Свежие комментарии

  • АНАТОЛИЙ ДЕРЕВЦОВ
    Прикольно ,с сарказмом переходящим в ложь.  Но на уровне конца 90-х гг. Именно ковыряние в  научных "мелочах" превнос...Аспирантура в ССС...
  • Михаил Васильев
    Пусть Хатынь вспоминают! Дмитрий Карасюк. ...
  • Lora Некрасова
    По краю змеевика имеются надписи.  Их содержание учитывалось в исследовании предназначения змеевика? Хотелось бы, что...Таинственные икон...

«Я постиг, что Путь Самурая — это смерть». Добровольная смерть верных. 2 статьи

«Я постиг, что Путь Самурая — это смерть»

Когда речь заходит о самурайских традициях, в большинстве случаев главным предметом разговора становится ритуальное убийство со вспарыванием живота — харакири. Есть и другой термин — сэппуку. Этот удивительный обычай настолько поразил европейцев, что слово без изменений вошло во многие языки мира. С какой же целью самураи лишали себя жизни?

Начало традиции

В японском языке слово «харакири» обозначается двумя иероглифами: хара«низ живота» и кири«резать, вспарывать». Самим японцам это слово кажется довольно вульгарным, и они предпочитают более благозвучный на их взгляд термин — сэппуку. Сэппуку записывается теми же иероглифами, что и харакири, но в обратном порядке (при этом они читаются по-китайски). В дальнейшем мы будем использовать преимущественно этот термин.

Происхождение ритуала сэппуку до сих пор неясно. Отдельные случаи вспарывания живота встречались у западных соседей Японии — китайцев. Наиболее ранний из дошедших до нашего времени документ, описывающий этот ритуал, относится к началу VIII века. В «Географическом описании провинции Харима» рассказывается, как богиня Оми, преследуя своего мужа, в гневе и ярости разрезала себе мечом живот, после чего бросилась в болото.

Но это у богов. Что же касается людей, то впервые сэппуку совершил разбойник Хакамадарэ Ясусукэ в конце Х века. Будучи окружён в своём жилище самураями и не имея возможности скрыться, Ясусукэ разрезал себе живот. Агония разбойника растянулась на целые сутки. За давностью лет это событие настолько обросло легендами, что сложно установить, где правда, а где вымысел. Поэтому будем считать, что первым самураем, совершившим акт сэппуку, стал Минамото Тамэтомо, чьё ритуальное самоубийство было зафиксировано в исторических документах в 1170 году. Тамэтомо был своеобразным Геркулесом своего времени, а натянуть тетиву на его лук длиною почти три метра не могли совместными усилиями даже пять самураев.

Минамото Тамэтомо. Японская гравюра. ukiyo-e.org - «Я постиг, что Путь Самурая — это смерть» | Warspot.ru Минамото Тамэтомо. Японская гравюра.
ukiyo-e.org

На остров, где силач находился в изгнании, император Госирокава направил самураев дома Тайра. Увидев приближающиеся корабли, Тамэтомо сперва огорчился, что не может причинить им вреда. Но как только корабли приблизились на расстояние выстрела из лука, отважный самурай пустил в один из них стрелу, которая проломила борт судна ниже ватерлинии. Корабль тут же затонул, а вместе с ним и триста воинов, находившихся на борту. После этого удовлетворённый Тамэтомо отправился в свой дом, где вспорол кинжалом свой живот, положив тем самым начало традиции сэппуку.

К этому моменту процесс сэппуку был уже широко распространён в Японии. В «Хоген моногатари», описывающей события 1156 года, упоминается самурай Уно-но Тикахиро, который был захвачен в плен так внезапно, что даже не успел выхватить меч, чтобы вспороть себе живот. Следовательно, этот обычай был уже обыденным для самураев.

Война Гэмпэй

Классическим стандартом для потомков стало сэппуку, совершённое Минамото Ёримасой во время битвы при Удзи 20 июня 1180 года. В сражении, положившем начало войне Гэмпэй между кланами Тайра и Минамото, войска Минамото были разгромлены численно превосходящим противником. Когда результат битвы стал очевидным, военачальник клана Минамото Ёримаса отступил к храму Бёдоин, и пока его сыновья сдерживали наступающего врага, он сложил предсмертные стихи и записал их на боевом веере. После чего приставил кинжал к своему животу и вспорол его круговым движением.

Минамото Ёримаса готовится к сэппуку. Гравюра Утагава Куниёси, 1843–1846 годы. sengoku.ru - «Я постиг, что Путь Самурая — это смерть» | Warspot.ru Минамото Ёримаса готовится к сэппуку. Гравюра Утагава Куниёси, 1843–1846 годы.
sengoku.ru

В это же время впервые зафиксирован акт массового самоубийства. Во время морского сражения при Дан-но-Ура военачальники и самураи клана Тайра, видя поражение своих войск, стали бросаться с кораблей в воду. Любопытно, что первой покончила с собой Токука, вдова Тайра Киёмори, бабушка малолетнего императора Антоку. Когда флагманский корабль Тайра был окружён судами Минамото, Токука взяла в одну руку внука, в другую — священный императорский меч и бросилась за борт. Вслед за ними прыгнула в воду и мать императора. После этого самоубийство на стороне Тайра стало всеобщим. Для верности кто-то надевал на себя второй доспех, кто-то привязывался к якорю, а кто-то прыгал в воду, сжимая шею врага.

Следует обратить внимание на любопытную особенность. В период войны Гэмпэй представители обеих сторон неоднократно совершали самоубийства, но при этом только самураи Минамото вспарывали себе животы. Возможно, эта традиция изначально была характерна для восточных регионов Японии и только в ХІІІ веке распространилась на остальные районы.

Смысл сэппуку

Что же побуждало самураев расстаться с жизнью подобным образом? Как правило, исследователи объясняют это боязнью самурая покрыть себя позором. В чём же мог заключаться позор? Во время многочисленных войн самураи всегда бежали с поля боя после проигранного сражения. Нет ни одного источника, сообщающего, что разбитая армия была полностью уничтожена. Потерпев поражение, самураи готовились к новой битве. Они неоднократно попадали в плен, где их действия для человека с менталитетом европейского средневекового рыцаря выглядели просто недостойно. «Повесть о доме Тайра» пестрит примерами, когда пленные самураи в ответ на благородное поведение взявшего их в плен при первой же возможности убивали его. И это не вызывает у автора «Повести» ни малейшего возмущения: для него очевидно, что счастье просто отвернулось от того или иного героя. Часты были и переходы на сторону противника, и предательство своего господина. Следовательно, всё вышеперечисленное хотя и не являлось славным поступком, но позором не считалось.

Сэппуку. Японская гравюра. thevintagenews.com - «Я постиг, что Путь Самурая — это смерть» | Warspot.ru Сэппуку. Японская гравюра.
thevintagenews.com

На взгляд автора, главная причина сэппуку просматривается в словах Имаи Канэхиры, вассала и молочного брата Минамото Ёсинаки, с которыми тот обратился к своему господину, когда зимой 1184 года после проигранной битвы при Авадзу они оказались вдвоём в окружении вражеских самураев:

«Какой бы славой ни покрыл себя воин в недавнем иль в отдалённом прошлом, вечный позор станет ему уделом, если он умрёт недостойной смертью! Господин, вы устали. Ваше войско разбито. Враги оттеснят нас друг от друга, и вы падёте от руки ничтожного простого наёмника!»

После этого Канэхира отправил Ёсинаку в ближайшую рощу, а сам, чтобы дать господину время совершить сэппуку, атаковал врагов. То есть самурай совершал сэппуку для того, чтобы никто впоследствии не мог похвастаться его убийством в бою. Однако Ёсинаке не довелось совершить сэппуку. Скача через рисовое поле, он обернулся, чтобы посмотреть, как сражается Канэхира, и в этот момент был сражён стрелой в лицо. Имаи, видя, что его господин мёртв, приставил меч к своему рту и прыгнул на него с лошади.

Сокоцу-си

Дальнейшее развитие традиция сэппуку получила в ходе войны Онин и особенно в период Сэнгоку Дзидай (вторая половина XV – начало XVII века). В это время к вышеназванной причине добавляются искупительное самоубийство (сокоцу-си), самоубийство как форма протеста (канси) и самоубийство после смерти господина (дзюнси).

Сокоцу-си совершается самураем, потерпевшим поражение в бою или допустившим непростительный проступок. Этим актом он как бы смывает с себя позорное пятно. Зачастую такие самоубийства происходили спонтанно при драматических обстоятельствах. Наиболее экстравагантный пример сокоцу-си приводит легенда о Того Сигэтика. Этот самурай не сумел захватить некий замок и приказал похоронить себя заживо, в полном доспехе, верхом на коне, лицом в сторону так и не взятого замка.

Ямамото Кансукэ. Японская гравюра. ukiyo-e.org - «Я постиг, что Путь Самурая — это смерть» | Warspot.ru Ямамото Кансукэ. Японская гравюра.
ukiyo-e.org

Одним из наиболее известных сокоцу-си является самоубийство Ямамото Кансукэ, чья жизнь великолепно показана в фильме «Знамёна самураев» режиссёра Хироси Инагаки, снятом по роману Ясуси Иноуэ, а также в более позднем сериале с одноимённым названием. Это произошло во время четвёртой битвы при Каванакадзима 18 октября 1561 года между кланами Уэсуги и Такэда. Ямамото, который был одним из двадцати генералов Такэда Сингэна, разработал план сражения. Согласно этому плану, армия Такэда должна была совершить двойной охват армии Уэсуги Кэнсина, находившейся на холмах. Однако в день сражения всё пошло не так, как задумывал Ямомото. Уэсуги, узнав от лазутчиков об обходном манёвре противника, решил разбить его по частям и всей своей армией внезапно обрушился на ту часть войска Такэды, где находился Сингэн. 8-тысячная группировка Такэды была атакована 12 тысячами воинов Уэсуги. Сам Сингэн оказался в непосредственной опасности. Дело дошло до поединка между полководцами, причём Уэсуги Кэнсину в полном вооружении Такэда Сингэн противостоял, защищаясь только боевым веером. Считая себя главным виновником поражения своего господина, Ямамото Кансукэ бросился на асигару (пехотинцев) Уэсуги. Получив многочисленные ранения (после боя на его теле насчитали около 80 ран) и не имея возможности дальше продолжать бой, Кансукэ отступил и совершил сэппуку.

Но Ямамото Кансукэ не был единственным военачальником Такэды, совершившим сокоцу-си в тот день. Буквально через несколько минут за ним последовал 87-летний Мородзуми Масакиё, который приходился двоюродным дедушкой Сингэну. Создавшуюся ситуацию он расценил как полный разгром, и хотя в этом не было его непосредственной вины, Мородзуми решил умереть из соображений воинской чести. Трагичность данного случая заключается в том, что вторая половина армии Такэда успела подойти к месту сражения, и к полудню поражение Сингэна превратилось в победу.

Смерть Ямамото Кансукэ. Гравюра Утагава Куниёси. commons.wikimedia.org - «Я постиг, что Путь Самурая — это смерть» | Warspot.ruСмерть Ямамото Кансукэ. Гравюра Утагава Куниёси.
commons.wikimedia.org

Менее известный, но не менее драматичный акт сокоцу-си произошёл в 1868 году, в ходе войны Босин. После реставрации Мэйдзи ряд самурайских кланов продолжал поддерживать сёгунат Токугавы. Против клана Айдзу была направлена правительственная армия численностью до 30 тысяч человек. Войска Айдзу состояли из 2 700 мобилизованных крестьян и 380 самураев. Эта армия была разделена на четыре отряда: Синий Дракон (солдаты в возрасте от 36 до 49 лет), Красный Воробей (от 18 до 35 лет), Чёрный Воин (от 50 лет и старше) и Белый Тигр (юноши 16–17 лет). Отряд Белого Тигра должен был выступать в роли резерва. 7 октября 1868 года войска Айдзу были разбиты у озера Инавасиро, и на следующий день Белые Тигры вступили в бой. Видя, что они не могут противостоять численно превосходящему противнику, юноши стали отступать. В суматохе отступления 20 Белых Тигров под командованием Синоды Гисабуро отстали от товарищей, но благодаря прекрасному знанию местности смогли оторваться от преследователей. Со склона горы Иимори, где укрылись юноши, был отлично виден замок Айдзу-Вакамацу. В это время правительственные войска пошли на штурм. Считая, что замок уже взят, два десятка Белых Тигров совершили сэппуку. Так же, как и в случае с Ямамото Кансукэ, сокоцу-си было преждевременным: защитники замка отбили штурм, и осада продолжалась ещё целый месяц.

1/3
Мемориальный комплекс в честь Белых Тигров. ja.wikipedia.org - «Я постиг, что Путь Самурая — это смерть» | Warspot.ru Мемориальный комплекс в честь Белых Тигров.
ja.wikipedia.org

Таблички с именами Белых Тигров, совершивших сэппуку. ru.wikipedia.org - «Я постиг, что Путь Самурая — это смерть» | Warspot.ruТаблички с именами Белых Тигров, совершивших сэппуку.
ru.wikipedia.org

Дети изображают Белых Тигров на ежегодном фестивале. ru.wikipedia.org - «Я постиг, что Путь Самурая — это смерть» | Warspot.ruДети изображают Белых Тигров на ежегодном фестивале.
ru.wikipedia.org

Не всегда сокоцу-си было связано с добровольным уходом из жизни. Бывали случаи, когда самоубийство предоставлялось самураям в качестве почётной альтернативы позорной казни. Например, Саса Наримаса, вассал Тоётоми Хидэёси, совершил сэппуку по приказу господина после того, как не справился с управлением вверенной ему областью.

Иногда самоубийство вражеского военачальника было одним из непременных условий заключения мирного договора. Наиболее часто к этому приёму прибегал Тоётоми Хидэёси. В 1581 году его армия осадила замок Тотори в провинции Инаба. Защитники продержались около семи месяцев. Когда были съедены все припасы, осаждённые питались росшей в замке травой, мёртвыми лошадьми, случались даже случаи каннибализма. Командир гарнизона Киккава Цунэиэ, считая, что больше сопротивляться не в силах, решил сдать замок. Хидэёси потребовал, чтобы Киккава и два его помощника совершили сэппуку. Перед смертью Киккава написал сыну письмо, которое сохранилось до наших дней:

«Мы сражались более двухсот дней. Нам больше нечего есть. Я считаю, что своей смертью помогу своим людям. Нет ничего важнее, чем честь нашего рода».

Позднее доблестному самураю на территории замка был поставлен памятник.

Руины замка Тотори. Современный вид. ja.wikipedia.org - «Я постиг, что Путь Самурая — это смерть» | Warspot.ruРуины замка Тотори. Современный вид.
ja.wikipedia.org

В 1590 году, после сдачи замка Одавара, принадлежавшего клану Ходзё, Хидэёси потребовал, чтобы глава клана совершил сэппуку, а его наследники были отправлены в изгнание. Так был уничтожен один из могущественных кланов средневековой Японии.

Канси

Ещё одним из видов сэппуку было канси. В этом случае поводом для самоубийства служил протест самурая. Канси встречалось намного реже, чем сикоцу-си, однако, пожалуй, в большей мере влияло на последующее развитие событий.

Одно из первых упоминаний о канси относится к периоду войны Гэмпэй. В 1184 году в клане Минамото произошёл внутренний конфликт между Минамото Ёсинакой по прозвищу Кисо и его двоюродным братом Минамото Ёритомо. Армия Ёритомо атаковала Киото, где в это время находился Кисо. В городе начались уличные бои. К Ёсинаке отправили гонцов с известиями о ходе сражения, но Кисо ничего не хотел слушать, предаваясь любовным утехам. Тогда один из его самураев совершил сэппуку прямо у дверей в покои своего господина. Только после этого Ёсинака принял участие в сражении, которое стало для него последним.

Минамото Ёсинака по прозвищу Кисо. Японская гравюра. ru.wikipedia.org - «Я постиг, что Путь Самурая — это смерть» | Warspot.ruМинамото Ёсинака по прозвищу Кисо. Японская гравюра.
ru.wikipedia.org

Канси, совершённое Хирадэ Киёхидэ, можно считать вообще одним из решающих факторов объединения Японии. Киёхидэ был одним из вассалов Оды Нобунага, который, унаследовав власть от своего отца в семнадцатилетнем (по другим данным, в пятнадцатилетнем) возрасте, не уделял достаточного внимания управлению своими землями, предпочитая предаваться удовольствиям. Верный вассал долго пытался переубедить своего господина и после многих тщетных попыток написал ему письмо, в котором ещё раз указал на обязанности главы клана. После этого Хирадэ Киёхидэ совершил сэппуку, произведшее на Нобунагу сильнейшее впечатление. Ода Нобунага изменил своё поведение, став впоследствии одним из трёх объединителей Японии.

Продолжение следует…


Литература:

  1. Искандеров, А.А. Тоётоми Хидэёси / А.А. Искандеров. — М.: Наука, 1984.
  2. Можейко, И.В. 1185 год / И.В. Можейко. — М.: Наука, 1989.
  3. Повесть о доме Тайра: e-reading.club.
  4. Рубель, В.А. Японська цивілізація: традиційне суспільство і державність / В.А. Рубель. — Київ: «Аквілон-Прес», 1997.
  5. Сато, Х. Самураи: история и легенды / Хироаки Сато. — СПб: Евразия, 2003.
  6. Синицын, А.Ю. Самураи — рыцари страны восходящего солнца. История, традиции, оружие / А.Ю. Синицын. — СПб.: Паритет, 2007.
  7. Тёрнбулл, С. Кодекс самурая. Воспитание воина / С. Тёрнбулл. — М.: Эксмо, 2009.
  8. Тёрнбулл, С. Самураи. Военная история / С. Тёрнбулл. — СПб.: Евразия, 1999.
  9. Хогэн моноготари. Сказание о годах Хогэн. — СПб: Гиперион, 1999.
  10. Ямамото Цунэтомо. Хагакурэ (Сокрытое в листве): pinegin.com.
  11. Kure, M. Samurai: An Illustrated History / Mitsuo Kure. — London: Compendium, 2001.
  12. Otake, R. Katori Shinto-ryu: Warrior Tradition / Risuke Otake. — Koryu Books, 2007.
  13. Turnbull, S. Kawanakajima 1553–64: Samurai Power Struggle / Stephen R. Turnbull. — Oxford: Osprey Publishing, 2003.
  14. Turnbull, S. Samurai Commanders (1): 940–1576 / Stephen R. Turnbull. — Oxford: Osprey Publishing, 2005.
  15. Turnbull, S. The Samurai Sourcebook / Stephen R. Turnbull. — London: Arms & Armour Press, 1998.

https://warspot.ru/12825-ya-postig-chto-put-samuraya-eto-sme...

Добровольная смерть верных

В отличие от сокоцу-си и канси, дзюнси — это самоубийство, совершённое самураем после смерти своего господина. Это слово обозначается двумя иероглифами: дзюн — «принести себя в жертву, отдать жизнь» и си — «смерть», что можно перевести как «самоубийство вослед» или «смерть во имя». Традиция предписывала самураю быть верным господину не только в жизни, но и в смерти.

Практика дзюнси

Как правило, дзюнси носило массовый характер. В 1338 году, когда императорский военачальник Нитта Ёсисада погиб во время штурма крепости Фудзисимы, обороняемой монахами храма Хэйсэндзи, несколько ближайших самураев Нитты сразу же совершили дзюнси возле его тела. Впрочем, и самоубийство Нитты Ёсисады является одним из примечательнейших в истории сэппуку. Во время сражения конь Ёсисады был сражён стрелой и рухнул, придавив ногу всадника. Ещё одна стрела пробила шлем Нитты и воткнулась ему в лоб. Не имея возможности дотянуться до живота, Нитта Ёсисада мечом отрубил себе голову.

Нитта Ёсисада. samurai-illustrated.narod.ru - Добровольная смерть верных | Warspot.ru Нитта Ёсисада.
samurai-illustrated.narod.ru

Пожалуй, самый массовый случай дзюнси произошёл в 1333 году после захвата вышеупомянутым Ниттой столицы клана Ходзё — Камакуры. Члены семейства Ходзё вместе с главой клана Ходзё Такатоки удалились в храм Тосёдзи, где все 283 самурая совершили сэппуку. Узнав об этом, их вассалы вскричали: «Наш господин покончил с собой! Пусть все преданные люди последуют за ним!» — и совершили дзюнси. За семейством Ходзё последовало около 320 самураев.

В большинстве случаев дзюнси совершалось непосредственно сразу после смерти господина. В том же случае, если у самурая было время на раздумье, он выбирал жизнь. После смерти Нитты Ёсисады его брат Нитта Ёсисукэ принял решение повести армию Нитты в бой, чтобы погибнуть там, где сложил голову их военачальник. Но за целый день у самураев Нитты было время подумать, и бо́льшая их часть либо дезертировала, либо вообще перешла на сторону противника.

Известен случай совершения дзюнси до смерти господина. В 1582 году Симидзу Мунэхару, оборонявший замок Такамацу от войск Тоётоми Хидэёси, был вынужден по условиям мирного договора совершить сэппуку. Один из его вассалов, пригласив Мунэхару к себе в комнату, сообщил ему, что сделать сэппуку совсем не сложно. После этого он распахнул кимоно и продемонстрировал господину свой распоротый живот. Впечатлённый Мунэхара лично взял на себя обязанности кайсяку, помощника совершающего сэппуку самурая, и отрубил верному вассалу голову, чтобы прекратить его мучения.

Дзюнси и самурайское общество

Следует отметить, что дзюнси вызывало неоднозначное отношение в самурайском обществе. С одной стороны, дзюнси производило сильное впечатление на окружающих, а с другой — увеличивало количество ненужных смертей, ведь совершивший самоубийство самурай ещё мог пригодиться клану. Дзюнси, совершённое во время сражения, нареканий практически не вызывало, однако в мирное время абсолютно не приветствовалось. Уходя из жизни вслед за своим господином, самурай демонстрировал этим, что он больше никому не сможет служить. Это было вполне оправданно в кровавый период Сэнгоку Дзидай, но в последующее мирное время не способствовало благополучию клана.

В начале периода Эдо около двадцати знатных самураев различных кланов совершили дзюнси после смерти своего даймё. Это вызвало негативную реакцию сёгуна Токугавы Иэясу, который осудил практику дзюнси и объявил, что лучшим примером верности господину является служба его наследнику. Запрет дзюнси подтвердил Токугава в так называемом «Завещании Иэясу» — собрании законов, изданных в 1616 году. Но обычай дзюнси столетиями укоренялся в японском менталитете. В 1651 году закон нарушили те, кто его и создавал. После смерти сёгуна Токугавы Иэмицу, внука Иэясу, пять его старших вассалов совершили самоубийство.

Следующий запрет относится к 1663 году. В новом законе указывалось:

«В случае, если господин предвидит, что некий вассал склонен принести себя в жертву, господину надлежит при жизни строго предписать ему не делать этого. Если же господин пренебрежёт этим, то это будет считаться его виной. Его наследник не избежит соответствующего наказания».

Через пять лет настала необходимость применить закон на практике: вассал умершего даймё клана Окудайра совершил дзюнси. Поскольку предки Окудайра в прошедшие годы оказали ряд услуг дому Токугава (в частности, Окудайра защищал замок Нагасино в 1575 году во время знаменитой битвы), то никакого наказания для наследника даймё не последовало — вся тяжесть вины легла на семью вассала. Двум его сыновьям было приказано совершить сокоцу-си, а двух зятьёв, один из которых принадлежал к семье Окудайра, отправили в ссылку. Только после этого случая самураи одумались, и со второй половины XVII века практика дзюнси прекратила существование. Но, как оказалось, не навсегда.

Сорок семь самураев

Об истории, приключившейся с сорока семью самураями, написаны сотни книг, и сняты десятки кинофильмов — лучшим из них, пожалуй, является «Падение замка Ако» режиссёра Киндзи Фукасаку, вышедший на экраны в 1978 году.

Гравюра, изображающая момент, когда князь Асано Нагонори (слева) в 1701 году поссорился с церемониймейстером Кирой Есинакой (справа) и ранил его. Оба в полном церемониальном облачении. animebox.com.ua - Добровольная смерть верных | Warspot.ruГравюра, изображающая момент, когда князь Асано Нагонори (слева) в 1701 году поссорился с церемониймейстером Кирой Есинакой (справа) и ранил его. Оба в полном церемониальном облачении.
animebox.com.ua

В 1701 году между императорским церемониймейстером Кирой Ёсинакой и князем Асано Наганори вспыхнул конфликт. Причиной послужило знание, а точнее незнание Асано придворного этикета. Он был недавно назначен на придворную должность, и в его обязанности входил приём гостей. Старший церемониймейстер Кира не научил молодого князя всем тонкостям придворных приёмов. Вернее, он был не против научить, но при этом желал, чтобы передача знания была оплачена. Зачастую западные исследователи пишут, что Ёсинака банально вымогал взятку, но для восточного человека подарок при обращении за помощью является распространённым явлением. В Японии XVII века эта традиция была повсеместной: даже сёгун, фактический правитель государства, отправлял подарки императору, обращаясь к последнему с просьбой.

Принимая императорских послов в замке Эдо, Асано допустил оплошность при соблюдении ритуалов этикета, что привело к насмешкам со стороны придворных. Вне себя от злости, он выхватил меч и накинулся на Ёсинаку, пытаясь его убить. Однако, будучи облачённым в неудобные церемониальные одежды (по-видимому, свою роль сыграли шаровары-нагабакама: штанины в них были настолько длинными, что волочились по полу), поскользнулся и лишь дважды ранил своего противника. Преступление Асано состояло в том, что он обнажил меч во дворце, где пользоваться любыми видами оружия было строго запрещено. Князя схватила дворцовая стража, и по приказу сёгуна Токугавы Цунаёси он был вынужден совершить сэппуку. Клан Асано Наганори был распущен, а замок Ако конфискован властями. Все самураи клана стали ронинами, то есть самураями без господина.

Оиси Кураносукэ, предводитель сорока семи самураев, бьёт в барабан, подавая сигнал к атаке. animebox.com.ua - Добровольная смерть верных | Warspot.ru Оиси Кураносукэ, предводитель сорока семи самураев, бьёт в барабан, подавая сигнал к атаке.
animebox.com.ua

Сорок семь самураев Асано решили отомстить за своего князя и начали готовиться к убийству Ёсинаки. Кира, ожидая чего-то подобного, усилил свою охрану и старался как можно реже выходить из дома. Разработка покушения на Ёсинаку превратилась чуть ли не в подготовку к военной кампании и заняла больше года. Чтобы усыпить внимание жертвы, самураи сделали вид, что обо всём забыли и предались пьяным кутежам и разврату. Глава заговорщиков Оиси Кураносукэ даже бросил жену и завёл любовницу. Но несмотря на ежедневные пьянки, ронины постоянно следили за усадьбой Ёсинаки. Когда тот успокоился и распустил нанятую охрану, пришло время действовать.

Морозной ночью 30 января 1703 года вооружённые до зубов ронины напали на жилище Киры. После непродолжительной стычки, в которой было убито шестнадцать домочадцев Ёсинаки, церемониймейстер был найден в угольном чулане и обезглавлен. Его голову ронины отнесли на могилу князя Асано. Потери нападающих оказались незначительными: четверо легкораненых. На следующий день они сдались властям. Все, кроме одного. Терасака Кицэемон, ронин самого низкого ранга, был отправлен к родственникам Асано, чтобы рассказать им об успехе предприятия.

Суд над ронинами длился несколько месяцев. Приговор бакуфу гласил: все сорок шесть сдавшихся самураев обязаны совершить сэппуку. Их предсмертным желанием стала просьба быть погребёнными в храме Сэнгаку, рядом с могилой князя Асано. В наше время эти могилы являются своеобразным символом самурайского духа и местом паломничества туристов.

Сэппуку Оиси Кураносукэ. japanalbum.ru - Добровольная смерть верных | Warspot.ruСэппуку Оиси Кураносукэ.
japanalbum.ru

Стоит отметить, что в самой Японии неоднозначно восприняли акт самурайской мести. Наряду с апологетами сорока семи самураев нашлось немало критиков. В частности, Дадзаи Сюндай обвинял ронинов в промедлении с местью: ведь пожилой Кира мог и сам умереть раньше, а также в промедлении с собственной смертью. По его мнению, самураи были обязаны совершить сэппуку сразу, как только принесли голову церемониймейстера на могилу Асано, но они продемонстрировали явное желание сохранить свою жизнь, понадеявшись на милость сёгуна. С Сюндаем соглашался неизвестный самурай, считавший, что действия сорока семи ронинов не выходят за пределы самурайских обычаев и, соответственно, не являются выдающимся событием.

Последние отголоски

На протяжении XVIII–XIX веков дзюнси постепенно исчезает из японских традиций. Поэтому из ряда вон выходящим событием стала смерть героя русско-японской войны генерала Ноги Марэсукэ. 13 сентября 1912 года, накануне похорон императора Мэйдзи, генерал Ноги и его жена совершили дзюнси. Ноги командовал японской армией во время китайско-японской войны 1894–1895 годов, а также руководил осадой Порт-Артура в 1904–1905 годах. Кроме того, он был воспитателем будущего императора Хирохито.

Генерал Ноги Марэсукэ. ru.wikipedia.org - Добровольная смерть верных | Warspot.ru Генерал Ноги Марэсукэ.
ru.wikipedia.org

Поступок Марэсукэ ошеломил общество. Генерал отказался от помощника-кайсяку, чей удар мечом рубил голову и прекращал мучения жертвы. Вспоров себе живот, Ноги нашёл в себе силы надеть и застегнуть белый парадный китель, чтобы выглядеть более торжественно. Некоторые современники расценили его поступок как проявление неверности по отношению к императорскому дому. К тому же это было прямым нарушением закона. Однако этот акт наглядно продемонстрировал, что самурайский дух продолжал жить.

Продолжение традиции

В XIX веке обычай сэппуку всё больше предавался забвению, хотя время от времени старая традиция давала о себе знать.

После реставрации Мэйдзи Тосиакира Кавадзи, занимавший пост казначея (он известен тем, что в 1855 году подписал Симодский трактат, регулировавший русско-японские отношения), выразил протест против передачи власти императору: он совершил сэппуку перед замком сёгуна в Эдо. Впрочем, существует версия, что, пытаясь идти в ногу со временем, 67-летний Тосиакира вместо меча использовал револьвер.

Также сэппуку совершил и Сайго Такамори — вождь Сацумского восстания, воспетый Голливудом «последний самурай». Раненного пулей в пах Сайго вынес с поля боя его сторонник Бэппу Синсукэ. Найдя подходящее место для ухода из жизни, Такамори поклонился в сторону императорского дворца, после чего вспорол мечом живот. Бэппу исполнил функции помощника. Отрубив умирающему вождю голову, он бросился в атаку на врага и погиб от пули.

1/8
«Я постиг, что Путь Самурая — это смерть». Добровольная смерть верных. 2 статьи

Японский офицер совершает сэппуку в годы Второй мировой войны (china-underground.com)

«Я постиг, что Путь Самурая — это смерть». Добровольная смерть верных. 2 статьи

«Я постиг, что Путь Самурая — это смерть». Добровольная смерть верных. 2 статьи

«Я постиг, что Путь Самурая — это смерть». Добровольная смерть верных. 2 статьи

«Я постиг, что Путь Самурая — это смерть». Добровольная смерть верных. 2 статьи

«Я постиг, что Путь Самурая — это смерть». Добровольная смерть верных. 2 статьи

«Я постиг, что Путь Самурая — это смерть». Добровольная смерть верных. 2 статьи

«Я постиг, что Путь Самурая — это смерть». Добровольная смерть верных. 2 статьи

Последние массовые случаи сэппуку отмечены в годы Второй мировой войны. Самоубийство совершали многие японские воины — от рядового до генерала. Пик сэппуку пришёлся на последний год войны, когда первоначальные успехи японцев померкли и впереди замаячило поражение. Не видя возможности победить, самурай с честью уходил из жизни.

  1. Рубель, В.А. Японська цивілізація: традиційне суспільство і державність / В.А. Рубель. — Київ: «Аквілон-Прес», 1997.
  2. Сато, Х. Самураи: история и легенды / Хироаки Сато. — СПб: Евразия, 2003.
  3. Синицын, А.Ю. Самураи — рыцари страны восходящего солнца. История, традиции, оружие / А.Ю. Синицын. — СПб.: Паритет, 2007.
  4. Тёрнбулл, С. Кодекс самурая. Воспитание воина / С. Тёрнбулл. — М.: Эксмо, 2009.
  5. Тёрнбулл, С. Самураи. Военная история / С. Тёрнбулл. — СПб.: Евразия, 1999.
  6. Bodart-Bailey, B.M. The Dog Shogun: The Personality and Policies of Tokugawa Tsunayoshi / Beatrice M. Bodart-Bailey. — Honolulu: University of Hawai'i Press, 2006.
  7. Kure, M. Samurai: An Illustrated History / Mitsuo Kure. — London: Compendium, 2001.
  8. Otake, R. Katori Shinto-ryu: Warrior Tradition / Risuke Otake. — Koryu Books, 2007.
  9. Turnbull, S. Kawanakajima 1553–64: Samurai Power Struggle / Stephen R. Turnbull. — Oxford: Osprey Publishing, 2003.
  10. Turnbull, S. The Revenge of the 47 Ronin. Edo 1703 / Stephen Turnbull. — Oxford: Osprey Publishing, 2011.
  11. Turnbull, S. The Samurai Sourcebook / Stephen R. Turnbull. — London: Arms & Armour Press, 1998.

https://warspot.ru/13045-dobrovolnaya-smert-vernyh

Картина дня

наверх