На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Убийство Распутина: ищите женщину

Убийство Распутина: ищите женщину

Убийство Распутина: ищите женщину
Фото:
Вера Каралли.

Кинозвезда Вера Каралли заманила старца во дворец Юсупова?

Она была звездой кино и балета. Ей рукоплескали в Москве и Париже, в Петер­бурге и Лондоне. Ее любил первый тенор России, а двоюродный брат российского императора обещал жениться на ней. Мечты о счастье рухнули в один день. Точнее — в одну ночь. В ночь, когда был убит Григорий Распутин.

Триумфы на сцене

Казалось бы, Вера Каралли родилась под счастливой звездой. Она красива, по крайней мере по вкусам того времени. Она обаятельна и талантлива. Закончив балетное отделение Московского театрального училища, Вера тут же попадает в Большой театр. И получает двойную партию Одиллии-Одетты в «Лебедином озере». Мало кому выпадает такая удача.

В это время русский балет выходит на мировую сцену. В 1909 году Сергей Дягилев устраивает первый «Русский сезон» в Париже. Он открывается балетом «Павильон Армиды». Главную партию исполняет 19‑летняя Вера Каралли. Это не просто успех. Это триумф.

Но через несколько дней Вера покидает Париж. Она уверяла, что ее увез Леонид Собинов.

Они познакомились, когда ей было 18 лет. Он — в два раза старше. Собинов — любимец женщин. Первый тенор России. Орфей русской сцены. Она — начинающая балерина. Однако ни возраст, ни статус любви не помеха.

Вера вспоминала, что в Париже Собинов заревновал ее. К поклонникам, к успеху. Дескать, парижские газеты называли его «мужем знаменитости». Скорее всего, Вера выдавала желаемое за действительное. Она сама хотела покинуть Париж, поскольку туда подъехала опоздавшая к премьере Анна Павлова. И главные партии отдали ей. Каралли, конечно, звезда, но Павлова — суперзвезда.

Разрыв с Дягилевым не помешал карьере Веры в Большом театре. Она становится примой-балериной. Добивается успеха не только в Москве, но и в Петербурге, где к московской балетной школе всегда относились пренебрежительно.

У Анны Павловой есть коронный номер — миниатюра «Умирающий лебедь». Его исполняет и Вера Каралли. Один критик уверял, что на ее фоне Павлова выглядит всего лишь миленькой чайкой.

Кинорежиссеры ценили в актрисе ее глубокие глаза и выразительную пластику.Кинорежиссеры ценили в актрисе ее глубокие глаза и выразительную пластику.

Как балерина Вера Каралли не отличалась виртуозной техникой. Она брала другим — артистизмом, эмоциональностью, шармом.

Смерть на экране

На сцене — успех, а в жизни — разочарования. Собинов не спешит делать Вере предложение. Он уже был женат на актрисе. Брак, несмотря на двоих детей, оказался неудачным. Наступать на грабли второй раз лирический тенор не хотел. Вера ждала ребенка, но Собинов уговорил ее сделать аборт. После этого она уже не могла иметь детей.

А потом Собинов передумал и женился. Но не на Вере, а на богатой невесте Нине Мухиной, двоюродной сестре скульптора Веры Мухиной, которая в советское время прославится монументом «Рабочий и колхозница».

Каралли страдает и в жизни, и на сцене. Ей предоставляется новая возможность — пострадать на экране. Как балерина Вера никогда не отличалась виртуозной техникой. Она брала другим — артистизмом, эмоциональностью, шармом. А это именно то, что необходимо в немом кино. К тому же у нее удивительные глаза — огромные, глубокие и печальные.

Тогдашние кинорежиссеры с удовольствием приглашали сниматься балерин. Но только Каралли стала звездой. Возможно, расставание с Собиновым в некотором роде пошло ей на пользу. Ведь тема несчастной, трагической любви станет главной в ее кинотворчестве.

Вера дебютировала в фильме «Хризантемы». Это история балерины, которая влюбилась в молодого человека, а он предпочел ей богатую вдову. Практически про Каралли и Собинова. Только конец более «киношный». Балерина принимает яд и умирает прямо на сцене, исполняя «танец хризантем».

А в фильме «Любовь статского советника» танцовщица влюбляется в статского советника, но он на ней не женится, и она умирает. В фильме «Умирающий лебедь» главная героиня тоже, разумеется, умирает. Героиня — балерина, которая позирует художнику. А художник хочет нарисовать смерть. Вот балерина и позирует ему в позе умирающего лебедя. Но вдруг художник видит в ее глазах живые искорки. А зачем художнику, рисующему смерть, живые искорки? Незачем. Поэтому он рассердился и убил балерину. А в фильме «Ты помнишь ли?..» жена изменяет мужу, и он кончает жизнь самоубийством. А жена понимает, что любит мужа, но уже поздно.

Как видим, сюжеты незамысловатые. И не сказать, чтобы очень веселенькие. В России Серебряного века вообще не любили счастливых финалов. Существует легенда, будто для заграницы русские режиссеры специально переснимали концовки своих фильмов, делая их счастливыми. А получая заграничный фильм с хеппи-эндом, они, наоборот, переделывали концовку так, чтобы все умерли.

Театральные романы

В романе великого князя Дмитрия Павловича и балерины Веры Каралли не было ничего необычного. Моду на артисток балета ввели в императорской фамилии сыновья Николая I.

Анна Кузнецова.Анна Кузнецова.

Константин Николаевич много лет жил с балериной Анной Кузнецовой, внебрачной дочерью знаменитого трагика Василия Каратыгина, а Николай Николаевич (cтарший) — с балериной Екатериной Числовой. Обе родили великим князьям по пять детей.

Екатерина Числова.Екатерина Числова.

Но, конечно, рекордсменка в этом плане — Матильда Кшесинская, состоявшая в любовной связи с наследником престола Николаем Александровичем, а после него с великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем. В 1921 году в Каннах Андрей и Матильда официально поженились.

Матильда Кшесинская.Матильда Кшесинская.

Умирающий лебедь и великий князь

Впрочем, в отличие от другой Веры — Холодной, Каралли не была актрисой одной роли. Она снималась и в комедиях, и в фарсах. Раньше ее знали ценители искусства. Теперь ее узнала вся страна. «Она знаменитость жанра, такая же, как Франческа Бертини в Италии», — писала петербургская газета «Вечернее время». А Франческа Бертини считалась первой в мире кинозвездой.

В 1916 году Каралли становится самой высокооплачиваемой актрисой российского кино. Да и в личной жизни видится просвет.

Приятельница Веры — танцовщица Нина Нестеровская — живет с членом императорской фамилии Гавриилом Константиновичем. С ними дружит великий князь Дмитрий Павлович, который ноет и жалуется на одиночество. Нина всячески нахваливает ему свою приятельницу Веру Каралли и приглашает ее приехать к ним в Павловск. Та приезжает. Они с Дмитрием встречаются. «Мы сразу влюбились друг в друга», — напишет позже Вера.

Кстати, Каралли — дочь российских греков. А Дмитрий Павлович — сын греческой принцессы. В которой, правда, не было ни капли греческой крови.

Дмитрий — человек странный. Великий князь с трудным детством. Его мать умерла после родов. А отец заключил морганатический брак и был выслан из России. Он воспитывался в доме дяди — московского генерал-губернатора Сергея Александровича. А когда дядю убили эсеры, 13‑летний Дмитрий попал в семью Николая II, который доводился ему двоюродным братом, но по возрасту годился скорее в отцы.

Молодой великий князь — язвительный собеседник и в то же время легкоранимая натура. Прожигатель жизни и в то же время меланхолик. А кроме того, Дмитрий — любимец императора. Он, например, закончил одно из писем к Николаю II так: «Твой всем сердцем, и душою, и телом, конечно, кроме жопы, преданный Дмитрий». Никто другой не мог позволить себе подобных вольностей в общении с всероссийским самодержцем. Дмитрий Павлович даже собирался жениться на Ольге, дочери Николая II. Но свадьба не состоялась. При дворе косо смотрели на дружбу великого князя с Феликсом Юсуповым. И было из-за чего. Зная репутацию Феликса, люди усматривали в его отношениях с Дмитрием не просто дружбу, а нечто более интимное. Царской семье эти слухи пересказал Григорий Распутин.

Две Веры

В 1914 году дебютировали в кино две Веры, которые вскоре стали главными звездами экрана — Вера Каралли и Вера Холодная. Журналисты умудрились и похоронить их практически одновременно. Когда Вера Холодная умерла от «испанки», газеты писали также о смерти Веры Каралли. Она действительно болела тогда «испанкой», но выздоровела и пережила соперницу на 53 года.

Вера Холодная.Вера Холодная.

Ищите женщину

В декабре 1916 года Вера заметила по письмам, что Дмитрий Павлович чем-то озабочен. Она испугалась, что он все-таки женится на Ольге, примчалась в Петербург и узнала истинную причину его тревог. Он рассказал о своем участии в заговоре с целью убийства Распутина. По словам Каралли, у нее «отлегло от сердца». Значит, по-прежнему любит. Значит, дело не в Ольге.

Удивительными были эти люди Серебряного века. Он рассказал, что готовит убийство, а у нее «отлегло от сердца». Ей, конечно, к убийствам не привыкать, но одно дело — на экране, а другое — в жизни.

Вера не отговаривала Дмитрия. Более того, стала соучастницей. «Дмитрий попросил меня написать письмо Распутину от лица некой поклонницы старца с предложением о тайной встрече, — вспоминает Каралли. — Я писала в перчатках измененным почерком, чтобы в будущем замести следы».

Первая загадка. Некоторые авторы считают, что именно это письмо привело Распутина в Юсуповский дворец в роковую ночь. Но Юсупов уверял, что «старец» приехал ради встречи с Ириной Юсуповой, его красавицей женой. Ни о каком письме «некой поклонницы» и речи не шло. Да и с чего «некой поклоннице» приглашать Распутина во дворец Юсупова? Куда именно Каралли приглашала «старца» и какую роль сыграло ее письмо во всей этой истории — об этом можно только гадать.

Но есть и вторая загадка. Сразу после убийства поползли слухи, что в Юсуповском дворце находились женщины. И одна из них — Вера Каралли. Участники убийства — опять же — ни о каких женщинах не сказали ни слова. Хотели их выгородить? Или их просто не было?

Вроде бы приглашать женщин смысла не имело. Встреча Распутина с дамами не предусматривалась «сценарием». С другой стороны, убийство было сколь чудовищно жестоким, столь и чудовищно бестолковым. К тому же вокруг него нагромоздили такое количество вранья, что ничего определенного сказать невозможно.

После убийства Распутина жизнь Веры Каралли пошла под гору.После убийства Распутина жизнь Веры Каралли пошла под гору.

Советский паспорт

Была Каралли в Юсуповском дворце или не была, ясно одно: ночь на 17 декабря 1916 года провела в ее жизни черту. До нее все шло в гору, после нее — под гору.

Дмитрия Павловича сослали на Персидский фронт. Он прислал ей в Москву телеграмму. Она «бы­ла длинная, как письмо, полная самых нежных, любящих слов». Великого князя все жалели, хотя ссылка по сути спасла ему жизнь. В России он вполне мог разделить судьбу своих родственников, убитых во время «красного террора».

А Веру Каралли судьба забросила в эмиграцию. В Париже она встретилась с Дмитрием. Они «сразу же кинулись друг к другу». Но «вскоре мы почувствовали, что это уже не прежнее наше счастье».

Убийство Распутина надломило великого князя. Он мучился, тер­­зался и никогда не рассказывал о событиях злополучной ночи. А Юсупов болтал направо и налево. Дмитрий прекратил с ним общаться. Наверное, и Вера стала для него тенью из прошлого, которое хочется позабыть. Они расстались.

В 1921 году в Германии вышел фильм «Месть женщины». В главной роли — Вера Каралли. Ей предрекали мировую славу. Увы, впереди не было ни славы, ни ролей. Фирма, снявшая «Месть женщины», закрылась. Это была ее последняя работа в кино.

Она немного поработала в Париже с Дягилевым, потанцевала в Лондоне с Павловой. Затем была хореографом в Литве и в Ру­мы­нии, на балетных задворках Европы. В итоге оказалась в Авст­рии. В приюте для престарелых работников искусств.

В 1965 году в Вене гастролировал Большой театр. Каралли побывала на спектакле, пообщалась с актерами. Большинство никогда о ней не слышали. Другие были уверены, что она давно умерла. А в 1972 году 83‑летняя Каралли написала письмо: «Прошу разрешения вернуться на Родину и провести остаток дней в Доме для ветеранов сцены Всероссийского театрального общества». Ей выдали советский паспорт. Через две недели после этого она умерла. На Родину Вера Каралли так и не вернулась. Как и Анна Пав­ло­ва, ее соперница. Как и Иван Моз­жухин, ее партнер по первому фильму. Как и Сергей Дягилев, который на несколько дней сделал ее европейской знаменитостью.

Сценариусы воруют
В 1915 году в России вышли сразу три экранизации «Войны и мира» — так конкурировали кинофирмы Дранкова, Ханжонкова и Пауля Тимана. Версия Ханжонкова с Верой Каралли в роли Наташи имела шансы появиться первой и собрать основную кассу. Но на съемках с балериной произошел несчастный случай — она получила ожог глаз из-за слишком мощной светотехники. В итоге всех обскакал режиссер Яков Протазанов, представлявший Торговый дом Тимана. А Ханжонкову, дабы зрители не путались, пришлось переименовать фильм в «Наташу Ростову».

Каралли в роли Наташи Ростовой.Каралли в роли Наташи Ростовой.

Годы расцвета
Почти все картины Веры Каралли были сняты с 1914 по 1917 год. Это время расцвета российского (досоветского) кинематографа. «По количеству, а может быть, и по качеству картин русское кинопроизводство занимало одно из первых мест в мире», — писал киновед Жорж Садуль в своей «Всеобщей истории кино».
Если в 1913 году в России было снято 130 игровых фильмов, то в 1916‑м — 500. В годы Первой мировой войны отечественные фильмы составляли 60% репертуара, причем никакой поддержкой на законодательном уровне кинопроизводители не пользовались.

Автор: Глеб Сташков

Картина дня

наверх