На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Когда в Шумер пришёл Саргон. Наследники Истинного Царя. Последний взлёт первой цивилизации (3 статьи)

Когда в Шумер пришёл Саргон

Последняя война за Гуэден завершилась установлением гегемонии царя Лугальзагеси над большинством городов-государств Южного Шумера, но и этому правителю не суждено было объединить страну под своей властью. Саргон Древний правил в Месопотамии с 2334 по 2279 год до н.

э. (по другой хронологии – в 2316-2261 годах до н. э.). В истории его рождения была впервые зафиксирована традиция семитских народов вести происхождение своих незнатных вождей от таинственных или сверхъестественных отцов. Согласно легенде, мать Саргона, бывшая жрицей богини Иннаны, не могла сохранить ребёнка, поэтому положила его в корзину и пустила по реке Евфрат. Младенца обнаружил и усыновил придворный правителя города Киш. Так начиналась биография человека, который смог завоевать всю Месопотамию и создать первую многонациональную империю в истории.

Ранние годы Саргона

Науке неизвестно личное имя нашего героя. Саргон (по-аккадски – Шаррукен) – это тронное имя, выбранное им самим. В переводе оно означает «царь истинен» – это даёт понять о том, что Саргон испытывал проблемы с признанием легитимности своей власти (учитывая подробности его биографии, это неудивительно). Так как Саргон – семитское, а не шумерское имя, принято считать, что он был семитом. Однако возможно, что имя было выбрано из-за того, что, хотя город Киш являлся древним центром шумерской цивилизации, населял его семитский народ аккадцев. Ничего определённого о рождении и ранних годах Саргона историкам неизвестно.

В 1870 году археолог Генри Роулинсон опубликовал «Легенду о Саргоне», которую он нашёл в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала при раскопках города Ниневия тремя годами ранее. «Легенда о Саргоне» гласит:

«Я – Шаррукен , царь могучий, царь Аккада,
Мать моя – жрица, отца я не ведал,
Брат моего отца в горах обитает,
Град мой – Азупирану, что лежит на берегах Евфрата.
Понесла меня мать моя, жрица, родила меня в тайне.
Положила в тростниковый ящик, вход закрыла смолою,
Бросила в реку, что меня не затопила.
Подняла река, понесла меня к Акки, водоносу.
Акки, водонос, багром меня поднял,
Акки, водонос, воспитал меня, как сына.
Акки, водонос, меня садовником сделал.
Когда садовником был я, – Иштар меня полюбила,
И [пятьдесят] четыре года на царстве был я».

Текст, претендующий на биографический, утверждает, что некий придворный правителя города Киш по имени Акки усыновил мальчика и воспитал его как собственного сына. Когда шумерский документ сообщает нам о той или иной придворной должности, следует понимать, что речь идет о традиционном названии, а не фактических функциях. «Водонос» или «садовник» вполне мог руководить штатом чиновников, собирать налоги или управлять царским хозяйством. Так или иначе, Саргон сумел сделать блестящую карьеру от должности садовника до чашеносца, который фактически был вторым после правителя человеком в городе-государстве.

В то время Шумер и Аккад состояли из множества независимых городов-государств, каждое из которых стремилось к доминированию в регионе или просто враждовало с соседями. Политически, экономически и культурно шумеры и аккадцы совершенно не разделяли друг друга. Шумер и Аккад были частью единого мира, и над этим миром нависла тень великого завоевателя – царя города Умма по имени Лугальзагеси. Один за другим города южной Месопотамии попадали под его власть.

Восшествие Саргона на престол

Царь Киша по имени Ур-Забаба опасался как завоевателя с юга, так и своих собственных придворных. Нам неизвестно, насколько справедливы были его опасения – так или иначе, царь направил Саргона к Лугальзагеси с предложением о заключении мирного договора. Один из источников сообщает, что истинной целью царя было избавиться от Саргона, но вместо того, чтобы умертвить посланца, Лугальзагеси сохранил ему жизнь. Более того, он дал Саргону достаточно воинов, чтобы заставить Ур-Забабу бежать из Киша. Утвердившись на престоле Киша, Саргон признал Лугальзагеси своим сюзереном и союзником.

Лугальзагеси был традиционным военным лидером, суть его политики заключалась в военном доминировании над по-прежнему независимыми шумерскими городами. Стоило его власти ослабнуть, и Шумер вновь распался бы на десятки враждующих между собой политических центров. Лугальзагеси перенёс свою столицу из Уммы в Урук и заставил жрецов Ниппура (общешумерского религиозного центра) признать свою священную власть над страной. Чтобы стать по-настоящему единым правителем всей Месопотамии, ему оставалось завоевать города Аккада.

Запись легенды о рождении Саргона ancient-origins.net - Когда в Шумер пришёл Саргон | Военно-исторический портал Warspot.ruЗапись легенды о рождении Саргона
ancient-origins.net

Военная реформа и первые походы

Саргон также не сидел, сложа руки – своё правление он начал с первой в истории осознанной военной реформы. Военная мощь шумерских владык строилась на сочетании тяжёлой пехоты с боевыми повозками, Саргон же решил противопоставить неповоротливой пехотной фаланге многочисленных лучников и воинов с секирами. Уклоняясь от прямого столкновения с шумерскими щитоносцами, лучники расстраивали их ряды градом стрел, а затем в бой вступали секироносцы, которые добивали врага. Не менее полезны были лучники и при осаде городов – своими стрелами они очищали от защитников участки стен, и туда забирались воины с секирами.

На третьем году правления Саргон направил свою новую армию на завоевание северных земель, которые были ещё неподвластны Лугальзагеси. Один за другим были завоёваны города от Киша до Мари. Как говорится в одной из надписей, «он распростёрся ниц в молитве перед [богом] Даганом», и в ответ «Даган отдал ему Верхние Земли: Мари, Ярмути, Эбла, до Кедрового Леса и Серебряной Горы». Мари был семитским городом в Восточной Сирии, Кедровый Лес обозначал Ливан, а Серебряная Гора – хребет Тавр в Южной Турции, откуда Месопотамия получала бо́льшую часть своего серебра.

Бронзовая маска аккадского царя (Саргона или Нарам-Суэна). theiraqmuseum.com - Когда в Шумер пришёл Саргон | Военно-исторический портал Warspot.ru Бронзовая маска аккадского царя (Саргона или Нарам-Суэна).
theiraqmuseum.com

Новая столица и война с Лугальзагеси

Окончив победоносный поход, Саргон вновь совершил то, чего ранее в Шумере никто не делал. Вместо того чтобы выбрать один из завоёванных городов в качестве своей столицы, он решил построить новый город. Новая столица получила название Аккаде или Агаде, поэтому земли в среднем течении Тигра и Евфрата стали называться Аккадом, а жители этих земель – аккадцами. Местоположение древней столицы Саргона до сих пор остаётся неизвестным.

На шестой год правления Саргон начал войну против Лугальзагеси. Первым пал Ур, затем Умма и Лагаш, стены этих городов были срыты. По словам самого аккадского царя, в этом походе он выиграл 34 битвы. Надпись из города Ниппура так описывает судьбу проигравшего Лугальзагеси:

«Саргон, царь Агаде, Царь Земли к западу от Урука, разрушил его стены; сражался с людьми Урука и завоевал их, сражался с Лугальзагеси, царём Урука, взял его в плен и привел его с колодой на шее [в Ниппур]».

Победная стела аккадского царя (фрагмент). history.com - Когда в Шумер пришёл Саргон | Военно-исторический портал Warspot.ru Победная стела аккадского царя (фрагмент).
history.com

Новая армия завоёвывает мир

Победа над Лугальзагеси и союзом шумерских правителей не гарантировала Саргону поддержки местных элит, а социальное неравенство в шумерских городах вело к недовольству низших классов. Самые богатые смогли взять столько земли, сколько могли, а бедные чувствовали себя беспомощными и бесправными. Обращаясь к простым людям, Саргон давал им понять, что он один из них, а верная служба новому правителю позволит вырваться из бедности и возвыситься. Таким шансом, данным любому, стала военная служба. Ранее армии шумерских городов состояли из небольших личных дружин правителей и ополчений, созывавшихся только на время войны. Саргон же создал войско из 5400 добровольцев со всего Шумера – в любое время эта армия могла быть созвана и направлена в нужное место. При этом солдаты были преданы лично своему полководцу, а не городу, как раньше.

На одиннадцатом году правления Саргона его армия начала завоевание всего известного Шумеру цивилизованного мира. Походы и битвы сменяли друг друга, и в итоге под властью Саргона оказались шестьдесят пять стран и городов – земли протяжённостью в 1500 км от Персидского залива до Средиземного моря. После этого были установлены торговые связи с Кипром, Бахрейном и далёкой Индией:

«… заставил суда из Мелуххи, суда из Магана [и] суда из Дильмуна причалить в порту Аккаде».

Карта Аккадской империи. bible-history.com - Когда в Шумер пришёл Саргон | Военно-исторический портал Warspot.ruКарта Аккадской империи.
bible-history.com

До Саргона многие полководцы не раз завоёвывали бо́льшую часть Шумера и устанавливали контроль над соседними землями, но их власть была преходящей, так как не имела под собой иной основы кроме силы оружия. В отличие от предшественников, Саргон оказался ещё и талантливым администратором. Чтобы обеспечить себе прямой контроль над каждой из завоёванных земель, он назначал туда военных наместников, которые опирались на постоянные гарнизоны и аккадских чиновников. Наместники не заменили местные правящие династии, но гарантировали их лояльность.

Преданность солдат обеспечивалась наделением их землёй в том месте, где они служили, а также предоставлением льгот. Интересно, что Саргон нередко набирал на службу вчерашних врагов и совершенно не интересовался прошлым своих новых слуг. Чтобы подчеркнуть особый статус своих чиновников, он именовал их «сыновьями Аккаде» – тем самым подчёркивалась связь человека с имперской администрацией. В царстве Саргона консервативные шумеры быстро оказались в окружении иноземцев (житель соседнего шумерского города также был для обывателя чужаком).

Кроме административного аппарата и армии, империя нуждалась в новой идеологии – здесь на помощь Саргону пришла его дочь Энхедуанна, известная нам как первый в истории человечества поэт, которого мы знаем по имени. Назначив свою дочь верховной жрицей бога Луны в городе Уре, Саргон не только взял под контроль храмовые земли и богатства, но и получил возможность формировать общественное мнение. Энхедуанна стала автором новой религиозной концепции. Ранее мир людей считался лишь бледной тенью мира богов, а предназначением рода человеческого была служба небожителям. Саргон и члены его семьи установили с богиней войны и плотской любви Инанной (Иштар) особые дружеские отношения.

Энхедуанна – дочь Саргона Аккадского. Художник – Балаж Балог. archaeologyillustrated.com - Когда в Шумер пришёл Саргон | Военно-исторический портал Warspot.ruЭнхедуанна – дочь Саргона Аккадского. Художник – Балаж Балог.
archaeologyillustrated.com

Новое политическое и культурное единство под властью империи позволило впервые осуществить масштабные проекты по орошению новых земель – продуктивность сельского хозяйства резко выросла. Устранение политических границ и безопасность перемещения по огромным территориям привели к расцвету торговли. Саргон впервые стандартизировал меры и веса, ввёл единую систему налогообложения. По всей стране возрождались старые и строились новые города, была создана единая сеть дорог. Аккадская империя создала и первую почтовую систему – глиняные клинописные таблички помещались в наружные глиняные конверты с именем и адресом получателя и печатью отправителя.

Конец правления Саргона

Несмотря на все усилия центральной власти, направленные на сохранение единства, местные жрецы и родовая знать продолжали мечтать о возвращении старых времён, когда они управляли судьбами Шумера и его жителей. На пятьдесят пятом году властвования Саргона правитель шумерского города Казаллу по имени Каштамбила уничтожил аккадский гарнизон и поднял мятеж. Войска Саргона подавили мятеж, уничтожив город, но эта победа лишь стала сигналом к всеобщему восстанию городов Южной Месопотамии. Дела были настолько плохи, что престарелому Саргону пришлось бежать из дворца и прятаться в канаве.

Властителю удалось разгромить мятежников, но на этом проблемы не закончились – в северной Месопотамии (на землях будущей Ассирии) сложился племенной союз Субарту. Северяне осмеливались совершать набеги на имперские земли, и Саргон был вынужден вновь отправиться на войну. Поход был успешным, воины Саргона захватили богатую добычу.

Результатом сражений на юге Месопотамии стал упадок оросительной системы. Разразился голод, за которым последовало новое восстание. Саргон умер на пятьдесят шестом году своего правления, так и не успев вернуть мир в созданное им государство.


Литература:

  1. Robert McAdams. An Interdisciplinary Overview of a Mesopotamian City and its Hinterland, 2008. ISSN 1540-8779
  2. Samuel Noah Kramer. The Sumerians: Their History, Culture, and Character. University of Chicago Press, 1971. ISBN-10: 0226452387 ISBN-13: 978-0226452388
  3. Leonard Woolley. The Sumerians, 1965. ISBN-10: 1566196663 ISBN-13: 978-1566196666.
  4. Beek, M. A., Atlas of Mesopotamia. Thomas Nelson and Sons Ltd. Publishers, 1962
  5. Bertman, S., Handbook to Life in Ancient Mesopotamia. Oxford University Press, 2005
  6. Bauer, S. W, The History of the Ancient World. W. W. Norton & Company, 2007
  7. Durant, W, Our Oriental Heritage (Simon & Schuster, 1954
  8. King, L. W, A History of Sumer and Akkad. William Clowes & Sons, 1923
  9. Leick, G, Mesopotamia. Penguin. Non-Classics, 2003
  10. Leick, G, The A to Z of Mesopotamia. Scarecrow Press, 2010
  11. Pritchard, J. B, The Ancient Near East, Volume I – An Anthology of Texts and Pictures. Princeton University Press, 1958

http://warspot.ru/10467-kogda-v-shumer-prishyol-sargon

Наследники Истинного Царя

После смерти Саргона Аккадского созданная им империя оказалась под угрозой распада. На огромной территории бушевали восстания — настала пора проверить на прочность наследников великого правителя. Опираясь на многочисленных царских чиновников и первую в истории профессиональную армию, наследник Саргона по имени Римуш разгромил мятежников и утвердил свою власть над землями от Средиземного моря до Персидского залива. Аккадская держава просуществовала ещё три поколения после Саргона и стала образцом для последующих правителей.

Преемники Саргона: Римуш и Маништушу

Основатель государства Шумера и Аккада царь Саргон правил пятьдесят шесть лет. После смерти великого владыки на трон взошёл его сын Римуш (царствовал в 2279-2271 годах до н. э.). Римуш стал продолжателем политики своего отца. Ещё при жизни Саргона имперское правительство в столичном городе Аккаде столкнулось с широкомасштабным восстанием шумерских городов Нижней Месопотамии во главе с правителями Ура и Уммы. Первые годы правления Римуш был вынужден провести в карательных походах, восстанавливая свою власть на отложившихся землях:

«Все страны, которые оставил мне мой отец Саргон, восстали против меня, и ни одна не осталась мне верной».

Согласно записям на клинописных табличках, в которых новый аккадский царь «отчитывался» перед богами, при разгроме войска из Ура аккадцы убили 8040 человек и взяли 5460 пленников. Лишив мятежников военного лидера, Римуш устремился к Казалле. Ранее этот город уже доставлял проблемы Саргону, поэтому царские войска истребили почти всё его взрослое население (погибло 12 650 человек, попало в плен ещё 5864). В то же время восставшие шумеры, обычно враждовавшие с горной страной Элам, объединились с правителями некоторых эламских городов-государств в борьбе против аккадской власти. Наказание Римуша было суровым — его армия вторглась в Элам и разрушила там несколько городов. После подавления восстания дотошные аккадские чиновники подсчитали, что солдаты царя убили около 54 000 взрослых мужчин (число погибших женщин, стариков и детей никого не интересовало).

Табличка царя Римуша, повествующая о его военных победах. louvre.fr - Наследники Истинного Царя | Военно-исторический портал Warspot.ru Табличка царя Римуша, повествующая о его военных победах.
louvre.fr

Римуш удержал в повиновении земли своего отца, но посеял ненависть к царскому двору в Аккаде. На девятом году своего правления Римуш умер. Некоторые историки предполагают, что к этому был причастен его младший брат и наследник Маништушу.

Победная стела царя Римуша. louvre.fr - Наследники Истинного Царя | Военно-исторический портал Warspot.ruПобедная стела царя Римуша.
louvre.fr

История вновь повторилась после смерти Римуша, и Маништушу пришлось подавлять широкомасштабные восстания по всей империи. И снова царская армия оказалась силой, позволившей Аккадской династии устоять. Преданность воинов обеспечивалась раздачей им земель по всей стране, при этом семьи погибших и вышедших в отставку солдат сохраняли права на участки, а, значит, для новых бойцов требовались новые земли. Излишков пашни и пастбищ у аккадских царей не имелось, зато пустовали земли вокруг разорённых восставших городов. Царские чиновники скупали эти земли у сельских общин; удивительно, но великим аккадским владыкам приходилось получать разрешения на такие сделки у местных народных собраний.

Ослабленная междоусобицами Аккадская империя была вынуждена защищать свои северные границы от многочисленных воинственных племён. Имперские войска нередко терпели поражения — так были потеряны Северная Сирия (а вместе с ней и торговые пути в Малую Азию), территории современных Армении и Азербайджана. Хозяйство Месопотамии стало испытывать нехватку меди, олова и серебра. Будучи не в силах вести масштабные завоевания на севере, аккадский царь обратил свой взгляд на юг:

«Маништушу, царь Киша, когда он покорил Аншан и Шерихум, он пересёк Нижнее море на кораблях. Цари городов на другом конце моря, 32 всего, собрались на битву. Он победил их, подчинил их города. Он низверг их правителей и захватил всю страну вплоть до серебряных рудников. Горы за Нижним морем, их камни он увёз, и сделал свою статую, и подарил её Энлилю».

Морской поход против неизвестных нам государств в современном Омане и южном Иране позволил временно снизить нехватку ресурсов, но не решил эту проблему полностью. Позднее аккадские купцы установили торговые связи с Суданом и Египтом. Воюя со множеством противников, аккадский царь не смог обеспечить преданности окружавших его людей. На пятнадцатом году своего правления царь Шумера и Аккада Маништушу был до смерти забит своими сановниками (согласно источникам, удары наносились резными каменными печатями).

Аккадская империя при наследниках Саргона. sumerianshakespeare.com - Наследники Истинного Царя | Военно-исторический портал Warspot.ruАккадская империя при наследниках Саргона.
sumerianshakespeare.com

Нарам-Суэн восходит на трон

Смерть аккадского царя вновь дала подвластным землям надежду на освобождение. Последовавшие события позволяют предположить, что убийство Маништушу было подготовлено заранее и стало сигналом к одновременному всеобщему восстанию. Вновь сражаться за сохранение наследства династии Аккаде пришлось сыну Маништушу и внуку Саргона по имени Нарам-Суэн.

Древний источник сообщает, что сразу после убийства Маништушу против Аккада выступил союз из городов Куту, Тива, Уруму, Казалла, Тимтаб, Авак, Ибрат, Дильбат, Урук, Сиппар и некоторых правителей Элама во главе с царём Киша:

«В округе Энлиля, между [храмом] Э-сабад и храмом [богини] Гулы [город] Киш собрался, и [царя] Ипхур-Киша, мужа кишского, они подняли на царство».

В посвятительных надписях богам Нарам-Суэн сообщает нам о дальнейших событиях. В течение первого года правления ему пришлось сражаться с силами девяти городов. Молодой аккадский царь победил их и захватил множество вражеских воинов, в том числе трёх царей. Чтобы устрашить мятежников, он приказал живьём сжечь вражеских воинов в священном для всей Месопотамии городе Ниппур перед храмом бога Энлиля.

Аккадская империя на пике могущества

Во времена Маништушу Аккадское государство было отрезано от традиционных источников камня, леса и металлов. Для решения этой проблемы Нарам-Суэн подготовил и осуществил несколько военных походов на север — могущественное царство Эбла на территории современной Сирии было совершенно разорено, а его столица навсегда разрушена. Затем воинство Нарам-Суэна вышло к берегам Средиземного моря в районе современного Ливана: «направился в сторону кедровых лесов» и «одержал победу <…> и он сам нарубил кедра в земле Аманус».

После небольшой передышки победоносный владыка устремился на юг и восток. Земли нынешних Омана, Бахрейна, а затем и далёкие города индийской хараппской цивилизации пали к ногам аккадских воинов. По итогам этой серии походов жизненно важные торговые пути на севере и юге оказались под имперским контролем.

Следующей нерешённой проблемой была враждебная страна Субарту, находившаяся в среднем и верхнем течении Тигра: «…Нарам-Суэн победил Субарту в Азухунуме и пленил (её царя) Дахиш-атала». Продвигаясь далее на север, аккадцы дошли до истоков Тигра и Евфрата: «…Нарам-Суэн достиг истоков Тигра и Евфрата и одержал победу…». Чтобы закрепить свои успехи и надёжно контролировать этот регион, на реке Хабир аккадцы построили мощную крепость, известную сейчас как городище Телль-Брак. Наличие большого количества зернохранилищ позволяет предположить, что в этой крепости постоянно располагался крупный гарнизон. Кроме защиты торговых путей, крепости, построенные Нарам-Суэном в завоёванных землях, были центрами по сбору и учёту дани, выплачиваемой побеждёнными. Завоеванием города-государства Симуррум поход на север завершился в «год, когда Нарам-Суэн одержал победу над Симуррумом в Кирашену и взял в плен Баба – энси Симуррума и Дубула – энси Арама».

Барельеф с изображением Нарам-Суэна (горы Карадаг в современном Ираке). britannica.com - Наследники Истинного Царя | Военно-исторический портал Warspot.ruБарельеф с изображением Нарам-Суэна (горы Карадаг в современном Ираке).
britannica.com

Впрочем, имперским войскам удавалось наступать не везде. Ещё во времена правления Маништушу в предгорьях и горах Загроса сложились союзы воинственных племён, известных нам как луллубеи и гутии – их набеги в течение долгих лет держали в напряжении равнины Шумера и Аккада. Нарам-Суэн решил провести против горцев ряд карательных военных походов. Луллубеи и их союзники из окрестностей озера Урмия были разгромлены, а их земли — опустошены. Эти успехи были временными, и вскоре свирепые чужаки снова принялись терроризировать население равнин.

Ещё труднее пришлось аккадцам в горах Загроса, где им противостоял союз из семидесяти гутийских военных вождей. Трое аккадских полководцев вместе со своими воинами сложили головы в горных долинах; по словам древнего автора, Нарам-Суэн был «озадачен, приведён в замешательство, погружён в уныние и горе, изнурён». В итоге имперские войска достигли некоторых успехов, но не смогли разгромить гутиев — всё это приведёт к большим проблемам в будущем, но пока аккадский государь решил довольствоваться тем, что основные земледельческие районы стали безопасными.

В целом внутренняя политика Нарам-Суэна следовала общему курсу, установленному ещё Саргоном, однако и здесь произошли некоторые изменения. Имперская администрация, как и прежде, дополняла традиционное правление местных династий, но теперь аккадский царь старался передавать власть в провинциях членам своей семьи. Например, четверо его младших сыновей были провозглашены новыми царями ключевых городов империи. Вовсе уникальным шагом стало назначение на трон города Лагаш царского чиновника.

Нарам-Суэн — живое божество

Как и его дед, Нарам-Суэн провозгласил себя «Владыкой четырёх частей света», но великому правителю, решавшему судьбы целых народов, этого показалось мало. По шумерской религиозной традиции все великие города Месопотамии и их окрестные земли принадлежали какому-либо божеству. Это божество покровительствовало своему городу и буквально «жило» в главном храме. Оторванный от традиций имперский город Аккаде не имел великого божества-покровителя, а потому Нарам-Суэн решил, что это место вполне может занять он сам. Провозгласив себя «божеством Аккаде», царь включил в свой титул формулировку, относившуюся к прочим богам Месопотамии. Чтобы у подданных не оставалось сомнений в его божественной природе, на посвящённых своим деяниям стелах и статуях Нарам-Суэн велел изображать себя в рогатой короне. Такая корона была явным и понятным каждому символом божества. Кроме того, обычным художественным приёмом, призванным показать значимость персонажа, был его размер относительно прочих фигур: простолюдины изображались маленькими, цари и жрецы — несколько бо́льшими, боги — самыми большими. На одной из стел, сохранившихся до наших дней, фигура Нарам-Суэна больше не только аккадских воинов и поверженных врагов, но и божеств.

Отчёт Нарам-Суэна перед богами о закладке нового города. khanacademy.org - Наследники Истинного Царя | Военно-исторический портал Warspot.ruОтчёт Нарам-Суэна перед богами о закладке нового города.
khanacademy.org

Правитель из легенд и сказаний

Несмотря на блестящее царствование Нарам-Суэна, последующие поколения связывали его имя, прежде всего, с историей, известной нам по поэме «Проклятие Аккада». Вероятнее всего, литературный текст был написан во времена шумерского государства Третьей династии Ура, сменившего Аккадскую империю. «Проклятие Аккада» принадлежит к жанру так называемой «нравственной литературы», в котором знаменитый человек (чаще всего правитель) является главным героем дидактического рассказа, который, как правило, касается взаимоотношений человечества с богами. В «Проклятии» рассказывается история разрушения города Аккада по воле богов вследствие нечестивого поступка одного царя, и этот царь — Нарам-Суэн. Поначалу Аккад процветал:

«В те дни она [Инанна] житницы златом наполнила,
Зернохранилища сияющие серебром наполнила,
В склады зерновые медь очищенную, олово,
Пластины лазуритовые собирала грудами».

Согласно тексту, далее великий шумерский бог Энлиль запретил всем богам входить в город Аккад и благословлять его своим присутствием. Нарам-Суэн не знает что он мог сделать, чтобы разгневать богов, и поэтому молится, прося о знамениях и предзнаменованиях. Семь лет аккадский царь проводит ритуалы и приносит богатые дары, ожидая ответа от бога. Наконец, устав от ожидания и впав в ярость, Нарам-Суэн собирает свою непобедимую армию и направляется в Ниппур — город самого Энлиля. Подчиняясь своему вождю, аккадские воины разрушают храм Экуру. Став бездомным, Энлиль и другие разгневанные боги насылают на Шумер и Аккад свирепых горцев гутиев. Те опустошают страну и подступают к стенам её столицы:

«Нелюдей несметные орды,
Гутиев, что не знают запретов,
Поведением – люди, да разуменьем – собаки,
Обликом – сущие обезьяны,
Их Энлиль из гор вывел!»

Даже могучая армия великого царя не смогла удержать захватчиков, они приносят с собой страх, разруху и голод. Великий город Аккад лежит в руинах, его улицы заполнены гниющими мертвецами. Могучая империя аккадской династии становится жертвой царского высокомерия перед всемогущими богами.

Вероятно, поэма была создана писцами враждебной аккадцам шумерской правящей династии, так как другие источники не упоминают о том, что Нарам-Суэн разрушил храм Энлиля в Ниппуре. Возможно и то, что эта история стала плодом творчества жрецов, которые хотели показать царям, к чему может привести ссора с богами, под которыми явно подразумеваются храмовые служители. Согласно археологическим свидетельствам, Нарам-Суэн почитал богов, хотя и ставил в их храмах свои статуи.

В других легендах и рассказах Нарам-Суэн изображён в высшей степени самоуверенным, гордым и высокомерным правителем. Именно этот человек стал первым властителем Месопотамии, обожествившим себя. Царствование Нарам-Суэна ознаменовало собой апогей могущества Аккадского государства, и после его смерти на тридцать седьмом году правления империя начала распадаться.

Победная стела царя Нарам-Суэна Аккадского. louvre.fr - Наследники Истинного Царя | Военно-исторический портал Warspot.ru Победная стела царя Нарам-Суэна Аккадского.
louvre.fr

Падение империи

Нарам-Суэн умер по естественным причинам, и власть перешла к его сыну по имени Шаркалишарри. Правление наследника, как и всех его предшественников, началось с подавления множества восстаний. В отличие от отца, новый царь уже не мог поддерживать порядок и защитить империю — несмотря на все его усилия и успешные военные кампании, государство затрещало по швам. Шаркалишарри вёл почти непрерывную войну против эламитов, амореев и гутиев. Именно вторжение гутиев в сочетании с изменением климата вызвало голод в стране, нельзя оставить в стороне и постоянную внутреннюю нестабильность империи. Все эти факторы привели к краху Аккадской империи и погрузили Месопотамию в тёмные века.

В воспоминаниях потомков события царствования Шаркалишарри слились с историей других аккадских царей и стали основой легенд, рассказываемых в течение тысячелетий. В VII веке до н. э. ассирийцы всё ещё читали и рассказывали истории о Саргоне Великом и Нарам-Суэне. В библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (царствовал в 668-627 годах до н. э.) в городе Ниневия содержались копии этих рассказов на глиняных табличках. Когда армии мидийцев, вавилонян и персов уничтожили великие ассирийские города, клинописные таблички были погребены под обломками зданий, а тысячи лет спустя люди узнали об аккадских царях, создавших первую империю на Земле.


Литература:

  1. Robert McAdams. An Interdisciplinary Overview of a Mesopotamian City and its Hinterland, 2008. ISSN 1540-8779.
  2. Samuel Noah Kramer. The Sumerians: Their History, Culture, and Character. University of Chicago Press, 1971. ISBN-10: 0226452387 ISBN-13: 978-0226452388.
  3. Leonard Woolley. The Sumerians, 1965. ISBN-10: 1566196663 ISBN-13: 978-1566196666.
  4. Beek, M.A., Atlas of Mesopotamia (Thomas Nelson and Sons Ltd. Publishers, 1962).
  5. Bertman, S., Handbook to Life in Ancient Mesopotamia (Oxford University Press, 2005).
  6. Bauer, S. W, The History of the Ancient World (W. W. Norton & Company, 2007).
  7. Durant, W, Our Oriental Heritage (Simon & Schuster, 1954).
  8. King, L. W, A History of Sumer and Akkad (William Clowes & Sons, LTD, 1923).
  9. Leick, G, Mesopotamia (Penguin (Non-Classics), 2003).
  10. Leick, G, The A to Z of Mesopotamia (Scarecrow Press, 2010).
  11. Pritchard, J. B, The Ancient Near East, Volume I — An Anthology of Texts and Pictures (Princeton University Press, 1958).

http://warspot.ru/10555-nasledniki-istinnogo-tsarya

Последний взлёт первой цивилизации

В середине XXI века до н. э., после падения Аккадской империи, древние города Месопотамии находились под властью горных племён гутиев. В это время в Уруке правил человек по имени Утухенгаль. Он и его преемник Ур-Намму освободили свой народ от власти захватчиков и основали последнее в истории независимое шумерское государство, известное нам как царство Третьей династии Ура. Под властью правителей этой династии земли между Тигром и Евфратом вступили в вековую эпоху процветания — так называемое Шумерское возрождение.

Шумер под властью гутиев

Воинственные племена гутиев вторглись в Месопотамию из гор Загроса и уничтожили Аккадскую империю, правившую регионом с 2334 до примерно 2193 года до н. э. В отличие от аккадцев, гутии не признавали богов Шумера и не заботились о земле, которую они завоевали. Согласно древним шумерским надписям, «при гутиях трава росла высоко на дорогах земли», а сами гутии были «несчастными людьми, не подозревающими о том, как почитать богов, не знавшими о правильных религиозных ритуалах». Гутии спускались на равнину, собирали дань и снова уходили в свои горы. Для сохранения своей власти над Шумером и Аккадом они поддерживали лояльных себе правителей из старых местных династий, но старались не допустить возвышения ни одного из этих царьков.

Горцы были сильными воинами и контролировали города-государства Месопотамии до тех пор, пока некто Утухенгаль, правитель Урука, не посчитал себя достаточно сильным, чтобы изменить ситуацию. Его отец был простым человеком и зарабатывал на жизнь тем, что вялил и продавал рыбу. Каким образом Утухенгаль возвысился, нам неизвестно, однако очевидно, что любой из правителей утверждался гутиями, а значит и владыка Урука тоже.

Часть каменного монумента с именем Утухенгаля. britishmuseum.org - Последний взлёт первой цивилизации | Военно-исторический портал Warspot.ruЧасть каменного монумента с именем Утухенгаля.
britishmuseum.org

Царь-освободитель из народа

Согласно древнему тексту «Победа Утухенгаля», он просил и получил благословение богов на то, чтобы избавиться от гутиев, собрал армию и возглавил её:

«Обрадовал граждан Урука и Кулаба, город его, как один человек, встал за ним».

Утухенгаль строго придерживался полномочий, которые, по его мнению, дали ему боги. Новый лидер шумеров должен был изгнать захватчиков, а потому отказался вести какие-либо переговоры с ними. Перед решающей битвой царь гутиев по имени Тирикан послал в шумерский лагерь своих послов. Утухенгаль приказал взять их под стражу, а затем атаковал и разгромил силы горцев.

«Гутия, дракона горы, врага богов, унёсшего в горы царство Шумера, наполнившего Шумер враждой, похитившего у супруга супругу и у родителей их детей… Энлиль, царь стран, послал Утухенгаля, сильного мужа, царя Урука, слово которого не имеет равного, сокрушить его (то есть Гутия) <…> Тирикан убежал один пешком. Его возница убежал в город Дубрум. Жители Дубрума, зная, что Утухенгаль – царь, которому Энлиль дал силу, не оказали ему помощи <…> Тирикан пал к его ногам, а он поставил на него свою ногу».

После победы над гутиями под властью Утухенгаля оказались земли, некогда составлявшие ядро Аккадской империи — города-государства Месопотамии склонились перед авторитетом освободителя. Пришло время восстанавливать хозяйство — прокладывать дороги, строить хранилища, рыть каналы. По злой иронии судьбы каналы, дававшие жизнь Междуречью, забрали его героя. На седьмом году своего правления царь Урука, владыка Шумера и Аккада, пастырь народа Утухенгаль упал в оросительный канал и утонул. Более поздние источники подозревают, что царю «помогли» упасть, но достоверность этих сведений остаётся под вопросом.

После внезапной смерти Утухенгаля трон опустел, и вскоре титул владыки Шумера и Аккада принял правитель города Ур по имени Ур-Намму. Этот человек был земляком, дальним родственником, а затем и зятем Утухенгаля. Вместе с царской дочерью он получил в своё управление город Ур, где стал первым царём новой династии. По-видимому, у Утухенгаля не было сыновей, во всяком случае, древние источники не ставят под сомнение права Ур-Намму на трон.

Начало правления Ур-Намму

Прошло более ста лет после падения Аккадской империи, деяния Саргона и его внука Нарам-Суэна обросли легендами. Кровавые распри между аккадцами и шумерами ушли в прошлое, а общая беда — нашествие гутиев — сблизила народы. Внешние и культурные различия между семитами-аккадцами с севера и шумерами с юга к этому времени почти стёрлись. Считается, что аккадский язык стал доминировать в разговорной речи, а шумерский постепенно оттеснялся в сферу науки и бюрократии. Выпускники школ писцов и правители в равной степени владели двумя языками.

Утухенгаль опирался на старые шумерские традиции, которые плохо подходили для управления сложной системой единого государства, поэтому Ур-Намму объявил себя духовным наследником великих аккадских владык. Образ культурного героя и отца-покровителя всего народа хорошо подходил для достижения целей новой державы.

Богиня Иштар представляет царя Ур-Намму богу Энлилю. sumerianshakespeare.com - Последний взлёт первой цивилизации | Военно-исторический портал Warspot.ruБогиня Иштар представляет царя Ур-Намму богу Энлилю.
sumerianshakespeare.com

Военные кампании против Эриду и Лагаша

Не все местные правители в Шумере приняли власть нового царя. На самом юге у берегов Персидского залива стоял город Эриду. Когда-то бывший самым первым и важным культурным центром шумеров в Месопотамии, он давно растерял своё величие, но не смирился с этим. Власть Утухенгаля над Эриду была сугубо формальной, а Ур-Намму и вовсе пришлось утверждать свой авторитет силой оружия.

Победа над Эриду стала лишь началом серьёзных проблем молодого государства. В силу своего положения на окраине Месопотамии другой город — Лагаш — всегда был на особом положении, а поддержка гутиев позволяла лагашским правителям эксплуатировать своих соседей. Правитель Лагаша по имени Гудеа был настолько дружен с горцами, что мог вести активные внешние завоевания в Эламе. Силами работников из Урука, Ура, Уммы и других традиционно враждебных городов в Лагаше велось обширное строительство. Кроме того, Лагаш был исконным конкурентом Ура во внешней торговле — во времена владычества гутиев главный торговый порт, куда приходили корабли из Бахрейна, Омана и Индии, находился на подконтрольных ему землях. Это означало, что кроме получения прибыли от пошлин, лагашцы контролировали поступление в Месопотамию стратегических ресурсов по южному пути. Всё это не забылось, и центральной власти нужен был лишь повод, чтобы отомстить пособникам завоевателей и устранить конкурентов.

Ещё в правление Утухенгаля между тогдашним наместником Ур-Намму и царём Лагаша по имени Наммахани возник пограничный спор. Тогда он был решён в пользу Наммахани. При всём уважении, которое Ур-Намму демонстрировал к «своему отцу», став правителем Ура, он решил сделать всё по-своему. Объединённые силы шумерских городов и войско самого Ур-Намму вторглись в Лагаш — результат не заставил себя ждать: «Наммахани, энси Лагаша воистину он убил». Но и этого было мало. По приказу правителя Ура жрецы уничтожали записи о правителе Лагаша и его родственниках. Дело дошло до того, что Лагаш был исключён из списка священных для истории городов, которым боги даровали «предвечную царственность». Своим наместником в Лагаше Ур-Намму поставил обычного чиновника по имени Ур-Аба.

Бронзовый портрет царя из Третьей династии Ура. louvre.fr - Последний взлёт первой цивилизации | Военно-исторический портал Warspot.ruБронзовый портрет царя из Третьей династии Ура.
louvre.fr

Шумерский «социализм»

Помимо военных кампаний, первый царь Третьей династии Ура вёл широкую хозяйственную и строительную деятельность — период его правления вошёл в историю как Шумерский ренессанс. Ур-Намму вернул Шумеру его прежнюю славу, обеспечив экономическую и социальную стабильность и процветание культуры.

Постоянные погромы, которые учиняли вначале аккадские правители, а затем и гутии, привели к упадку основной экономической структуры Месопотамии — сельской общины. Большие людские потери и огромные масштабы восстановительных работ требовали нового способа организации и управления рабочей силой. Ранее в царских и храмовых имениях зависимые люди и рабы были разделены на профессиональные отряды во главе со специальными бригадирами, отвечавшими за деятельность своих организационных единиц. Теперь этот принцип был перенесён на большинство жителей Междуречья. Мужчины и женщины были разделены на отряды земледельцев, охотников, ремесленников, прядильщиц и т. д. Работой каждого из них руководил бригадир, который сдавал полученную продукцию на местные государственные склады. Из этих же складов, согласно установленной правительством норме, он получал продукты и одежду на каждого человека. Нетрудоспособные члены общества также обеспечивались государственным пайком. Существовали и выходные дни — один в десять дней для мужчин и один в пять дней для женщин.

Развитый аппарат государственных чиновников следил за поступлением и выдачей продуктов и товаров. Чем выше был ранг человека в иерархии, тем больше товаров и услуг он мог получить. Чтобы избежать злоупотреблений со стороны традиционных местных элит, Ур-Намму положил начало практике замены местных наследственных правителей на временных наместников, лично преданных царю.

Стимулировать рост производства должна была система учёта трудодней. С помощью коэффициентов деятельность любого человека можно было пересчитать в трудодни, подсчёт вёлся таким образом, чтобы бригады всегда имели задолженность перед государством. Теоретически это означало, что вся система работает в убыток, на практике же действовал особый способ скрытого налогообложения.

Известно, что половину произведённых продуктов и товаров местные административные центры должны были направлять в царские склады. Каждый такой склад обеспечивал работу сразу с несколькими областями — это позволяло распределять зерно, мясо, шкуры и ремесленные товары равномерно по всему государству. В случае неурожая или другой критической ситуации центральные царские склады спасали пострадавшие районы от голода. Кроме того, такая система позволяла концентрировать в нужном месте немалое количество работников, ранее это было невозможно по логистическим причинам.

Опираясь на новые возможности, царь начал строительство Великого зиккурата Ура и восстановил зиккураты и храмы в Уруке, Эриду, Ниппуре и Лагаше. Он окружил Ур великолепными стенами, которые были «высокими, как блестящая гора», и вёл масштабные ирригационные работы во множестве районов Месопотамии.

Город Урук при Ур-Намму, реконструкция. dainst.org - Последний взлёт первой цивилизации | Военно-исторический портал Warspot.ruГород Урук при Ур-Намму, реконструкция.
dainst.org

Царь-законодатель

За тысячелетия в Шумере накопилось огромное количество судебных решений, записанных на глиняных табличках. Веками эти документы служили образцами для принятия решений по похожим делам и облегчали работу судебной системы, но пришла пора унифицировать их для применения на всей территории единого государства. Идея общего блага и единой для всех божественной защиты со стороны царя не могла допустить разночтений при осуществлении правосудия, тем более что решать судьбу людей и их имущества власть доверила простым людям.

Мы не знаем по какому принципу набирались судьи для решения каждого из дел, но известно, что это были садовники, цирюльники, рыбаки и простые солдаты. Решение принималось простым большинством голосов, обжаловать его было нельзя. На долю царских чиновников приходилась лишь организация, запись и реализация решения.

В «год, когда Ур-Намму установил правосудие в стране», в столице была воздвигнута каменная стела, на которой вырезали текст общих и обязательных для всех законов. Копии на глиняных табличках хранились в архивах областных центров. Теперь, чтобы определить наказание или разрешить спор по наиболее распространённым судебным делам, достаточно было найти подходящую статью. В наше время это кажется очевидным, но создание сборника законов было революцией в развитии человеческого общества. Ниже приведены некоторые статьи этого кодекса:

«Если человек совершит убийство, он должен быть убит.

Если человек совершит кражу, он будет убит.

Если человек совершит похищение человека, он должен быть заключен в тюрьму и заплатить 15 сиклей [124 г] серебра.

Если мужчина нарушает права другого и лишает девственности невесту молодого человека, то этот мужчина должен быть убит.

Если жена человека завлекла другого человека, и он спал с ней, он (муж) убьёт эту женщину. В прелюбодеянии этом он (прелюбодей) будет свободен [от наказания].

Если человек другому человеку оружием конечность повредил, он уплатит десять сиклей [84 г] серебра.

Если чья-либо рабыня сочла себя равной своей госпоже и бранила её, она (госпожа) натрёт ей рот 1 ка [0,84 л] соли».

Табличка Ур-Намму из храма богини Иштар в Уруке. louvre.fr - Последний взлёт первой цивилизации | Военно-исторический портал Warspot.ru Табличка Ур-Намму из храма богини Иштар в Уруке.
louvre.fr

Новая угроза и конец правления Ур-Намму

Эффективные законы, относительная социальная справедливость и экономический рост обеспечили возрождённому государству Шумера и Аккада процветание. Однако далеко не все проблемы были решены. Отброшенные в свои горы гутии не смирились с поражением — оправившись от разгрома, учинённого им Утехенгалем, они собрались с силами и вторглись на равнины Месопотамии. На восемнадцатом году правления Ур-Намму и его войско вышли навстречу врагу. Что произошло дальше, известно нам из поэмы «Смерть Ур-Намму и его спуск в подземный мир». Это стихотворение представляет собой увлекательное сочетание истории, мифологии, теологии и литературы. Согласно ему, шумерское войско было разгромлено, а выжившие воины «бросили своего царя на поле сражения, как разбитый сосуд». Народная память возвысила погибшего Ур-Намму до легендарного статуса великого царя, который умер за свой народ.

Утухенгаль и его наследник Ур-Намму изгнали чужеземных завоевателей и основали в Месопотамии последнее независимое шумерское государство. Ур-Намму остался в истории как первый из известных нам законодателей и строитель Великого зиккурата в Уре, чьи величественные руины до сих впечатляют своим масштабом. Его реформы обеспечили ресурсами экономическое и культурное возрождение Месопотамии, однако над страной нависла угроза вновь попасть под власть воинственного народа гутиев. Сможет ли устоять царство Шумера и Аккада, зависело от наследника престола по имени Шульги.


Литература:

  1. Robert McAdams. An Interdisciplinary Overview of a Mesopotamian City and its Hinterland, 2008. ISSN 1540-8779.
  2. Samuel Noah Kramer. The Sumerians: Their History, Culture, and Character. University of Chicago Press, 1971. ISBN-10: 0226452387 ISBN-13: 978-0226452388.
  3. Leonard Woolley. The Sumerians, 1965. ISBN-10: 1566196663 ISBN-13: 978-1566196666.
  4. Beek, M. A., Atlas of Mesopotamia (Thomas Nelson and Sons Ltd. Publishers, 1962).
  5. Bertman, S., Handbook to Life in Ancient Mesopotamia (Oxford University Press, 2005).
  6. Bauer, S. W., The History of the Ancient World (W. W. Norton & Company, 2007).
  7. Durant W., Our Oriental Heritage (Simon & Schuster, 1954).
  8. King, L. W., A History of Sumer and Akkad (William Clowes & Sons LTD, 1923).
  9. Leick G., Mesopotamia (Penguin (Non-Classics), 2003).
  10. Leick G., The A to Z of Mesopotamia (Scarecrow Press, 2010).
  11. Pritchard, J. B., The Ancient Near East, Volume I – An Anthology of Texts and Pictures (Princeton University Press, 1958).
  12. Kriwaczek P., Babylon: Mesopotamia and the Birth of Civilization (Thomas Dunne Books, 2010).

http://warspot.ru/10613-posledniy-vzlyot-pervoy-tsivilizatsi...

Картина дня

наверх