На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Вооружение, снаряжение, униформа Варанги. В 3-х частях

Гвардейские секироносцы. Вооружение, снаряжение, униформа Варанги. Ч. 1

Комплекс вооружения и снаряжения воина-варанга сочетал в себе национальные и собственно византийские, элементы.

Военный теоретик и практик император Никифор II Фока писал, что наибольшей эффективностью отличаются действия бойца, применяющего то оружие, к которому он привык [Никифор II Фока. Стратегика. Спб., 2005. С. 6].

Прибывавшие на имперскую службу со своим личным оружием, варанги в дальнейшем получали предметы вооружения с византийских арсеналов (касалось это, прежде всего, оборонительного снаряжения), применялось и трофейное оружие. Для поздней эпохи истории Варяжской гвардии (XIV – XV вв.) особенности были в основном нивелированы – комплекс вооружения стал носить общеевропейский универсальный характер.
Визитной карточкой Варяжской гвардии были знаменитые секиры.
Пишет о них, говоря о наемных отрядах византийской службы, Никифор Фока. Некоторые из современных авторов считают, что секиры являлись атрибутом русско-варяжского периода истории Варанги, тогда как мечи - англо-скандинавской эпохи. Это не так. Секира оставались на вооружении Варанги весь период ее существования, являясь как боевым, так и церемониальным оружием. Источники ясно дают это понять.

Когда ромеи в конце 1031 г. взяли Эдессу, в состав их войск входил варяжский отряд, вооруженный топорами или секирами [Chronique de Matthieu d Edesse. Paris, 1858. Р. 49].

Описание триумфа 1043 г. Константина Мономаха отмечает меченосцев, жезлоносцев и тех, «которые потрясают секирами на правом плече» [Пселл М. Хронография. Краткая история. С. 142].

Говоря о переговорах с Исааком Комнином, М. Пселл отмечает, что одни воины «были подпоясаны мечами», в то время как другие «потрясают железными секирами» [Там же. С. 148].

Говоря об охране императриц Феодоры и Зои, он также говорит о находившихся «вблизи» жезлоносцах, копьеносцах и потрясающих секирой. В эпизоде, связанном с юным императором Михаилом, участвовали щитоносцы, которые потрясали на плече секирой – «тяжеложелезной» и острой с одной стороны.

Рассказывая о событиях, связанных с ее отцом, Анна Комнина упоминала элитную пехоту, и сообщала о секирах и мечах, находившихся на вооружении гвардейцев.

Мы встречаем «варангов императора Алексея» в битве при Диррахии – они вооружены «длиннорукоятчатыми двузубцами». Муж Анны Комнины Никифор Вриенний [Вриенний Никифор (1062 - 1137) - государственный деятель комниновской эпохи. Автор «Исторических записок», одного из ключевых источников по истории Византии периода 976-1087 гг.] упоминает Варяжскую гвардию трижды. 1) Характеризуя ее, отмечал тот факт, что люди этого народа прибыли из варварской страны, которая находится рядом с океаном. Они издревле отличались верностью василевсам, вооружены щитом и носят на плечах секиры [Вриенний Н. Исторические записки (976-1087гг.). М., 1997. С. 53]. 2) В ходе боя у Зомпского моста центральную группировку армии составляли «варвары», которые были вооружены секирами и щитами – это именно им всегда вверялась охрана императорского дворца [Там же. С. 83]. 3) Повествуя об Алексее Комнине источник упоминает царскую стражу – «бердышников» [Там же. С. 133].

Византийский чиновник и историк Георгий Акрополит отмечал, что когда в 1190 г. войска Исаака II Ангела втянулись в ущелье, со всех сторон на византийцев напали болгары. И телохранителям василевса пришлось прорубать своими секирами для императора и его приближенных дорогу - среди охваченных паникой воинов и повозок обоза.

Роберт де Клари [Де Клари Роберт (ок. 1170 - после 1216 гг.) французский хронист. Участвовал в 4-м крестовом походе, автор работы «Завоевание Константинополя»], говоря о взятии крестоносцами Константинополя в 1204 г., упоминает датчан и англичан с топорами – они стояли от городских ворот до Влахернского дворца.

Никита Хониат [Великий логофет, начальник царской спальни, филиппопольский губернатор и сенатор Хониат Никита родился в сер. XII в. и умер вскоре после 1206 г. Бежал в Никею. Автор «Истории» Византии с 1118 по 1206 гг.], повествуя о событиях 1204 г., писал о «секироносных варварах», сталкивавших крестоносцев с набережных подъемов.

В своей «Истории» Иоанн Кантакузин, характеризуя коронацию Андроника III в 1316 г., писал о императорской страже - «варангах с их секирами». И последнее упоминание о вооруженных топорами англичанах, состоявших на имперской службе, относится к 1404 г.

Использовались топоры следующих типов.

Наиболее ранний – skeggox (т. н. «бородатый топор»).


Гвардейские секироносцы. Вооружение, снаряжение, униформа Варанги. Ч. 1


«Бородатый топор» (skeggox)

Его отличали оттянутое вниз лезвие и прямая верхняя грань. Режущая кромка составляла около 15 см. Рукоятка топора – длиной до метра. Лезвие «бородатого» топора понемногу скруглялось к низу, что, кроме рубящих, придавало оружию и режущие свойства. Эта конструкция, позволяя брать топор под обух (тогда лезвие прикрывало руку), была удобной для боевых условий. Выемка к тому же уменьшала массу топора.

Позднее «бородатый» топор стал крупнее, превратившись в breidox - топор на длинной рукояти и с широким лезвием.



Варяжские секиры (breidox), XI-XII вв. Как и мечи, топоры иногда имели имена. В руках крепкого высокого воина топор - сокрушительное оружие, способное сбить всадника с коня и прорубить практически любой доспех

Секира отличалась серповидным лезвием и изготавливалась из высокопрочного металла. Лезвие имело ширину до 30 см (режущая кромка - 23 см). Общая длина лезвия (периметр загнутого края) – 45 см. Иногда кромка изготавливалась из еще более качественной стали, навариваясь на основную часть топора. Топорище имело среднюю длину 1,25 м. А общая длина оружия составляла 1,5 - 1,8 м. Секира была излюбленным оружием Варанги.

А в дворцовый период истории Варяжской гвардии появляется парадный или церемониальный топорик.

Известен и топор с узким лезвием и короткой рукоятью - излюбленное оружие офицерского корпуса Стражи.

Топоры могли богато украшаться золотой и серебряной инкрустацией.

Боевой топор – наверное самое эффективное (до появления алебарды) оружие средневековья. Оно производило неизгладимое впечатление на противника, наносило очень тяжелые телесные повреждения. Как показал исторический опыт, действие боевого топора губительно против любого доспеха, позволяло одним ударом разрубить щит, отсечь лошадиную голову или развалить надвое человека. Эффективно подрубал топор и древки копий. Воин-топорщик держал топорище правой рукой снизу, а левой рукой сверху. Это давало возможность производить замах против не прикрытого щитом правого бока врага. Парировать удар топора было крайне тяжело.

Оружие продемонстрировало прекрасный результат и в ходе противоборства с тяжелой кавалерией - в боях с норманнской рыцарской конницей Варанга вышла победителем в подавляющем большинстве случаев (а разгром в 1081 г. в сражении при Диррахии стал последствием флангового удара). Гобелен из Байо, посвященный битве при Гастингсе, показывает как хускарл ударом секиры валит всадника вместе с лошадью.

Секира – не только страшное, но и многофункциональное оружие. Так, в 1122 г. в сражении у Эски-Загра варанги Иоанна II Комнина, действуя секирами, прорубили себе путь в повозках печенегов, кольцом окружавших лагерь кочевых хищников. Показательно, что печенеги под прикрытием этого своеобразного вагенбурга достаточно долго оборонялись и даже успешно контратаковали, но ничего не смогли противопоставить свирепой атаке гвардейских секироносцев.

Фактически секира (боевой топор) – это национальное оружие варяго-русских и англо-саксонских бойцов Варанги. Так, телохранители создателя великой северной империи короля Норвегии, Дании и Англии Кнута Великого (994/995 - 1035 гг.) были вооружены исключительно топорами. Позже хускарлы, также вооруженные топорами, охраняли королей Англии. Появившись в Варанге как образец главного наступательного оружия ее первых воинов (прибывших в империю с этим оружием для прохождения службы), впоследствии он стал обязательным элементом вооружения варяжского гвардейца. Оружие удачно сочетало эффективные боевые качества с национальным колоритом бойцов-носителей, фактически обессмертив Варяжскую гвардию.

В Византийской империи секира (двуручный топор) – оружие, ставшее исключительной принадлежностью Варанги. В собственно византийской армии боевые топоры держали всегда одной рукой, оставляя свободной вторую руку - для щита. А двуручные топоры хоть и имелись в арсеналах, но использовались лишь как орудие для колки дров.

Не ясно – были ли на вооружении Варанги ромфайи (ромфеи).
Ромфайя – оружие римских (византийских) охранных частей, гвардии и дворцовой стражи. Будучи холодным оружием ближнего боя, ромфайя имела слегка изогнутое односторонне заточенное лезвие на длинной рукояти (рукоять, как правило, была длиннее острия, но иногда - равна длине). Лезвие имело длину около 80 см. Изгиб не был ярко выражен. Встречалась и ромфайя с прямым лезвием. Могла использоваться и как рубящее, и как колющее оружие. Принцип применения ромфайи был схож с длинным японским мечом (катана). Разница была в том, что для наращивания режущего эффекта требовались – для катаны оттяг, а для ромфайи – давление. Удобная длинная рукоять прекрасно подходила для идеального распределения сил, что обуславливало надежность и значительную устойчивость оружия.

Имеются свидетельства, что ромфайя со II-III вв. состояла на вооружении римской армии. В Византии ромфайя состояла на вооружении исключительно императорской гвардии. Если она и имелась в арсенале варангов, то использовалась как парадно-церемониальное оружие, хотя, разумеется, исключить возможность ее боевого использования мы не можем. Болгарские археологи обнаружили несколько экземпляров этого интересного и характерного оружия. 3 ромфайи (но с более короткими лезвиями) нашли и на месте одной грузинской крепости - в XI в. в ней находился варяжский гарнизон.

Анна Комнина упоминает о ромфайе – причем говорит о ней как об альтернативе копьям и мечам, и использует для ее обозначения термин, отличающийся от наименования боевого топора. Упоминал однолезвийное оружие, лежавшее на плече у гвардейцев, и М. Пселл – он также различал секиры и ромфайи.

Как отмечалось выше, помимо боевого топора на вооружении варангов имелись мечи и копья. Анна Комнина писала о мечах на правом плече [Комнина А. Алексиада. Спб, 1996. С. 3, 9, 91]. Меч – очень дорогой вид средневекового оружия [например английский источник X в. отмечал, что хороший меч стоил 120 быков]. Хороший меч очень ценился воином, зачастую передаваясь по наследству. Многие мечи имели имена.


скандинавские мечи (850-950 гг.)

В XI – XIII вв. на вооружении Варанги были мечи, как правило, обоюдоострые, 80 - 90 см длины с шириной клинка 5 - 5,5 см. Длина рукояти оружия – около 10 см. Вес меча – 2 кг. Для сбалансирования тяжелого клинка на конец рукояти наставлялась 3- или 5-дольная (позже дисковидная) массивная головка.


Мечи XI в. Обратите внимание на форму рукоятей


Рукояти мечей X-XI вв. Видны 5-дольная головка, головка типа «чехол на чайник» и головка типа «грецкий орех». У последнего меча гарда выгнута в сторону клинка – это характерно для XI в.


Рукояти мечей. Крупная головка служила в качестве противовеса, облегчая действие мечом

С XIII в. перекрестье меча удлиняется, достигая 18 - 20 см (средняя длина перекрестья в предыдущий период – 9 - 12 см). Длинное перекрестье лучше защищало руку от скользивших вдоль лезвия вражеских ударов. Характерное для конца X – XII вв. искривление перекрестья меча в XIII в. сменяется прямолинейностью. Так возникли т. н. «полуторные» мечи, а потом и двуручные.


Мечи, середина XII в.


Меч варяжского гвардейца, найденный у Драстара, Болгария. Этот на удивление сохранившийся экземпляр конца XI в. имеет общую длину 87см и рукоять длиной до 20 см


Мечи


Мечи X – 1-й половины XI в., Балканы


Рукоять меча

У варангов ценились вес и сила удара, а не число выпадов или искусство фехтования. Клинок и рукоять украшались серебром, золотом, медью или чернью.


Рукояти мечей - реконструкция


Мечи - реконструкция

Деревянные ножны покрывались обработанной кожей и имели на конце металлическую оковку. Меч носили на левом бедре (перевязь через правое плечо или подвешивался к поясному ремню). Перевязи, ремни, пряжки украшались.

В поздний период применялись как сабли византийского образца, так и европейские мечи. Наиболее эффективными в данный период зарекомендовали себя немецкие двуручные мечи.

Использовалось и вспомогательное оружие - кинжалы разных типов. В X - XI вв. наиболее распространен был т. н. сакс (скандинавский вариант - скрамасакс). Длина клинка доходила до 50 см, толщина составляла свыше 5 мм, заточка была односторонней. Большинство таких клинков - тяжелые, широкие, с прямой спинкой, переходившей в острый конец. Использовались скрамасаксы как на Руси, так и в Европе.


Саксы. Второй слева имеет рукоятку с гардой. Рукояти изготовлены из рога, дерева или кости. Рукояти некоторых саксов состоят из 2 щек, посаженных на заклепки, а у др. рукояти цельные, насажены на хвостовик

Клинок скрамасакса, будучи достаточно толстым, мог достигать 8 мм толщины у обуха. Благодаря приличному весу колющие удары такого кинжала были очень сильны - он протыкал как кожаный доспех, так и хорошую кольчугу.

Гарда такого кинжала, если и имелась, была небольшой. Клинок украшался инкрустацией. Щеки рукояти изготавливались из древесины, также иногда украшаясь резьбой. Головка рукояти скрамасакса часто изготавливалась в виде варяжской эмблемы - головы ворона.

Носились кинжалы в ножнах на бедре – с помощью бронзовых колец соединялись ножны и пояс. Как и ножны мечей, ножны некоторых скрамасаксов изготавливались из деревянных пластин, покрываемых кожей и богато украшались.

Асохик вспоминает о копьях и щитах, находившихся на вооружении Варанги Василия Болгаробойцы [Асохик. Всеобщая история. Москва, 1864. С. 200-201].

Копье – это универсальное оружие, основной элемент комплекса вооружения средневекового воина. Его можно было применять как на расстоянии, так и в ближнем бою.

Форма наконечника – ромбовидная или листовидная. Зачастую наконечники снабжались своеобразными «крыльями». «Крылья» не позволяли копью войти в тело слишком глубоко (сделав извлечение оружия более сложным) и позволяли воину с большей легкостью отражать удары. Длина наконечника - 15 - 30 см. Наконечники копий изготавливались из сварной стали, и многие из варяжских наконечников копий имели христианскую символику - металлический крестик размещался между наконечником и древком копья (он выполнял и функцию «крыльев»). На других копьях наконечники украшались изображениями 2-х воронов древнескандинавского бога Одина - Мунина и Хугина. Наконечники копий украшались геометрическими узорами и инкрустацией.


Листовидный наконечник скандинавского копья. Найден в Болгарии




Наконечники копий. На нижней илл. видны «крылья»

Копье в руках опытного воина – эффективное оружие, наносившее мощный удар. Его держали в одной либо в двух руках – и копье позволяло не только колоть, но и рубить, наносить режущие удары, бить древком и парировать выпады. Колющее копье имело древко до 2 м длиной. Типичным для X в. было древко 2,5 см толщины, а в XII – XIII вв. толщина возросла до 3,5 см.

Длинное копье - удобное оружие в момент начала рукопашной схватки, но затем, когда враг оказывался слишком близко, приходилось копье отбрасывать и орудовать мечом или топором.


Мечи и наконечники копий


Реконструкция бойца Варанги 11 в.
Belezos D., Giannopoulos C. Byzantine Armies 325 AD – 1453 AD. Periscopio Publications, 2009.

Пешие катафракты. Вооружение, снаряжение, униформа Варанги. Ч. 2

Важнейшим элементом комплекса защитного вооружения являлась защита корпуса. Качественные доспехи позволяли избежать множественных ранений – что в условиях относительно невысокого уровня развития медицины средневековья было очень важно.

Хоть Анна Комнина свидетельствует, что у варягов имелся тяжелый доспех, но превалировала кольчужная защита (особенно на раннем этапе существования Варанги). Во времена Комнины кольчуги являлись основным защитным элементом и рыцарского снаряжения. Кольчуга имела длину до колен (реже короче) и короткие рукава (до локтя). Как правило, в кольчужном полотне использовались перемежающиеся ряды колец: клепаные и сплошные. Кольчужные кольца достигали в диаметре 13 - 16 мм, ширины 2 - 4 мм, толщины 0,6 – 0,8 мм.




Варяжские кольчуги, XI в.

В XI в. длина кольчуги увеличилась. Как отмечает источник, кольчуга Харальда доходила ему до середины икры и была настолько прочной, «что никакое оружие ее не могло повредить». Скандинавские саги именовали варяжские доспехи «жаркими для боя».

Практически это хауберк – т. е. единый кольчужный доспех, в который входили: кольчуга с подшлемником (капюшоном), кольчужным клапаном (прикрывал нижнюю челюсть и горло) и иногда рукавицами (рукавицы и капюшон могли составлять одно целое с кольчугой либо надеваться отдельно). Масса длинной кольчуги – 15 - 18 кг. Такой доспех был достаточно дорогим – из-за стоимости материала (железная проволока в расчете на 20 - 60 тыс. колец), времени (до года) изготовления и квалификации мастера. И если простые европейские пехотинцы редко экипировались хауберками, то состоятельные гвардейцы-варанги могли это позволить.

Пешие катафракты. Вооружение, снаряжение, униформа Варанги. Ч. 2

Кольчужное плетение. Большое кольцо - знак мастера

Отличные предохранительные качества в сочетании с гибкостью конструкции обеспечили кольчуге популярность и широкое распространение. Она в какой-то мере оказалась уникальным доспехом, совмещающим гибкость, небольшую толщину, подвижность и приемлемую защиту против скользящих и случайных ударов. Кольчуга и не предназначалась для защиты от уколов и рубящих прямых ударов: она должна была защитить в основном от режущих (скользящих) ударов – ведь предполагалось, что прямые удары боец может отразить, приняв на свои щит и (или) меч.

Кольчуга не давала надежной защиты и от стрел - уже в 50 метрах от лучника или арбалетчика боец в кольчуге в безопасности чувствовать себя не мог. Ярким примером служит тяжелая неудача Варанги в битве при Диррахии – когда фаланга варягов была расстреляна во фланг норманнскими лучниками. Именно для такой ситуации повышенное значение имели щиты.

Так как кольчужные кольца делались из достаточно мягкого металла (ведь кольца, изготовленные из твердой стали лопались при ударе), то такой доспех рассекался, разрубался и протыкался. Поэтому для амортизации ударов противника, под кольчугу надевался т. н. поддоспешник. В качестве такового на Востоке использовался ватник (в XIV в. вата была известна в Азии), тогда как в Европе - стеганка (стеганая куртка, прошитая из 8 - 30 слоев холста и набитая щетиной, паклей или аналогичным материалом). Стандартный поддоспешник – льняная, суконная или кожаная рубаха с прокладкой из конского волоса или шерсти. Он смягчал удары, не позволял кольчуге поцарапать тело, да и сам являлся дополнительным уровнем защиты.

Применялись также чешучатые и ламеллярные доспехи разных типов. Изготавливаясь из металлических пластин, различались они тем, что чешуя непосредственно крепилась к подкладке из ткани или кожи (верхний ряд чешуек накрывал нижний), а пластинки ламеллярного доспеха соединялись, прежде всего, между собой (нижние ряды пластин накрывали верхние). Могли они надеваться и на кольчугу.


Чешуйчатый доспех - чешуйки крепятся к кожаному основанию

Величина пластин ламелляра была различной - от совсем мелких (по подвижности полотно приближалось к кольчатому) до крупных (величиной почти с ладонь человека). Они и составляли хоть сравнительно малоподвижный, но зато крепкий доспех. Ламеллы были разной формы, применялось воронение и золочение пластин.

Чешуйчатый доспех представлял собой кожаную или холщовую рубаху, к которой заклепками прикреплялись чешуйки. Последние также были разнообразной формы.

Между собой ламеллы и чешуйки скреплялись кольцами или шнуром и укладывались слоями – то что они частично перекрывали друг друга имело для защиты особое значение. Чешуйчатые и ламеллярные доспехи были достаточно технологичны (состояли из большого количества одинаковых деталей). По технологичности они походили на кольчуги, обеспечивая владельцу более высокий уровень защиты. Источники дружно отмечают высококачественную «броню» греческого производства.

Была распространена и комбинированная схема – в ней сочеталась кольчужная основа и сегментная защита. Применялись и надеваемые на кольчуги кирасы. Пластины и чешуйки в византийской императорской армии окрашивали в присвоенный части цвет – например, синий и золотой. Это имело идентифицирующий и декоративный эффект – вся имперская гвардия носила такие парадные доспехи. Встречаются свидетельства и об имевшихся у варангов особых латных нагрудниках.

В позднюю эпоху истории Варанги употреблялся фактически рыцарский доспех. Этот т. н. бригантно-латный доспех вытеснил ламеллярный. Доспехи XIV-XV вв. обеспечивали его носителю почти абсолютную защиту от холодного оружия, применявшегося в то время.

Варяги использовали наручи и поножи. Наручи защищали руки от локтя до кисти, а поножи прикрывали переднюю часть ноги.


Варяжский гвардеец. Поножи застегиваются на икре пряжкой, под кольчугу поддета шерстяная рубаха, в кожаном подсумке кремень, трут, чашка и ложка. Современная реконструкция

Наиболее распространены были полосчатые поножи и наручи. Конструкция была сегментной – т. е. собирались они из металлических прямоугольных полос-пластин (ширина около 16 мм, разная длина), крепились к кожаным ремням. Существовали и трубчатые поножи и наручи, слегка сужавшиеся к одному концу. Такой наруч состоял из 2-х трубчатых частей, соединенных шарнирами - они стягивались (закрывались) на руке с помощью 2 ремешков и 2 пряжек. Русские бойцы Варанги даже в XIII в. продолжали использование кольчатых поножей.


Поножи - современная реконструкция


Наручи, меч и нож варанга. Современная реконструкция. Наручи имеют полосчатую конструкцию. Длина металлических полос различна - более длинные прикрывают локоть. Перевязь, на которой висят ножны, пропущена под поясным ремнем. Кожаный чехол у ножен вмещал обычно ножницы – использовались для стрижки волос и бороды

Шлемы Варанги в начале ее истории были каркасной конструкции - характерной для всей северной Европы.

Каркас – то есть обруч из железных или бронзовых полос - покрывался пластинами из металла или обтягивался склепанными металлическими листами либо кожей. Он имел, как правило, 4 вертикальных ребра, дополненных полумаской и навершием. Применялись сегментные (сборные) шлемы и иных конструкций.

Форма таких шлемов - полусферическая или простая коническая. Различают шлемы скандинавского и русского образцов. В X - XI вв. часто встречался высокий и более остроконечный т. н. «кавказский» сегментный шлем. Шлемы этого типа находят на территории России и Украины. Известны и несколько изображений такого шлема XI в, сделанные на востоке Румынии. Интересен шлем из Ясенево (IX - X вв.) - оригинальной конструкции.


Цельнокованые конические шлемы. Назальная пластина говорит о северном происхождении


Шлем ясеневского типа. Этот шлем конца XII - начала XIII вв, принадлежащий русскому воину – свидетель русского влияния в Варанге


Варяжский шлем - современная реконструкция


Варяжский шлем X в.


Шлемы - в центре и справа каркасной конструкции, слева – цельнокованный


Центральный шлем - русского типа оснащен держателем плюмажа; на сегментном шлеме, расположенном ниже, видна теменная пластина


Шлем сегментной конструкции – видны брови, кольчужная бармица, кожаная подкладка, наносник защищает не только нос, но и рот

Некоторые из шлемов имели усиливающие конструкцию накладки. Аналогичные накладки на чашке шлема появились в начале III в. на шлемах римских легионеров. Такой усиленный шлем мог выдержать мощный рубящий удар. Иллюстрации хроники И. Скилицы позволяют увидеть, что русский ясеневский шлем был распространен так же широко, как и т. н. гребневый шлем (с накладкой на чашке).


«Гребневый шлем» - видны характерные большие глазницы и наносник


На этом шлеме низ лица и шея защищены кольчужной бармицей, прикрепленной к краю шлема и нижнему краю полумаски

Появилась и ранняя модификация т. н. «железной шапки» - простого шлема с полями. Распространившийся по Средиземноморью в XII в. шлем – «фригийский колпак» мог присутствовать и в арсенале варяжского гвардейца.


Норманнские шлемы - возможное заимствование в конфликтах Комнинов, также атрибут норманнов на имперской службе

Активно использовались и куполовидные цельнокованные шлемы – они изготавливались из единого листа стали и имели повышенную надежность.

Имеется интересная информация о применении идентифицирующей раскраски шлемов варангов (шлемы темно-синего цвета носили воины подразделения Харальда на Сицилии, а зеленого цвета – подразделение Варяжской гвардии Иоанна II Комнина во время битвы при Эски-Загре).


Шлем с бармицей








Шлемы



Защита головы воина Варяжской гвардии – современная реконструкция


Шлемы конца XII - начала XIII вв. Образец интересен инкрустацией (позолоченная латунь) в виде фигуры щитоносца. Такие шлемы, вероятно, были выданы варягам при обороне Константинополя в 1203-04 гг.


Реконструкция офицерского шлема варанга X - XIII вв. Характерные черты - личина-домино, бронзовые брови, украшен изображениями

Шлемы носились отдельно либо в сочетании с кольчужным подшлемником. Применялся кожаный подшлемник - шапочка (был удобен как в качестве амортизатора к шлему, так и при самостоятельном ношении). Использовались и дополнительные амортизаторы под шлем – кожаные, матерчатые, шерстяные. Особенно интересны упоминаемые источниками подшлемники, по форме напоминавшие мягкую шапку с ушами (при необходимости уши завязывались под подбородком) – такой подшлемник (византийская «шапка-ушанка») связывают с русским влиянием в Варяжской гвардии. Матерчатые и кожаные подкладки к шлему крепились с помощью заклепок.

Шлем мог оснащаться назатыльником, наушами, личиной, височными пластинами, подбородным ремнем. Воины Варанги любили маски-личины (закрывавшие все лицо), полумаски (закрывавшие половину лица), глазницы, носовые пластины. Наглазники и носовые пластины (назальные пластины, наносники) – характерная черта шлемов северной Европы (шлемы византийцев имели нащечники и бармицы, но наносники отсутствовали). Характерной деталью являлись и металлические «брови».


Вариант личины


Шлем с кольчужным назатыльником

Шлем варанга обычно имел бармицу. Бармица – элемент шлема в виде сетки, которая обрамляла шлем по нижнему краю. Была нужна для защиты шеи. Бармица могла быть стеганой или в форме кожаных полос-птериг. Изобразительные источники свидетельствуют, что шлемы с полями вначале также оснащались бармицей. Широко использовались кольчужные бармицы, закрывавшие как нижнюю часть лица, так и шею. Часто такая бармица имела кожаную подкладку. Иногда варяжский шлем имел не бармицу, а кольчужный назатыльник.



Варианты бармицы. В данном случае – кожаные птериги

Шлем и его детали серебрились и золотились - в зависимости от возможностей и желания воина.

Затем появляются и византийские и модифицированные западноевропейские шлемы. Они имели вид сферы или конуса.

В XI-XII вв. полный оборонительный комплекс варяжского гвардейца (длинная кольчуга либо латы, шлем с бармицей и кольчужной маской, поножи и наручи) превращали воина в своеобразного пешего катафракта – лишь глаза блестели на фоне стальной стены. Уже возможность эффективно и динамично сражаться в таком облачении (и без помощи лошади) превращала варангов в одних из сильнейших бойцов Европы.


Боец Варяжской гвардии в полном облачении – современная реконструкция

В X-XII вв. бойцы Варяжской гвардии применяли щиты в основном круглой формы (диаметр 80 - 100 см), а в 20-е гг. XII в. постепенно в моду входят т. н. «щиты-коршуны».


Скандинавское оружие IX - XI вв. Видно, что щит сшит из досок

Миндалевидный европейский щит до 3-й четверти XII в. был довольно большим и массивным – он должен был закрыть бойца прежде всего от копейного тарана. Такой щит использовался и варягами. Он удерживался локтем и кистью руки, продеваемыми через ремни. Ремень через шею позволял при необходимости отбросить шит за спину и орудовать двумя руками.

Применялись и щиты русского образца – как прямоугольной, так и каплевидной формы. В источниках они именуются - «длинные». Каплевидные щиты достигали в высоту 1,1 м и более (чаще всего встречались 95-см щиты). Оба типа оснащались 2 кожаными или веревочными рукоятями, крепящимися с помощью кольца к задней стороне щита. Рукоятки держали кистью руки - не задействуя предплечье.

Щиты изготавливались из деревянных планок, досок либо из цельного куска дерева. Изготавливали и 2- или 3-слойные щиты - направление волокон каждого слоя было перпендикулярно по отношению к другим слоям, что увеличивало прочность конструкции.

В дальнейшем появляются и модные на западе треугольные щиты. Но об использовании варангами в бою щитов последних типов фактически нет достоверной информации, тогда как традиционный круглый, каплевидный и миндалевидный щит позволял: держа его в левой руке, применить находящийся в правой руке топор против левого бока врага, либо, закинув щит на спину, сразу двумя руками действовать секирой.

Отсюда повышенное внимание к вопросам защиты корпуса воина – ведь в наиболее ответственный период боя щит мог находиться на спине варанга.

Национальные комплексы защитного снаряжения разумеется также накладывали отпечаток на облик Варяжской гвардии. Так, характеризуя защиту норманнских воинов Варанги, «Алексиада» сообщает, что «кельтские доспехи» включают в себя рубаху из переплетенных металлических колец. Железо, из которого изготовлена кольчуга было настолько качественным, что надежно защищало от стрел. Щит удлиненной формы – закругленный и широкий к верху и суживающийся к низу. Щит отражал любую стрелу, а доспехи делали таких воинов практически неуязвимыми. Норманнская кольчуга доходила иногда даже до лодыжек. Еще одной особенностью защитного комплекса норманна являлось наличие на уровне пояса маленького отверстия - через него меч проскальзывал в ножны, находившиеся на бедре под кольчугой. Другим отличием было наличие небольшого клапана в верхней части груди - он имел матерчатую или кожаную подкладку, предназначаясь для защиты нижней части лица (причем был неотъемлемой частью кольчуги). В бою этот клапан с помощью 2 тесемок поднимался и защищал шею и нижнюю часть лица.

Для англо-саксов характерной деталью были металлические умбоны (умбон – накладка конической или полусферической формы), находившиеся посредине щита и защищавшие кисти рук от пробивающих щит ударов. Стандартный диаметр умбона, который ковался из цельного куска железа, - 15 см. Умбон мог быть плоским или коническим. На месте его удерживали 4-5 заклепок с диаметром головок до 50 мм. Металлические детали щита зачастую золотили или серебрили, а края дорогих щитов еще дополнительно оковывались.


Умбоны англо-саксонских щитов. Сильный удар умбоном мог вывести противника из строя

Норманны и англо-саксы более охотно использовали каплевидные щиты и использовали кольчужные подшлемники. Закругленный сверху и остроконечный книзу щит составлялся из досок, обшивавшихся кожей, и носился на ремнях на предплечье (плечевой ремень - для переноски щита за спиной)

«Черный ворон – вейся надо мной». Вооружение, снаряжение, униформа Варанги. Ч. 3

27 октября 2017
Желающие служить в Варанге прибывали в национальной одежде –славянской, скандинавской, англо-саксонской. Со временем под влиянием окружающей среды, по мере износа одежды и под влиянием византийской моды изменялся и облик бойцов.

В качестве предметов одежды использовались штаны и рубахи свободного покроя. Рубахи были шерстяными, хлопковыми, льняными или шелковыми (либо комбинации этих материалов) длиннополыми (достигая середины бедра или колена), с длинными рукавами. Часто под рубаху надевалась нарядная шерстяная или льняная сорочка. Рубаха могла быть разного цвета - изобразительные источники показывают, что самый распространенные цвета рубах варангов - алый, оранжевый, бледно-розовый, серый и серо-голубой. Запястья, горловина и подол украшались вышивкой. Носили варяги и византийскую одежду – приобретенную или подаренную. Например, Болли Болласон носил пожалованную ему императором одежду из бархата.

Штаны могли быть различными - облегающими либо порты на выпуск. Арабский источник X в. сообщал, что русы носили перехваченные у колен просторные штаны. Такие шаровары, подчеркивая состоятельность владельца, могли украшаться вышивкой.


Существовали разные виды верхней одежды.

Например, в холодное время варанги носили шубы с украшенным подолом и воротом и обшлагами, отделанными шелком.

Обязательным атрибутом гвардейца был плащ, который застегивался на плече.

Основной обувью варанга являлись кожаные высокие сапоги. Голенища сапог на марше подворачивались, а перед битвой поднимались вверх, закрывая колено и голень. На ноге сапог держался либо из-за жесткости кожи, либо подвязывался к поясу.

Носились и другие виды обуви. Так, некоторые варанги изображены в полуботинках. Некоторые византийские иллюстрации показывают использование гвардейцами своеобразных шерстяных обмоток – они оборачивались по спирали вокруг ног. Аналогичные предметы гардероба воина-северянина были обнаружены близ Новгорода. Зафиксировано и ношение носков.

Особый интерес среди головных уборов варангов представляет куколь. Куколь – это тканевый круг (часто покрытый шелком), который оборачивался вокруг головы, наподобие тюрбана. Использовался и платок из квадратного или треугольного куска ткани, завязанного на задней части шеи или под подбородком. Носились и различных форм капюшоны - как правило белого цвета. Все упомянутые головные уборы можно было при необходимости носить под шлемом. Использовались и шляпы восточного стиля - с меховой отделкой. На одном изображении варяжской офицер показан в капюшоне, прихваченном шнурами с нижнего края. Некоторые из изображений указывают и на использование варангами phakeolis - византийского военного тюрбана.

Традиции императорской армии применительно к идентифицирующим воинские части эмблемам и униформе основывались на богатом опыте Римской империи. Традиция отличать войсковые единицы по изображениям и цвету щита, по характерным атрибутам снаряжения и экипировки просуществовала до конца империи. Военные руководства Византии содержат требования, чтобы в каждой части щиты всех воинов были одного цвета. Изображения указывают, что щиты и знамена частей несут одинаковые символы.

В период несения службы в резиденции императора варяги могли носить особую парадную форму – она состояла из красной или красно-фиолетовой туники с вышивками на манжетах. Источники зафиксировали пурпурный (царский) либо красный цвет плаща и поля щита бойцов Варяжской гвардии.

Встречалась и синяя окраска поля щита. Известное нам изображение (https://topwar.ru/126626-sluzhu-imperii-romeev-chast-1.html) показывает, что синее поле обрамлено камнями и украшено жемчугом (жемчугом украшались парадные щиты). В центр щита помещен наполовину синий - наполовину черный ворон, а четыре заклепки вокруг последнего указывают места для крепления ремней.

Таким образом, алый и синий – основные цвета форменной одежды варяжских гвардейцев.


Этот светловолосый солдат из мозаики Нью Мони имеет длинный топор с двойным лезвием. На нем темно-синяя туника золотыми стрелками. На щите изображения чередующихся концентрических полос красного и синего цвета, центр - темно-зеленый с красной эмблемой


Воин гвардии варангов – цветная мозаика XI в.

Некоторые изобразительные источники говорят о щитовой эмблеме Варанги в виде черного ворона. Ворон (священная птица Одина) мог являться эмблемой Варяжской гвардии. Например, известно, что большинство варяжских знамен на исторической родине украшало это изображение. Так, знамя Кнута во время сражения под Ашингдоном 1016 г. представляло собой шелковое белое полотнище с вышитым изображением ворона. Англосаксонская хроника говорит о вороне на трофейном знамени, которое было захвачено еще в 878 г. Как свидетельствовали саги, если у ворона крылья сложены, это означало поражение, а расправленные крылья сулили победу. Имело изображение ворона и знамя Харальда Хардрады.


Орел или ворон – деталь предмета украшения (или снаряжения) варанга, найден в южной Болгарии. X-XI вв.


Вороны Одина – эмблема Варанги


Типажи варяжских гвардейцев XI-XIII вв.

Нам известны следующие важнейшие изображения воинов Варанги.

Об одном - изображении варяжского офицера со щитом синего цвета и в подобии капюшона - мы уже говорили.

Еще один варанг показан на критской фреске конца XI в. Воин является обладателем рыжих волос, одет в облегающую темно-красную тунику, в руке держит боевой топор.

Другая фреска (предательство Христа; церковь Святого Иоанна в Килисе, начало XIII в. - ныне территория Турции) показывает нам рыжеволосых и рыжебородых варягов – также в темно-красных туниках и с длинными топорами.

Изображения, отражающие взятие крестоносцами Константинополя в 1204 г. позволяют подробно восстановить внешний облик бойца Варанги. На алую рубаху надет усиленный пластинчатыми накладками кольчужный доспех – серия скрепленных ремешками пластин формирует сплошную защиту груди, живота и боков (на ряд выше нижней кромки кольчуги). Защищают пластины также шею и плечи варанга. На голове –сегментный сферический стальной шлем с полями. Воин вооружен секирой и мечом (последний крепится слева к поясному ремню). Каплевидный щит имеет красный цвет, массивный умбон и металлическую окантовку. Защита рук ниже локтя и ног отсутствует. Снаряжение включает в себя (кроме поясного ремня) характерную «варяжскую портупею» или так называемый «варяжский лифчик» (своеобразная разгрузка в виде плечевой портупеи, распределяющая вес кольчуги - надевалась с «напуском» под грудь, и вес доспеха лучше распределялся и кольчуга меньше давила на плечи).


И современная реконструкция

Фрагмент фрески, находящейся во Влахернской церкви (деспотат Эпир, 2-я половина XIII в.), показывает нам Константина Великого в окружении своих телохранителей. Последние (фактически изображены варанги) являются обладателями длинных светлых или рыжих волос и бород, имеют щиты, красные и белые плащи, по краям украшенные белыми камнями, и кольчужные доспехи. Фреска - ценный источник применительно к истории Варанги в течение столетия после захвата Константинополя крестоносцами и венецианцами.

Наконец, последнее нам известное изображение варангов датировано эпохой Иоанна V - Иоанна VI Кантакузина (1341 - 1354 гг.) и демонстрирует события Вселенского Собора 1351 г. – присутствие императора в окружении своей Стражи. Церемониальная униформа варангов в этот момент включала голубое платье с золотым шитьем и белую шляпу в виде лодки с золотой отделкой. Мы видим золотую перевязь с бантом, а черно-красные ножны меча украшены золотом. По традиции меч носится на плече, также как и секира (последняя с периода Палеологов имеется даже на печати Главного Интерпретора Варанги). В целом - одежда, характерная для XIV-XV вв.


Варанг с изображения о Вселенском соборе 1351 г.

Командный состав Варяжской гвардии зачастую выполнял свои обязанности (в бою в том числе), находясь верхом. Именно поэтому офицерское снаряжение адаптировалось к верховой езде. В гардеробе варяжского офицера мы видим овальные кавалерийские щиты, традиционные птериги, украшения из перьев на шлемах. Офицеры носили и синие плащи, украшенные листьями плюща желтого цвета (символ вечной жизни). Офицерские плащи (например Болли Болласона) могли украшаться вышивкой в виде геометрических фигур – может быть их сочетание указывало на ранг командира. Комсостав выделялся позолоченным оружием и доспехами (иногда, как в случае с Боли Болласоном, подарками императора).

В моде у варангов были золотые украшения, символизирующие высокий социальный статус (гривны, цепи и кольца). Щиты также могли украшаться – даже, как отмечалось, жемчугом.

Украшения отражали как вкусы владельца, так и национальную принадлежность. Так, многие норвежские амулеты несут изображение молота скандинавского бога-громовержца Тора. Преобладала, конечно, христианская символика, сочетавшаяся (особенно в раннем периоде истории Варанги) с языческими мотивами. На своих доспехах варанги носили большие нательные кресты.

Крученые из серебра и золота браслеты (излюбленный подарок ярлов и князей своим воинам) в большинстве украшены изображениями животных, также как и лезвия многих топоров и мечей, найденных археологами. Браслеты осуществляли и практическую функцию - будучи изготовлены из драгоценного металла, при необходимости они рубились, и производился наличный расчет. Другим весьма распространенным украшением являлась фибула, которой пристегивался плащ.

В ходу у варангов были и питьевые рога – эта специфическая посуда и одновременно атрибут варяга была широко распространена в северной Европе.


Питьевые рога – предмет из экипировки варяга


Бутыли варяга - современная реконструкция

Варягов отличали длинные светлые и рыжие волосы и густые усы и бороды (датчане имели более темные волосы). В качестве непременного атрибута северного гвардейца василевса византийские источники отмечали наличие татуировок и высокий рост. Варанги уделяли своему внешнему виду большое внимание. Масса найденных расчесок, гребешков и скребков позволяли подстригать усы, ухаживать за волосами. Модник-варанг имел при себе пинцет для удаления лишних волос и крошечную ложечку для очистки ушных раковин.

Как преемник старого гвардейского полка Экскувитов Варанга унаследовала алый драконий штандарт. Дракон представлял собой тканевое тело, бронзовую драконью голову и нечто, напоминавшее хвост. Полая внутри бронзовая голова крепилась на верхушке древка вместе с шелковым змеевидным рукавом. Воздух, проникавший в пасть дракона, проходил через тело, выходя через развевающийся хвост. Внутри драконьего тела мог находиться какой-либо инструмент, который издавал характерный свист. Шелковое драконье тело украшалось вышивкой. Первоначально драконий штандарт являлся знаменем кавалерийских частей римской императорской армии. Учитывая же, что Варанга по своей сути являлась силами быстрого реагирования, представляя из себя мобильную (ездящую) пехоту (об этом в статье о Тактике Варанги), выдача ей кавалерийского штандарта глубоко символична.

В IX – X вв. византийскую армию ждала унификация системы, формы и наименований военных знамен. В этот же период в византийскую иконографию активно проникают образы святых воинов. Не являлась исключением и Варанга.

Известны датируемые серединой XII в. такие знамена Варанги – они классической византийской формы, состоят из центральной части (квадрат с крестом) и 3-х косиц (лопастей), позволяющих идентифицировать войсковую часть. Присутствует мнение, что количество косиц обозначало число подразделений в части. Цвета – алый, синий (базовые), желтый (или светло-коричневый) и черный. Знамя богато украшено золотым шитьем.

Знамена применялись как в полевых сражениях, так и в ходе десантных операций (как на иллюстрации ниже).



Знамена Варяжской гвардии


«Драконий» штандарт (изображение)

В походную экипировку варанга входили: ручная мельница, резак, пила, плетеная корзина, молоток, 2 кирки и 2 лопаты. Инструменты, использовавшиеся в походе жизни и для разбивки лагеря, переносились или перевозились в обозе.

Кожаные пояса имели декоративные пряжки. Аксессуары для пояса изготавливались, как правило, из медных сплавов. Пояса были узкими – в ширину менее 2,5 см. В ходу у варангов были кожаные подсумки и сумки, кошельки. Последние представляли собой круг, вырезанный из кожи с дырочками по краям (в них продергивался шнурок). Большой кошель аналогичной конструкции мог во время похода служить рюкзаком. На поясе воина в походе, помимо подсумка, находились обычно ножницы (чтобы подстричь волосы и бороду), огниво и кремень, трут, чашка и ложка.

Общие тенденции в развитии комплекса наступательного и оборонительного вооружения бойца Варанги (начало XI – середина XIII – начало XV вв.) были следующими.

Кольчужный хауберк вначале превращается в кольчужно-латный (чешуйчатый, ламеллярный или пластинчатый панцирь одевался поверх кольчуги) а затем в бригантно-латный доспех рыцарского типа. Сегментный или цельностальной куполовидный шлем с кольчужной бармицей превращается в сферический шлем с кольчужной личиной, а затем в шлемы саладной и бацинетной конструкции. Круглому щиту на смену пришли каплевидный и овальный щиты, щит-коршун и треугольный щит. Боевой топор превращается в секиру и затем в парадный топорик, а обычный меч т. н. франкского типа сменяет двуручный немецкий меч и византийские типы мечей и сабель. Одежда изменялась в контексте развития общей моды.


Тенденции в развитии вооружения и снаряжения варанга


Константинопольские дворцовые перипетии 11 в. (на заднем плане изображены варяжские гвардейцы). Вооружены секирами в рост человека и копьями, имеют на шлемах бармицу. Поля щитов алого цвета


Фрагмент предыдущей ил.

Картина дня

наверх