На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Рыцари и рыцарство трёх веков. Части 10,11. Рыцари юга Италии и Сицилии 1050-1350 гг.

Рыцари и рыцарство трёх веков. Часть 10. Рыцари королевства Арелат

Бокал бургундского вина
Луи Жадо «Вольнэ»,
Я выпью не спеша до дна
Оно по вкусу мне.

Ах, аромат, ах, терпкость; цвет,
Как вспыхнувший рубин,
Раскроют древности секрет
Из вековых глубин.
(«Бокал бургундского вина». Прилепская Светлана)


Так уж случается в истории человечества, что есть в ней государства, которые то появляются на ее небосклоне, подобно комете, то исчезают во веки вечные. В древности было такое государство Ассирия – «логовище львов». Цари Ассирии не на папирусе, на камне увековечили свои победы над соседями, копыта их коней топтали даже берега Нила… И что, чем все закончилось? Да только тем, что все окрестные народы на нее вознегодовали, собрались и «прихлопнули» эту Ассирию, как «бог черепаху», так что от нее только лишь барельефы разрушенных дворцов, да глиняные таблички библиотеки Ашшурбанипала и остались. Да… и еще несколько тысяч ассирийцев, рассеянных по всей земле, и порода собаки ассирийский дог!


Битва при Куртре 1302 года в представлении художника XV в. Миниатюра из «Больших Французских хроник». (Британская библиотека, Лондон) Обратите внимание, что многие из участников боя, изображенного на миниатюре, вооружены люцернскими молотами.

В Средние века судьба была столь же сурова ко многим государствам и, в частности, к королевству Арль, о котором мы начали рассказывать в нашем прошлом материале. По латинскому названию своей столицы — Арля, Бургундское королевство стало также известно под названием Арелат или Арелатское государство. 


Собор Св. Трофима в Арле — место коронации королей Бургундии.

Независимость в то время, как и сейчас, сильно зависела от естественно-географических условий. И вот в этом плане Арлю повезло. На юге его берега омывало море. А море – это торговля. И в первую очередь с Генуей, Венецией и Аутримером. Там на юге находился порт Марсель – древняя Марсала, удобный для этого во всех отношениях. На севере лежала горная Швейцария, а это шерсть и мясо. И, наконец, юг Франции – это Арль и Авиньон – места, где росли прекрасные виноградники, дававшие знаменитое бургундское, без которого в то время не обходилось ни одно застолье. Все это давало местным феодалам деньги и немалые, которые они тратили не только на всякую блажь, но и на лучшие по тому времени доспехи и оружие, поступавшие в Арль как из Италии, так и из Южной Германии, того же Аугсбурга.


Миниатюра с изображением германских рыцарей в шлемах с нашлемными украшениями. Ок. 1210-1220 гг. Тюрингия, Германия (Государственная библиотека Берлина)

В течение XI и до XII века включительно основой армии Арля являлась типичная феодальная военная дружина, собиравшаяся на основе системы вассалитета и ленной присяги. Обычай требовал, чтобы вассал сюзерена воевал за него бесплатно 40 дней. Или – а случалось и такое, пока у него не закончится провиант. И вот случалось и так, что некий доблестный барон приезжал по вызову с окороком и бочонком вина. В три дня все это поедал и выпивал и с чистой совестью заявлял своему сеньору, что уезжает обратно в свой замок. И тот начинал его улещивать, предлагая… какие-то блага, деньги, земли, выгодный брак, словом то, что могло бы его заинтересовать. Как и в других западных частях Империи и в Италии, такие феодальные войска должны были также оплачиваться, если они отправлялись за пределы своей собственной местности. 



Сегодня мы вновь обратимся к нашим «старым добрым друзьям» — эффигиям, причем посмотрим, как уцелевшие французские эффигии, так и германские и что важнее всего – швейцарские. Потому, что в Швейцарии были не только крестьяне, но и рыцари тоже. Вот, перед нами эффигия французского рыцаря Шаурса де Сурше в церкови Сен-Жемми в Невильетт-ан-Шарн, датируемая XIII веком.


А это еще одна французская эффигия, принадлежащая рыцарю Жан де Шато, погребенного в соборе в Шомоне в 1350 г.


Его же эффигия крупным планом. И хоть мы и говорим, что она неплохо сохранилась, но это именно «неплохо», а не «хорошо». Нос ему все-таки отбили и лицо попортили. Обратите внимание какая тонкая резьба выполнена на подушке у него под головой. Но обратите внимание, что его кольчужный капюшон явно лежит на его сюрко. Следовательно, под ним надета либо кольчуга (хауберк) без капюшона, либо на нем двойной капюшон и, следовательно, двойная защита головы. И это не считая, конечно же, шлема.

Рыцари и рыцарство трёх веков. Часть 10. Рыцари королевства Арелат

А вот эффигии Робера II д'Артуа в соборе Сен-Дени в Париже можно сказать повезло. Хотя возможно, что это ее так отреставрировали...

И точно так же, как и в других частях Империи, это феодальное войско пришло в упадок уже в XII веке, когда все больше и больше стали полагаться на наемников, хотя значительная часть армии по-прежнему представляла собой типичное феодальное ополчение. Конные арбалетчики, появившиеся в XIII веке, были, по-видимому, самыми высокооплачиваемыми профессионалами, не считая, конечно, «флористов» — людей презираемой, жуткой, но очень нужной военной специальности. Занимались они тем, что разбрасывали на пути неприятеля железные шипы против конницы и пехоты. Первые были побольше, вторые немного поменьше. Подобно минному полю места, где разбрасывались колючки, тщательно отмечались (и помечались секретными метами), а сам бой старались вести так, чтобы заманить на них неприятеля. Копыто коня, наступившего на такую колючку, получало такие повреждения, а сам он испытывал такую страшную боль, что скакать уже не мог, и обычно тут же вставал на дыбы и сбрасывал с себя всадника. То же самое происходило и с пехотой, поскольку тогдашняя кожаная обувь имела тонкую подошву и защитить от таких колючек не могла. В условиях тогдашней антисанитарии подобные раны практически всегда приводили к заражению пораженных конечностей, а уж потеря боевого коня для рыцаря была самой настоящей катастрофой. Поэтому неудивительно, что в плен флористов не брали, а казнили самым варварским образом – вешали на дереве, накинув веревку на половые органы.


А вот, наконец и «немцы»: Эберхард I фон дер Марк, 1308 г. Германия. Особенностью этой эффигии являются нагрудные изображения его герба.


Архиепископ города Майнца, ум. в 1340 году. (Музей Майнца, Рейнланд-Пфальц, Германия) Этот в гербах весь. Герб у него и на шлеме, и на сюрко, и на щите.


И рыцарь в «шлеме с рогами»: прорисовка эффигии Людвига дер Байера, ум. в 1347 году. (Музей Майнца, Рейнланд-Пфальц, Германия)

Опять-таки именно благодаря влиянию Италии и Византии, в Арле стали распространяться арбалеты. Папы запрещали это оружие, как недостойное применения против христиан. Однако море было рядом, а там христианские суда подстерегали арабские пираты-мусульмане. Поэтому арбалеты были жизненно важным оружием на кораблях Провансаля, но в то же время среди швейцарцев они не были распространены вплоть до начала XIII века.


В Швейцарии тоже были эффигии и они дошли до наших жней. Эффигия Конрада Шалера, ум. в 1316 году, и являвшегося бургомистром города Базеля.


Эффигия Отона де Грандсона, ум. в 1382 году. Кафедральный собор в Лозанне. Обращают на себя внимание странные украшения у него на плечах, больше всего похожие на… пуховые или перьевые шары, кольчужные «варежки» и его герб на щите с изображением раковин Св. Якова Компостельского. 

В то же время именно горным крестьянам современной Швейцарии суждено было стать еще одними из самых эффективных и знаменитых пехотинцев Средневековья. Правда не в исследуемое время, а примерно лет на сто позднее. И если в начале XIV века они полагались главным образом на алебарду на длинном древке, то в середине или конце XIV века к ней добавилась еще и длинная пика, так что в их войсках появились смешанные подразделения пикинеров и алебардистов.


Где лучше всего можно познакомиться с арбалетами, принадлежавшими швейцарцам? Ну, конечно, в музее в замке Морж, расположенного в 16 километрах от Лозанны, прямо на берегу Женевского озера.

Еще одним эффективным оружием швейцарцев был так называемый люцернский молот — еще одна разновидность боевого молота, появившаяся в Швейцарии в конце XIV века и находившаяся на вооружении пехотинцев до XVII века включительно. Название это происходит от швейцарского кантона Люцерн. А представляла она собой окованное металлическими полосами (до 2 метров длиной) древко с оригинальной боевой частью в виде пики длиной около 0,5 м с двухсторонним молотом в основании. С одной стороны, на молоте было острие в виде клюва (клевца), ну а вторая имела вид зубчатого молотка (наподобие корончатого наконечника турнирного копья), чтобы оглушать противника и по возможности наносить ему ранения через кольчугу. 


Алебарда XIII в. Общая длина 2 метра. Экспонируется в военном музее в замке Морж.


Одна из наиболее ранних алебард из коллекции Метрополитен-музей в Нью-Йорке относится ко времени ок. 1375–1400 гг. Происходит из города Фрайбурга. Длина 213, 9 см, длина боевой части 45 см, вес 2409,7 г. Древко – дуб.


Швейцарская алебарда 1380–1430 гг. Длина 194, 9 см, длина боевой части 31,8 см, вес 2040г. Древко – дуб. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Первые алебарды не были слишком уж вычурными, как известные нам алебарды папских гвардейцев и придворной охраны. Это было грубое и сугубо боевое оружие в виде плоского топора на длинном древке, имевшего отросток в виде острия, направленного вперед. Название этого оружия происходит от немецкого Halm, «длинный шест», то есть рукоять, и Barte – топор. Многие алебарды на противоположной стороне имели еще и особый крюк, чтобы стаскивать всадников с коней. Позднее он стал коваться заодно с лезвием топора и копейным острием. Рассчитано такое оружие было как раз на борьбу со всадниками, одетыми в кольчужные доспехи, однако обращаться с ним нужно было уметь, а для этого постоянно практиковаться, то есть заниматься военным делом надлежащим образом.


Поллэкс являлся облегченным вариантом алебарды и предназначался для борьбы с рыцарями, одетыми в доспехи. Нередко ими вооружали городскую стражу, дежурившую у ворот и караулившую подъемные решетки. В критических ситуациях, если не было времени такую решетку опускать, они могли просто перерубить канаты, на которых она держалась, чтобы она упала вниз и перекрыла дорогу в город. 

Таким образом к середине XIV в. Бургундия только-только заявила о себе, как о мощной военной державе и в союзе с англичанами в ходе Столетней войны повела борьбу с королями Франции. И это было ее главной ошибкой, сто лет спустя приведшей государство Арелат к гибели.

Использованная литература:
1.Nicolle, D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol. 1.
2.Oakeshott, E. The Archaeology of Weapons. Arms and Armour from Prehistory to the Age of Chivalry. L.: The Boydell Press, 1999. 
3.Edge, D., Paddock, J. M. Arms and armour of the medieval knight. An illustrated history of Weaponry in middle ages. Avenel, New Jersey, 1996.The Swiss at War 1300–1500.
4. Miller, D., Embleton, G. The Swiss at War 1300–1500. London: Osprey (Men-at-Arms №94), 1979.
5. Nicolle, D. Italian Medieval Armies 1000–1300. Oxford: Osprey (Men-at-Arms №376), 2002.    https://topwar.ru/156380-rycari-i-rycarstvo-treh-vekov-chast-10-rycari-korolevstva-arelat.html                                                                                                                                                                                                                                   

Рыцари и рыцарство трёх веков. Часть 11. Рыцари Италии 1050-1350 гг.

Вот рыцаря закон: 
Словам внимая, он собой владеет, 
Но, как умеет, 
Просеет их, свои слова творя, 

Изящные, не зря; 
У мудрых он в почете, 
За легкость милую вознагражден, 
И равнодушен он 
К невеждам и невежам, и гордыне 
Ни по какой причине 
Не предается, но случись ему 
Решимость проявить – ее проявит, 
И всяк его прославит.
(Канцоны. Данте Алигьери)


Удивительные вещи, случается, пишут люди на «ВО», никакой «Комеди-клаб» не сравнится. Ну вот, например, была тут недавно одна псевдоисторическая статья, написанная по принципу «слышал звон, и этого довольно». И тут же к ней в довесок появилось «вредное эхо» в форме таких же комментариев. Некий «экспл (просто экспл)», например, написал так: «У рыцарей так вообще абзац полный был. Это наши бабы дуры мечтают о прынце на белом коне, а по факту прынц ездил в доспехах и нужду справлял в них же, поэтому у них на ноге был отверстие на доспехе, чтобы моча стекала, а с…и они прямо в доспехах, и только вечером, возможно, как-то очищались, хотя точно не мылись, может, вытирались как-то. Но точно не мылись. И представьте себе коня прынца, …, …, и кони мылись, только когда реку пересекали».


Рыцарская битва. Такой ее в эпоху… Юлия Цезаря представлял итальянский художник из Неаполя. Именно оттуда происходит манускрипт «Античная история Юлия Цезаря», датируемая 1325 – 1350 гг. А находится этот фолиант, содержащий множество подобных миниатюр, в Британской библиотеке в Лондоне. Миниатюры выполнены со знанием дела, вот почему данный источник можно считать не уступающим по значимости знаменитой «Библии Мациевского».

Причем меня особенно умилило «отверстие на ноге в доспехах» (это ж надо, какой фантазией человек обладает?!), чтобы моча стекала? Найти бы хоть один такой доспех с «дыркой», ей-богу, вошел бы этот человек в историю.

Но не найдено среди дошедших до нас образцов ни единого доспеха «с отверстием на ноге». Какими-то идиотами людей прошлого такие знатоки представляют, ей-богу. Сел бы он сам верхом на коня, облегчился бы себе в штаны и… поскакал бы на нем… Просто поскакал! А я бы на него посмотрел, как это здорово у него бы получилось. А уж в доспехах тем более... Сказано ведь? «Не знаешь точно – молчи!» Но нет, хочется зачем-то выставить себя на посмешище перед всем миром. Вот только непонятно, зачем…


Конечно, данная миниатюра выходит за хронологические рамки темы, но она показательно в том плане, что на ней изображены итальянские воины 985-987 гг. и как вы видите, они практически ничем не отличаются ни от франков, ни от саксов, ни от тех же викингов. Находится в манускрипте Апостольской библиотеке Ватикана.

Между тем, как люди во все времена, а уж знать и подавно, стремились жить с удобствами и в комфорте. Европейцы многое переняли на Востоке в ходе крестовых походов, так что при всем, скажем так, своеобразии средневековой культуры, столь примитивно ее представлять, означает лишь демонстрировать свое полнейшее невежество. Или социальный заказ: «Они все плохие сейчас и были такими же в прошлом». 


Но эта тема для отдельной статьи и не одной, с привлечением солидной источниковой базы. Здесь же следует лишь подчеркнуть, что особенно быстро культура в Средние века развивалась там, где сохранялись ее очаги от времен римского владычества, то есть в Византии, оставшейся после 457 года словно островок цивилизации посреди бушующего моря варварских племен, и… в самом Риме. Да, он пал, но… передал своим погубителям и христианскую религию, и латынь, а позднее и знаменитое римское право, которое легло в основу законодательства практически всех варварских королевств Европы.


«Сицилийская книга в честь Августа», 1194-1196 (Гражданская библиотека города Берна). Очень традиционные, хотя и не очень качественные изображения воинов в хауберках и куполовидных шлемах.

Так уж получилось, что именно Италия оказалась на стыке торговых путей, что шли в эпоху Средневековья из Азии в Европу по Средиземному морю, а ее природные условия способствовали развитию вино- и маслоделия, имевших в Средние века очень большое значение. 


Удивительно, но многие миниатюры итальянских манускриптов иллюстрированы миниатюрами ну очень плохого качества. Можно сказать, чем-то даже напоминающие современные детские рисунки. Вот, например, две иллюстрации из манускрипта «Рустик Пизанский» на которых изображены сражающиеся рыцари. Написана она была в Генуе около 1225-1275 гг., а находится во Франции, в Национальной библиотеке в Париже. Не правда ли, довольно забавные рисунки? Что первый, что второй…

Рыцари и рыцарство трёх веков. Часть 11. Рыцари Италии 1050-1350 гг.

Можно подумать (если посмотреть всю эту книгу целиком), что других красок, кроме красной и зеленой у иллюстратора больше не было! Но вот детали доспехов нарисованы весьма четко!

В прошлых материалах нашей «рыцарской серии» речь шла о рыцарях и рыцарстве Священной Римской империи. А Италия как раз и являлась в то время ее частью, хотя и держалась всегда особняком. Как часть империи, Королевство Италии включало тогда все итальянское государство к северу от Абруцци, а также часть Кампаньи к югу от Рима. Его северные границы были примерно такими же, как и у современной Италии, за исключением северных частей Трентино и Триеста. Венеция также лежала за пределами империи и «Италией» не являлась. К середине XIV века папское государство, состоящее из Рима, Лацио, Умбрии, Сполето, Маршей и большей части Эмилии-Романьи, также вышло из состава Священной Римской империи.

Можно сказать, что в истории северной и центральной Италии с XI по XIV век доминируют три основные темы. В первую очередь – это упадок имперской феодальной власти, превращение городов в центры экономического и политического могущества, центры «власти и войны» (например, войны Ломбардной Лиги и Лиги Вероны), и растущая территориальная власть папства, которая в итоге привела к политической борьбе между папой и императором. Она проходила через различные фазы, начиная от борьбы за инвеституру (1075-1220) и немецких вторжений в XII и XIII веках, и до соперничества между гвельфами и гибеллинами – пропапскими и проимперскими фракциями в самой Италии. А в начале XIV века папство отправилось в «вавилонское изгнание» в городе Авиньон на границе между Францией и Имперским королевством Арль, где оно находилось вплоть до 1377 года.


Еще одна иллюстрация в том же стиле из романа в прозе «Роман о Тристане», 1275-1325 гг. Генуя, Италия (Британская библиотека, Лондон) Обратите внимание на «крылатые» наконечники копий. То есть все это время они по-прежнему были в ходу!

Хотя Королевство Италии XI века теоретически состояло из относительно небольшого количества герцогств, маршей и подобных подразделений, на самом деле страна была крайне раздроблена и полна замков, построенных почти на всех уровнях местной власти. Феодальные военные обязательства перед далеким германским императором были в значительной степени формальны, в то время как большинство городов Италии уже вышли из-под феодального контроля, и стали либо непосредственно подотчетными самому императору, либо местной церковной власти. С другой стороны, кто только не приходил воевать в италийские пределы, начиная с византийцев и арабов, и заканчивая викингами и венграми. Как итог – военное дело в италийских землях бурно развивалось, а в кавалерийской тактике ее всадников уже с IX века уже были замечены куширование копья.


Теперь давайте обратимся к скульптуре. Вот, например, эффигия Мастино II делла Скала – подесты Вероны, на его саркофаге, 1351 г. Был похоронен в готическом мавзолее рядом с церковью Санта Мария Антика, в одной из известных гробниц Скалигеров — Арке Мастино II.

Упадок феодальных отношений в сельской местности продолжался в течение XII и XIII веков, причем города все это время распространяли свою власть на прилегающую к ним территорию. В результате в Италии возникли своеобразные агломерации, в которых города являлись источниками доходов, а сельская местность источником продовольствия, и наемного персонала. Широкое распространение в условиях развития товарно-денежных отношений получило наемничество. Всадники и пехотинцы набирались на военную службу как в городах, так и из сельской местности, хотя наиболее хорошо вооруженная пехота, по-видимому, была все же городской. Это было более характерны для Ломбардии и Тосканы, чем для остальной части центральной Италии, где старые феодальные отношения сохранялись несколько дольше. В папском государстве наемники также появились очень рано.


Барельеф с изображением Гилельмо Берарди да Нарбона, 1289 г. Базилика Св. Аннузиаты, Флоренция, Тоскана, Италия. Чем он хорош? Да тем, что в мельчайших деталях передает особенности всаднического вооружения, имевшего распространение в Италии в конце XIII века. На нем типичный шлем-подшлемник (сервильер либо бацинет ранней формы), в левой руке «щит-утюг» с гербовым изображением. Сюрко расшито изображениями лилий, но только на груди. Видимо, расшивать его все целиком показалось нму слишком накладно. Ноги прикрыты накладными щитками из «вареной кожи» с тиснеными изображениями. Интересно, что на боку у него изображен кинжал. Достаточно редкое дополнение к мечу в это время, ставшее обычным лишь в следующем веке.

Дисциплина в ополчениях северных итальянских городов была столь высокой, что стала совершенно новым явлением в средневековой западноевропейской войне, так же, как и уровень взаимодействия между конницей и пехотой. Только в государствах крестоносцев на Востоке можно было увидеть что-то сопоставимое, ну и, конечно, множество примеров можно было бы найти в военном деле Византии или исламских государств. 


Надгробная плита Джерардукио Джерардини, 1331). Церковь Пьеве-ди-Сант’Аппьяно, Барберино-Валь-д'Эльса, Тоскана, Италия. Как видите, изображение на плате прекрасно сохранилось. Видны все детали, начиная от наносника – бреташа, цепочек, идущих к рукояткам меча и кинжала базилард, не уступающего по размерам иному мечу!

Тем не менее, в течение всего XIII века именно конница оставалась главным наступательным элементом в полевом сражении, в то время как пехота даже в открытом бою все еще играла вспомогательную роль и выполняла функцию ее подкрепления. Новым стало очень широко распространение арбалетов и конных арбалетчиков, передвигавшихся верхом вместе с рыцарской конницей, но спешивающихся для боя. Распространение арбалета в пехоте сделало этот род войск очень востребованными за и пределами Италии. В начале XIV века, одним из очень важных событий этого времени стало появление не только отдельных наемников, но и целых наемных «банд» или «компаний». Это как раз и были знаменитые кондотьеры, которые сражались как на территории Италии, так и за ее пределами. Причем в состав таких «компаний» входила как кавалерия, так и пехота.

Налаженных товарообмен городов Италии с восточным Средиземноморьем также способствовал более быстрой разработке и внедрению таких «современных» боевых механизмов, как различные метательные машины с гравитационным приводом (фрондиболы), и, разумеется, первых образцов огнестрельного оружия


А вот эта эффигия неизвестного рыцаря, принадлежавшего к германской семье Ангальд, и датируемая примерно 1350 г. (Детройтский институт искусств, Мичиган, США). Чем она так интересна? А вот чем – прекрасным исполнение деталей его доспехов и прежде всего кожаных накладных пластин, наложенных на его кольчужные шоссы и хауберк.


Пластины-наголенники.


Рукоятка меча с характерными щитками крестовины, защищавшими ножны от попадания в них воды, и крестом на дисковидном навершии.

В конце XIII и XIV века растущее благосостояние городов привело с одной стороны к активизации крепостного строительства, а с другой к изменению тактики военных действий. Теперь главными формами войны стали осады городов и опустошение вражеской территории, с относительно небольшим количеством полномасштабных сражений. В этих условиях профессионализм рыцарства (и «бандитов», членов наемных банд) непрерывно повышался, а значит росла и стоимость каждого отдельного рыцаря, а их доспехи также совершенствовались. И неудивительно, что они становилась все более и более сложными, эргономичными, и обеспечивали превосходную защиту, сохраняя при этом свободу движений. 


На локтях и плечах – диски на завязках, а вот плечо закрывает «вареная кожа» с тиснеными узорами в виде листьев и цветов.


Интересно, что точно такой же узор воспроизведен и на подушке…

В то же время, чтобы как-то подчеркнуть свое богатство и не слишком себя нагрузить «железом», итальянские рыцари ввели моду на ношение поверх своих кольчужных доспехов накладных деталей из «вареной кожи» с тисненным узором, да к тому же еще и позолоченных! Британские историки указывают, что доспехи из «вареной кожи», возможно, указывают на наличие византийского или исламского военного влияния, осуществлявшегося в первую очередь через южную Италию. 
Пехота в Италии особое значение приобрела в начале XIV века, но затем ее роль снова уменьшилась, поскольку теперь ее слава перешла к швейцарцам. 


Эффигия Томаса Булдануса (1335) из церкви Сан-Доминико-Мадджоре в Неаполе. То есть подобное снаряжение в Италии этого времени носила достаточно массовый характер. Здесь приводится ее графическая прорисовка, позволяющая хорошо рассмотреть все ее детали.

Ну, а показателем быстрого технического, как, впрочем, и социального развитии Италии, было раннее применение огнестрельного оружия. Самое раннее, но далеко не ясное упоминание о нем пришло из Флоренции в 1326 году, затем из Фриули в 1331 году и, наконец, более точное, из Лукки в 1341-ом. Хотя есть сведения о его использовании в Форли в 1284 году, вот только, что это было, из него не совсем понятно. Бомбарды и полевые орудия были распространены даже в таком изолированном горном регионе, как Савойя, и во многих других отсталых регионах страны, таких, например, как папские государства.

Использованная литература:
1. Nicolle, D. Italian Medieval Armies 1000–1300. Oxford: Osprey (Men-at-Arms №376), 2002.
2. Nicolle, D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol. 1.
3.Oakeshott, E. The Archaeology of Weapons. Arms and Armour from Prehistory to the Age of Chivalry. L.: The Boydell Press, 1999. 
4.Edge, D., Paddock, J. M. Arms and armour of the medieval knight. An illustrated history of Weaponry in middle ages. Avenel, New Jersey, 1996.
5. Held, Robert. Arms and Armor Annual. Volume 1. Northfield, USA. Illinois, 1973.  https://topwar.ru/156823-rycari-i-rycarstvo-treh-vekov-chast-11-rycari-italii-1050-1350-gg.html                                                                                                

 Рыцари юга Италии и Сицилии 1050-1350 гг.

Сомнение доставляет мне не меньшее наслаждение, чем знание.
Данте Алигьери


Юг Италии и Сицилия в рассматриваемый период были политически и в некоторой степени культурно отделены от остальной части страны. Сицилия достаточно долго оставалась под исламским правлением, а южная часть полуострова – под властью Византии. То есть первоначально военное дело на этих территориях развивалось в русле мусульманской и византийской военной культуры. Однако все изменилось после норманнского завоевания южной Италии и Сицилии в 1076 и 1088 годах, после чего этот регион стало возможно рассматривать как единое целое. 


Неаполь официально не был захвачен до 1140 года, но на протяжении многих лет здесь также фактически доминировали норманны. Причем объединение это произошло несмотря на значительные культурные различия между бывшей исламской Сицилией, бывшей византийской Калабрией, Апулией, Гаэтой, Неаполем и Амальфи, а также бывшими ломбардскими Салерно, Беневенто и Капуей. Правда, культура юга пережила сильное потрясение после политического отделения Сицилии от юга Италии, последовавшее после знаменитой «Сицилийской вечерни» 1282 года. И эти два региона не были воссоединены до 1442 года. Однако, будет более логично, тем не менее, рассматривать военную историю Юга Италии именно в совокупности.


«Битва при Беневенто» (1266). Гвельфы против гибеллинов*. Миниатюра из «Новой хроники», 1348 г. «Апостольская библиотека Ватикана, Рим)

Ну а начать надо с того, что герцогства Ломбардия, которые правили землями южной Италии до завоевания норманнами, имели свою особую военную культуру, восходившую к византийским, раннесредневековым германским и даже позднеримским прототипам. Военная служба была здесь сугубо личным делом, не связанным с владением землей. А местная аристократия обитала в городах или поселках, но никак не в загородных замках, подобно элите Северной Европы. Считается, что лангобарды, завоевавшие Италию, были не слишком хорошими конниками, но это не означает, что конницы здесь не было вообще. Когда же сюда прибыли норманны, они столкнулись с тем, что и в Неаполе, и в Бари, а, возможно, в других городах, класс милитов (то есть воинов-профессионалов) уже существовал. То есть здесь уже были свои воины, вполне подобные рыцарям, хотя, возможно, что и без замков. В городах были также милиционные воинские формирования из горожан.

Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцари юга Италии и Сицилии 1050-1350 гг.

«Битва при Монтаперти» (1260), работа Пачино ди Буонагвида. Миниатюра из «Новой хроники», 1348 г. («Апостольская библиотека Ватикана, Рим)

Терпимость к иноверцам и воины-мусульмане


Что до Сицилии, то в XII веке она была поистине уникальным королевством с разнообразным религиозным составом, в котором относительно гармонично уживались и католики, и православные, и даже мусульмане, проживавшие в южной части острова. Нашлось здесь место и евреям, традиционно занимавшихся торговлей. Во время правления короля Рожера II эти общины пользовались беспрецедентными для тогдашней христианской Европы правами. Евреям и мусульманам было разрешено свободно совершать свои обряды, а официальные документы были написаны на латинском, греческом и арабском языках. Подобная терпимость по отношению к евреям и мусульманам сложились под воздействием многонациональной мультикультурной среды. Так что традиции мультикультурности и толерантности в Европе родились отнюдь не вчера, как некоторые у нас полагают. 

Более того, отнюдь не все тогдашние владыки были религиозными фанатиками и убийцами. Фридрих II Гогенштауфен, например, подавив мусульманское восстание в Сицилии, вместо того, чтобы истребить тамошнее мусульманское население поголовно, депортировал 20 000 мусульман в Лучеру, а еще 30 000 — в другие города. Неудивительно, что при таком к ним отношении мусульманские общины здесь процветали. И не просто процветали, а на регулярной основе предоставляли Фридриху своих воинов, а также продукты сельского хозяйства (например, мёд), и выплачивали немалые налоги.

В соответствии с так называемой Мельфийской конституцией 1231 года, он полностью ликвидировал независимость крупных феодалов: запретил им вести междоусобные войны, а также строить замки и вершить правосудие. Одновременно и города были лишены самоуправления. В стране для всех сословий теперь действовал единый королевский суд. Согласно утверждениям Фридриха, «дух законов определяется не божественными „ордалиями“, а „доказательствами“ от свидетелей и „документами“». В военной области его реформы были особенно значимыми. Им был создан сильный флот, а феодальная армия заменена постоянным войском из наемников-сарацин.

Именно из сарацин, в том числе родом из Сицилии, Фридрих набирал и своих личных телохранителей. При этом мусульмане служили императору не за страх, а за совесть, а мусульманские владыки отзывались о нем в высшей степени благожелательно. Законы Фридриха были таковы, что и иудеи, и мусульмане находились под защитой королевской власти в равной степени. Хотя плата за убитого христианина, убийца которого так и не был найден, для жителей местности, где совершалось убийство, составляла 100 августалов, а вот за мусульманина или иудея платить нужно было только 50! Тем не менее для европейского Средневековья и это был настоящий «прорыв» в будущее**!

Однако у данной терпимости к иноверцам все-таки были границы. То есть ворота королевства были распахнуты далеко не для каждого. Чужеземцам-иноверцам, пожелавшим жить в Сицилийском королевстве, требовалось получить для этого особое разрешение. Причем давали его лишь тем, кто… был предан императору и изъявлял готовность проживать в его землях постоянно. Важным условием для холостых мужчин являлся брак с жительницей королевства, но без феода. Кроме того, этим людям было запрещено занимать любые публичные должности. Чужеземцам-христианам право их занимать предоставлялось, но даже в том случае, если они происходили из соседних с королевством областей Италии и проживали в нем в течение некоторого времени, чтобы занять их, требовалось поручительство от уважаемых местных жителей. Впрочем, военной службы все это не касалось. То есть здоровый молодой мужчина всегда мог наняться на военную службу, а если он еще и мастерски владел оружием, то… мог рассчитывать на хорошую карьеру.


Рыцари Юга Италии, ХIII в. Рис. Ангуса МакБрайда


Как уже отмечалось, военная культура Сицилии была во многом связана с исламским влиянием Северной Африки, откуда, кстати, сюда перебирались многие арабские или берберские мигранты, становившиеся здесь наемниками. Они постепенно переходили в христианство и поглощались местным населением. Следует также помнить, что прибрежные города, такие как Амальфи, по-прежнему имели очень тесные политические и торговые связи с исламским миром. С другой стороны, не исключено, что и христианская община исламской Сицилии также сохраняла некоторую военную роль. Таким образом, хотя земли эти и были завоеваны норманнами, которые начали создавать военные дружины по образу и подобию дружин на Севере Европы, защита местных провинций по-прежнему осуществлялась местными войсками, то есть городской и даже сельской милицией. 


Миниатюра из «Романа о Трое», 1340-1360 гг. Болонья, Италия (Национальная библиотека Австрии, Вена)


Похожая миниатюра из французского манускрипта «Зеркало истории», 1335 г. (Национальная библиотека Франции, Париж). Как видите, и конские попоны практически одного покроя, и внешний вид доспехов – все совпадает, и это лишний раз подтверждает интернациональный характер западноевропейского рыцарства в течение целых столетий.

Хотя норманны, естественно, играли доминирующую роль в норманнском завоевании южной Италии и Сицилии, но сюда попали также северные воины и других регионов. Среди них были бретонцы, фламандцы, пуатувинцы и люди из графств Анжу и Мэна. Вот только их «военный стиль» и тактика были практически идентичны таковым у тех же норманнов. Ну, а после завоевания ими местных земель, естественно, произошла значительная феодализация сельской местности, в городах поставлены гарнизоны, подчинявшиеся завоевателям. Теоретически здесь все мужское население участвовало в военном деле так или иначе, но на самом деле «под ружье» могло быть призвано все-таки его меньшинство. 


Миниатюра из «Романа о Трое», 1340-1350 гг. Венеция, Италия (Национальная Библиотека Франции, Париж). «Роман о Трое» очень популярное «издание» допечатных времен и тиражировавшееся неоднократно в разное время, в разных городах и оформлявшееся разными художниками. На этой миниатюре мы видим воинов итальянского городского ополчения.


«Падуанская библия» 1400 г. Падуя, Италия. (Британская библиотека, Лондон) Данная миниатюра интересна тем, что на ней мы видим воинов итальянского городского ополчения спустя полвека после появления предыдущей книги. Доспехи ополченцев явно усложнились, а вот кинжалы остались такими же. Не изменились и щиты!

Особую роль играли воины-мусульмане, в некотором отношении, являвшиеся самыми лояльными и надежными войсками норманнской армии, и вдобавок одними из самых эффективных. Прежде всего это была конница, более легкая, чем рыцарская, воины которой были вооружены луком и стрелами, а также пехота, наиболее известными воинами из которой, опять же, были лучники. Норманны, итальянцы, греки и другие христианские общины, вероятно, обеспечивали основную часть вооруженных сил, в состав которых входили конница и пехота, и куда были завербованы представители феодальной знати. Сюда же входили городские ополченцы и северные итальянские наемники. 

По мнению такого английского историка, как Дэвид Николь, важная роль итальянских войск, как в начальном этапе завоевании, так и в последующих итало-нормандских армиях, была признана лишь недавно. Ну, а наемники из этих и других южноиталийских земель уже в течение XII века стали играть все более и более важную роль и в других странах Европы. Причем в отличие от ополченцев северной Италии, которые в основной своей массе были крепостными, «милиционеры» Юга были свободными людьми.


Прекрасное изображение рыцаря на странице из «Обращение в стихах к Роберту Анжуйскому, королю Неаполя, из города Прато в Тоскане» («Регия Кармина»). Художник-иллюстратор Пачино ди Буонагуида, работавший во Флоренции, ок. 1300 – 1350 гг. Книга датируется 1335-1340 гг. (Британская библиотека, Лондон)

Последовавшие затем войны Фридриха II мало повлияли на военную структуру, созданную норманнами. Правда роль сицилийских мусульман в христианских войсках в конце XIII века сильно уменьшилась. В то же время ряд интересных технических разработок в оружии и доспехах появился именно в южной Италии, а уже отсюда распространился и на центральные, и на северные ее районы.


Еще одно изображение рыцаря из этого же манускрипта и работы того же художника. Девушка слева изображает Предосторожность. Воин справа — Справедливость. На его щите латинская надпись «Лекс», то есть «Закон». (Британская библиотека, Лондон)


На его увеличенном изображении хорошо видны кожаные доспехи для ног с выполненных на коже тиснением, металлические диски на локтях и подбитую металлическими пластинами бригандину, надетую поверх кольчуги. На ней мы видим позолоченные головки заклепок. Шлем типа «шапель-де-фер» (то есть «железная шляпа»), удобный в жарком климате, дополняет его снаряжения. Щит в виде «перевернутой капли» явно византийского образца. Справа на поясе – кинжал базилард с костяной рукояткой.

Считается, что многие из них явно отражают исламское или византийское влияние, хотя сложно сказать, что это было: влияние сицилийских мусульман или же мусульман с африканского континента или тех, что жили в Палестине или Сирии. Например, это касается использования относительно коротких колющих мечей и больших кинжалов в XIII веке, как конными стрелками из лука и арбалета, так и пехотой, и даже рыцарями. Другой особенностью стало широкое использование накладной «брони» из закаленной, «вареной кожи» в начале и середине XIV века.

* О противостоянии гвельфов и гибеллинов будет рассказано в одной из следующих статей.
** Об уровне экономического и социального развития Италии в это время свидетельствуют, например, такие факты: первая в истории забастовка наемных рабочих произошла во Флоренции еще в 1345 году, а в 1378 году там же случилось восстание сукноделов чомпи под лозунгом «Да здравствует народ и цехи!» А что в это самое время происходило у нас на Руси? Дмитрий Донской одержал победу на реке Воже… И никто еще ни о каких цехах даже и слыхом не слыхивал!

Использованная литература:
1. Nicolle, D. Italian Medieval Armies 1000–1300. Oxford: Osprey (Men-at-Arms №376), 2002.
2. Nicolle, D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol. 1,1999.
3. Nicolle, D. Italian Militiaman 1260–1392. Oxford: Osprey (Warrior №25),1995. 
4. Nicolle D. Italian Medieval Armies 1300 – 1500. L.: Osprey (Men-at-arms series №136), 1983.
5. Verbruggen J. F. The Art of Warfare in Western Europe during the Middle Ages from the Eight Century to 1340. Amsterdam – N. Y. Oxford, 1977.
6. Backhouse, Janet. The Illuminated Page: Ten Centuries of Manuscript Painting in the British Library. Canada, Toronto: University of Toronto Press, 1997.
7. Граветт, К., Николь, Д. Норманны. Рыцари и завоеватели (Пер. с англ. А.Колина) М.: Эксмо, 2007.

Продолжение следует…
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Статьи из этой серии:Рыцари и рыцарство трёх веков. Часть 9. Германские эффигии
Рыцари и рыцарство трёх веков. Часть 8. Рыцари Священной Римской империи
Рыцари и рыцарство трёх веков. Часть 7. Рыцари Испании: Леон, Кастилия и Португалия
Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцари Испании: Арагон, Наварра и Каталония (часть 6)
Рыцари и рыцарство трёх веков. Ч. 5. Рыцари Франции. Центральные и южные районы
Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцари Ирландии (часть 4)
Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцари Шотландии (часть 3)
Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцарство и рыцари Англии и Уэльса. Часть 2
Рыцари и рыцарство трёх веков. Рыцарство и рыцари Северной Франции. Часть 1
https://topwar.ru/156860-rycari-i-rycarstvo-treh-vekov-chast-12-rycari-juga-italii-i-sicilii-1050-1350-gg.html
     

 

Картина дня

наверх