второй. Возник круг единомышленников и начали у меня в Пензе возникать фирмы, производящие модели бронетехники, как грибы после дождя. Например, фирма «Провинция России» (продававшая в Пензе дешевые вина из солнечной Анапы!) создала небольшое «гаражное» производство моделей из эпоксидной смолы, в число которых вошли такие редкие образцы БА, как германский «Эрхард» и итальянская «Лянча» периода Первой мировой войны, а также знаменитый опять же германский танк А7V. Нашел в Сети сайт, где подробно рассказывается о том, как автор модели, представленной здесь на фотографии, ее собирал, ну, а посмотреть на нее можно и здесь, и там. Упаковывалось все это в картонные самодельные коробки, с фотопечатными «картинками» в графике опять же И. Зейналова.

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Вот так тогда выглядела упаковка наших моделей «резин кит».

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Броневик «Руссо-Балт» в масштабе 1: 35.
Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

А это А7V – наша модель, но сборка и окраска не наша.

Появилась отдельная частная фирма «Майор-моделз» Ю.Пивкина, специализировавшаяся на бронеавтомобилях Первой мировой войны, начиная с «Руссо-Балта» и заканчивая… ох, чего там только в его списке не было. «Танкомастер» тоже обзавелся небольшим собственным «производством»: конверсионная модель танка Т-60А на базе модели АЕР из Молдавии, броневик «Форд-Т» — первый польский бронеавтомобиль, и набор фигурок «Повстанцы Панчо Вильи». К ним в комплект можно была заказать БА Панчо Вильи и набор кактусов.

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Обложка журнала М-Хобби №2 за 1994 год: конверсионная модель танка Т-60А на базе модели АЕР из Молдавии и «наш» танкист.

Фирма «Нептун» выпустила игру «Курская битва» с миниатюрными «тиграми» и Т-34 в масштабе 1:144, и даже такое крупное предприятие как НИИ физических измерений, которое обеспечивает приборами всю нашу ракетную отрасль, и то открыло цех, где начали выпускать модели одесских танков… «Ни» и «Ни-2». Обе модели пользовались на Западе просто бешеной популярностью, особенно в комплекте с фигурками матросов фирмы «Звезда». Мы продавали их по 40 долларов, а там они шли по 80!

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Одна из моделей Ю.Пивкина в масштабе 1:20.

А вот фирма ПТС начала выпускать фигурки 1:35 из «белого металла», изображавших пензенского воеводу, знаменщика, стрельцов, словом, сделала ставку на «местный колорит». И хотя в городе она не продала ни одного набора, выгода от их выпуска была большая. Все начальство города, отправляясь «по делам», в качестве сувенира захватывали и эти фигурки, чтобы дать нужным людям». Приехали американцы по делам усыновления – «Фигурки солдатиков собираете? – Собираем! – В ПТС их!» Ну, и понятно, что «радость» была от этого взаимная. Впрочем, не мы одни так поступали. Компания «Интеррос» (одна из крупнейших частных инвестиционных компаний России) выпустила даже две подарочные книги с золотым обрезом по истории дореволюционной русской армии и РККА. Мало того, что бумага и печать были просто шикарные, так еще и к каждой полагалась фигурка из «белого металла»: гусар 1812 года к первой и «красный командир» ко второй, плюс набор красок, кисточка и красочный буклет-инструкция. Хороший подарок «нужному человеку», не правда ли?! Ну, а разрабатывали и отливали это все у нас в Пензе, наши мастера.

Между прочим, был у нашей Пензы и шанс стать лидером производства моделей из полистирола. Для начала это должны были быть танки Т-24, Т-26 обр. 1937 г. и 1939-ого с конической башней. Но выпуск пластмассовых моделей танков наладить здесь не удалось. Ни на пензенском ГПЗ-24, ни на фабрике игрушек. Первым показалось дорого заказать пресс-формы у фирмы «Драгон», а на фабрике… зарплату рабочих арендованного москвичами участка разложили на… все предприятие. Ну и о каком же качестве после этого можно было говорить? Вот сделка и не состоялась.

А вот в Москве все было по-иному. В 1989 году здесь началась история фирмы «Звезда» — сначала лишь небольшого участка на базе Московского завода шлифовальных станков. Но уже в 1990 году компания превратилась в отдельное юридическое лицо, а первой ее продукцией были наборы солдатиков – фигурки красноармейцев начала ВОВ. В 1992 году «Звезда» выиграла инвестиционный конкурс и получила в свое распоряжение Лобненскую фабрику пластмассовой игрушки (г. Лобня, МО), где и развернуло широкомасштабное производство. Основой его стал выпуск сборных масштабных моделей боевой техники, начало которому положил основатель фирмы Константин Кривенко.

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Еще один вертолет Ю. Пивкина.

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

«Он не должен был ехать один». Сюжет диорамы очень прост: война в Ливийской пустыне. Британский рейдер из частей SAS (а они нередко передвигались по пустыне на верблюдах, изображая бедуинов) и дозор на «Брэн-керриере» подстерегли немецкого делегата связи на «Кюбельвагене» и убили. А теперь вот подъехали, смотрят, как он лежит на сиденье своего авто, и обмениваются впечатлениями. Мне лично особенно понравилась пыль на стекле и следы от стеклоочистителя, а также художественные «дырки» в нем от пуль. Верблюда мне удалось подобрать от набора, прямо в масштабе 1:35, «Кюбельваген» и «Брэн-керриер» — из наборов от фирмы «Тамия», так же, как и оружие (пулемет «Брэн» и противотанковое ружье «Бойс») и каски английских солдат. Но вот фигурки все конверсионные или не такие, как у все. Например, стоящий танкист – фигурка из «белого металла» фирмы «Лед-След», боец на верблюде сделал из всего, что под руками. Переделке подвергся и сидящий на переборке танкист, а в попе у него стальной стержень. Так что эту диораму вполне можно было представлять на международный конкурс конверсионных моделей и диорам. К сожалению, это единственное сохранившееся у меня фото, последнее, что осталось от коллекции в 100 моделей БТТ «всех времен и народов».

Масштабный моделизм Страны Советов. Масштабный моделизм: между СССР и Россией. В 2-х частях

Одна из последних работ Ю. Пивкина. Немаленькая, не так ли?

Ну а потом, потом дело пошло уже само по себе. Я провел в Пензе выставку 100 моделей БТТ и в 1998 году благополучно всю ее распродал, потому как моим близким больше не хотелось жить на «танковом складе». Оказалось, что о танках куда выгоднее писать, нежели собирать их, особенно в наших квартирах, для подобных коллекций не приспособленных. Многие пензенские фирмы перепрофилировались, а какие-то – разорились. Глава фирмы ПТС прикрыл свое дело и стал путешественником, катается на авто по Европе. Фирма «Провинции России» сейчас называется Дэра и производит красивые деревянные двери. И только г-н Юрий Пивкин по-прежнему делает модели очень высокого качества! Не собирает, а мастерит в крупных масштабах по заказам разных солидных учреждений. Вот так-то бывает и с моделями, и… с людьми.

Картина дня

наверх