На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Давид Смолянский
    Что значит как справляются!? :) С помощью рук! :) Есть и др. способы, как без рук, так и без женщин! :) Рекомендации ...Секс и мастурбаци...
  • Давид Смолянский
    Я не специалист и не автор статьи, а лишь скопировал её.Древнегреческие вазы
  • кира божевольная
    всем доброго дня! не могли бы вы помочь с расшифровкой символов и мотивов на этой вазе?Древнегреческие вазы

Армия Византии VI в. Пехота, конница и др. рода войск (4 статьи)

Конные стрелки византийской армии VI века

Снаряжение

Исходя из тактики византийских войск, в том числе описанных в Стратегиях, ключевой принцип ведения боевых действий сводился к перестрелкам и попыткам как можно дольше не сходиться врукопашную. А вот, например, решение короля Тотилы не использовать луки и стрелы, а только копейщиков, в сражении у Тагина в 552 г. стоило ему победы. Битва на реке Касулине в 553 г. (совр. Вольтурно) была выиграна Нарсесом в том числе и благодаря тому, что находящиеся на флангах конные стрелки безнаказанно расстреливали «свинью» алеманов и франков.


Пряжка в виде коня. Вестготы. VI в. Археологический музей. Мадрид. Испания. Фото автора


Изображение всадника. Лен. Египет. V—VII вв. Инв. № Е26536. Лувр. Париж. Франция. Фото автора

Лучники-всадники (ίπποτоξόταί) составляли, согласно «Стратегикону» Маврикия, две третьих от всех курсоров. Курсоры – это всадники, находящиеся в передовой линии и которые участвуют в преследовании врага. Наличие защитного вооружения — забы, дававшего возможность кавалеристам попеременно сражаться то копьем, то луком, в принципе, делала воинами-стрелками всех всадников. Об этом говорил Агафий Миринейский:
«Всадники были расставлены по краям с обеих сторон, вооруженные копьями и легкими щитами, мечами и луками, некоторые имели сариссы».


Медальон с охотящимися. Сирия VIII вв. Лувр. Париж. Франция. Фото автора

Стрелки были в защитном вооружении и без него, как писал Фиофилакт Самокитта:
«Они не были одеты в доспехи, так как не знали, что им предстоит встретить. Ни шлемы не прикрывали их головы, ни панцирь не защищал груди, чтобы железом отразить железо, — не было этой охраны тел, идущей вместе с охраняемым и ему сопутствующей; славный подвиг заставил их ослабить свою бдительность, а победа героев, сильных духом, не умеет учить осторожности».

Стратиоты поступали на службу со своим оружием и снаряжением для стрельбы, именуемым токсофаретра, в то время как снаряжение и одежду предоставляло государство.

Токсофаретра, или, по-древнерусски, саадак — это лук, стрелы и предметы для их хранения, колчан-фаретра и налучие. Часть предметов для хранения могли быть нераздельны, составляли единый комплекс: колчан и налучие составляли один футляр.

Собственно, лук VI в., технические детали которого были заимствованы у северных кочевников: сарматов и гуннов, был сложносоставной, части его составлялись из рога. По размерам он уступал персидскому и гуннскому. Такой лук, можно отчетливо видеть на шелковом медальоне (накладке на одежду) из Эрмитажа: два всадника со средней величиной луками охотятся на тигров. Если судить по дошедшим до нас изображениям (Большой императорский дворец, Базилика на горе Небо, египетская пластинка из Тира, мозаики из Мадаба, Иордания), лук был длиной 125-150 см., в зависимости от того, кто его использовал: «луки по силе каждого». Для сравнения традиционный сложный лук гуннов был ≈160 см, а более технологичный, аварский, ≈110 см. Усилия зависело от силы стрелка, силы лука и тетивы. Стрелы были длиной 80-90 см. В колчане, согласно воинскому наставлению, должно было быть 30-40 стрел.


Лучник. Мозаика Большого Императорского дворца. VI в. Музей мозаики. Стамбул. Турция. Фото автора

Воины обязаны были заботиться о сохранности тетивы, иметь запасную, сберегать их от сырости. Аноним VI в. рекомендовал стрельбу не по прямой, а по касательной, исключая стрельбу по ногам коней. В то же время стрельба должна была быть прицельной, а не по навесной, как любят изображать в современных исторических фильмах. Тем более, такой плотности стрельбы, как показывают в современных фильмах, не могло быть. Стрелы, выпущенные по навесной, будучи отраженные щитами, никуда не попадали.

Лук натягивался двумя способами: римским и персидским. Первый – «пальцы кольцом»: большим и указательным, но не смыкаясь, как на мозаике из Большого императорского дворца. Второй – тремя сомкнутыми пальцами. Для защиты частей рук при стрельбе использовались браслеты на запястье рук и кольцо для большого пальца. Аноним VI в. считал, что в случае усталости, стрелок должен уметь вести стрельбу и тремя средними руками, как персы:
«Римляне всегда пускают стрелы медленнее [ в отличие от персов – В.Э.], но поскольку луки их чрезвычайно крепкие и туго натянуты, и к тому же сами стрелки — люди более сильные, их, стрелы значительно чаще наносят вред тем, в кого они попадают, чем это бывает у персов, так как никакие доспехи не могут выдержать силы и стремительности их удара».

Хорошие стрелки из луков

Полководец Велисарий, сравнивая ромейскую конницу с готской, отмечал: «…разница в том, что почти все римляне и их союзники гунны являются хорошими стрелками из луков верхом, а из готов с этим делом никто не знаком».

«Они, — писал о ромейских всадниках Прокопий, — прекрасные наездники и могут без труда на полном скаку натягивать лук и пускать стрелы в обе стороны, как в бегущего от них, так и преследующего их неприятеля. Лук они поднимают до лба, а тетиву натягивают до правого уха, отчего стрела пускается с такой мощью, что всегда поражает того, в кого попадает, и ни щит, ни панцирь не может отвратить ее стремительного удара».


Уздечка. Северный Кавказ. VI—VII вв. ГИМ. Москва. Россия. Фото автора

Виды одежды


В рамках статьи о всадниках я хотел бы остановиться на двух видах их одежды, упомянутых в источниках, но не имеющих однозначного объяснения в исторической литературе. Речь идет о гиматии и гунии.

Гиматий – это верхняя одежда, который одни исследователи считают плащом, который гораздо бóльших размеров, чем хламида, и в который, при необходимости, можно было плотно укутаться. Другие видят в нем специальную, поддоспешную тунику.

В VI в., да и позднее, он изначально обозначал просто плащ или паллиум, как в позднеримскую эпоху. Во время голода, при осаде, в Риме 545 г. отец семейства, закрыв лицо гиматием т.е. плащом, бросился в Тибр. Из «Книги Эпарха» мы знаем, что гиматий это синоним плаща, гиматий упоминается в тактике Льва Х в. Византийская иконография, и не только VI в., дает нам массу изображений святых и простых смертных в плащах, подобных гиматию или паллиуму. Так, в Сен Витале мы видим фигуры, как в ниспадающих плащах, так и в плащах, используемых на манер гиматия, т. е. обернутых вокруг корпуса.

Таким образом, во-первых, в VI в. это плащ, в виде прямоугольного куска ткани, с прямоугольным вырезом для головы, с открытой только правой рукой и полностью закрытой плащевой тканью левой рукой, хотя, конечно, он мог использоваться и как пенула, у которой можно было открыть обе руки (епископ Максимин из Сен Витале в Равенне).

Во-вторых, в VI в., гиматий определяется как поддоспешная одежда, «шинель». Аноним VI в., писал о том, что защитное вооружение
«следует надевать не прямо на исподнее [хитон], как это делают некоторые, стремясь уменьшить тяжесть вооружения, но на гиматий, толщиной не менее пальца, чтобы, с одной стороны, вооружение, плотно облегало тело, вместе с тем не травмировало его своим жестким соприкосновением».

Маврикий противопоставляет этот тип одежды плащу или накидке:
«Гиматий, то есть, зостарии, изготовляемые по аварскому образцу либо из льна, либо из козьей шерсти, либо из другой шерстяной ткани, должны быть просторным и свободными, чтобы во время езды ими можно было прикрывать колени и поэтому иметь хороший внешний вид».

Объяснение, возможно, нам дает древнерусский период. В Остромировом Евангелие гиматий был переведен как риза (фелонь). Таким образом, гиматий не только общее название плаща, но и название одеяния похожего на ризу: плащ, близкий к пенулле, с вырезом, посредине ткани для головы, Таким образом, его использование, как поддоспешного одеяния вполне объяснимо: он одевался через голову, подпоясывался и на него мог быть надет доспех, он позволял закрывать колени при езде на коне.


Детская туника с капюшоном. Египет. V- VI вв. Инв.№ Е29525. Лувр. Париж. Франция. Фото автора

А какое снаряжение использовалась поверх доспеха?

Снаряжение поверх доспехов

Маврикий писал о том, что
«всадникам следует позаботиться о том, чтобы когда они в полном вооружении, в панцире и имеют при себе луки, и если, как это случается, пойдет дождь или воздух станет сырым от влаги, то они, надев эти гунии поверх панцирей и луков, смогли защитить свое вооружение, но и не были бы ограничены в движениях, если они захотели бы использовать либо луки, либо копья».


В большинстве поздних «Стратегий» «плащ», прикрывающий доспехи и оружие, да и самого всадника, имеет такое же описание как гуния, но именуется он по-другому. У императора Льва текст находим название эплорика – «на лорику» (Éπιλωρικια). Никифор II Фока в Новеллах и Стратегике называет ее эполорикой (Éπλωρικα):
«И сверху кливаниев носить накидку с грубым шелком и хлопком. А из подмышек выходить их рукавам. Рукавам же висеть сзади на их плечах».
В работе «О боевом сопровождении» читаем:
«…войска, облаченные в доспехи и накидки, именуемые эпаноклибанами»
. Такой плащ-накидка на Руси назывался охобенью (охабень), а у арабов — бурнусом.


Бурнус. Музей исламского искусства. Стамбул. Турция. Фото автора

Этот плащ-накидка попал к ромеям, как и многие другие предметы одежды, с востока, от народов-всадников. Археологические находки говорят о том, что этот плащ мог быть не только из грубых материалов, но и из более качественных, дорогих тканей: такой легкий плащ VII в. из Антиноополиса (Египет), сшитый из сине-зеленого кашемира с отделкой из шелка.

Гуния, таким образом, – широкий, кавалерийский плащ, с рукавами и прорезями для рук или без них, грубой выделки из войлока, шелка или хлопка, может быть с капюшоном или без него, аналогичный плащ в пехоте назывался кавадием (καβάδιον).

Это статья является заключительной в цикле рассмотрения византийских всадников VI в. по данным исторических источников. Логичным продолжением будут статьи, посвящённые знаменитой римской пехоте на новом историческом этапе VI в., этапе восстановления Римской империи.   

Тяжеловооружённая пехота Византии VI века

Вступление

Все солдаты этого периода именовались «милицией», или стратиотами. И если разделения всадников по защитному вооружению не существовало в этот период, как мы писали выше, то в пехоте разделение на тяжеловооруженную и легкую пехоту сохранилось.


«Скутаты VI в. с дунайской границы». Реконструкция автора

Родовое название пехоты этого времени было «скутаты» (scutatus), от наименования щита, или, на греческий манер, «оплиты». Это же название сохранится и позднее. Тяжелое вооружение выражалось в наличии прежде всего панциря или брони, будь то кожаное, чешуйчатое или ламинарное защитное вооружение.

Следует сказать, что не все воины одного разряда имели защитное вооружение, отметим также, что грань между пехотой и конницей была призрачной, так, из-за малочисленности пехоты в Италии все солдаты раздобыли себе лошадей. Но даже в конце века мы видим, что продолжает существовать четкое деление. Прииск в 593 г. был magister equitum и magister peditum во Фракии, а, на следующий год он возглавил только конницу, а пехоту возглавил Гентзон.


Колонна Аркадия. Константинополь. V в. Зарисовка ХVI века. Археологический музей. Стамбул. Фото автора

Аноним VI в., описывая тяжеловооруженного пехотинца, представлял его в виде неподвижного воина. Он считал, что ромеи должны были использовать оборонительную стратегию: так действовали протостаты в битве с франками при Таннете в 553 г. Тактика этого периода подразумевала, что скутаты, как тяжеловооруженная пехота, принимают на себя и «гасят» первый порыв врага. Будь то всадники Ирана или готов, пехота франков и алеманов, после чего, кавалерия ромеев атакует врагов, потерявших боевой порыв. Агафий Миринейский, как бы четко следуя стратегу Анониму VI в., писал о пехоте при Таннете:
«Передовые, одетые в панцири, доходящие до ног, и имея весьма прочные шлемы, образовали сомкнутый строй».

А вот Прокопий Кесарийский, участник боевых действий, отмечал, что наличие тяжелого доспеха не мешало подвижности пехотинца:
«Нынешние лучники идут в сражение, одетые в панцирь, с поножами до колен. С правой стороны у них свешиваются стрелы, с левой — меч».

Оплиты изначально были вооружены копьем и щитом. Аноним VI в., говоря о протостатах, воинах, стоявших в первом ряду, считал, что вышестоящие командиры не должны уступать им в силе:
«…а в особенности превосходить других военным опытом и рассудительностью, и чем старше каждый из них другого и чем больше у него подчиненных, тем в большей степени».



«Скутаты VI в. в Италии». Реконструкция автора

В первом ряду стояли командиры декархи или лохаги, т. е. командиры лохов — «отделений», стоящих в ряд за его спиной.

Удар врагов чаще всего приходился на первую шеренгу, где стояли и гекатонтархи – сотники и командиры лохов, которые тоже должны были обладать мужеством и недюжинной физической силой. Судя по военным успехам, которые «достиг» во время своего правления император Фока, бывший гекатонтарх-сотник, он был всего лишь лихим рубакой, снискавшим славу у боевых товарищей, а не опытным командиром-тактиком.

Во второй шеренге стояли скутаты-эпистаты, которые не должны были уступать по силе и мужеству протостатам, так как в случае гибели воинов первого ряда, они вставали на их место. В последней шеренге стояли ураги, которые контролировать шеренгу и придавать впереди стоящим воинам уверенности, при необходимости, ударом копья. Во время осады Рима, два воина предложили возглавить малочисленный отряд ромейской пехоты, Прокопий Кесарийский вложил в их уста следующую речь о Римской пехоте, «благодаря которой одной, как мы слышим, власть римлян дошла до такой степени величия».

Это сражение у стен Рима наглядно демонстрирует реальную боевую ситуацию. Вначале для осажденных всё складывалась хорошо, но готы, воспользовавшись отсутствием дисциплины среди римских плебеев, нанесли фланговый конный удар. Ромейская конница, состоявшая из мавров и гуннов, не выдержала удара многочисленных всадников с копьями и бежала, в след за ней бежала, стоящая в центре, основная часть пехоты. Оставшаяся часть организовала сопротивление, надо понимать, что атакующие, имеющие численное преимущество, моментально прорывали строй, более того, любой прорыв строя восстановить было практически невозможно, никакой мифической непробиваемой «стены щитов» не существовало, битва моментально превращалась в личный поединок:
«Принципий и Тармут с немногими из окружающих их пехотинцев показали примеры доблести, достойные их: они продолжали сражаться и меньше всего желали вместе с другими обращаться в бегство. Готы, охваченные глубоким изумлением перед их храбростью, остановились, и это дало возможность остальным пехотинцам и большинству всадников спастись. Принципий, тело которого все было изрублено, пал тут же и около него сорок два пехотинца. Тармут же, держа в обеих руках исаврийские дротики, все время поражая нападающих то с той, то с другой стороны, под влиянием ран начал ослабевать, тогда ему на помощь с несколькими всадниками пришел его брат Энн. Это дало ему возможность передохнуть, и он весь покрытый кровью и ранами, но не потеряв ни одного из своих дротиков, быстрым бегом бросился к укреплениям».

Снаряжение и подготовка

Не только дух римской пехоты витал над войском, как указывал Иоанн Лид, унификация была нормой для римской армии.


Снаряжение пехотинца. VI в. Реконструкция автора

А вот в его время, как ему кажется, она пропала, хотя изображения говорят о другом: единообразие была важным элементом идеологического превосходства империи над окружающими «варварами». Следует отметить, что, несмотря на высокий уровень экономики и техники, даже сасанидский Иран не мог сравниться в рациональном подходе снаряжения воинов с Римом. Снаряжение шло за счет государства и из государственных арсеналов. Унификация одежды в армии была таковой, как мы писали ранее, что во время сражения византийского полководца Германа с дезертирами в Африке, воины противоборствующих сторон ничем не отличались ни по снаряжению, ни по одежде.

Пехота должна была выполнять строевые команды, тренироваться на палках, бегать, уметь издавать военный клич. При восклицании командира: «Помоги!» отряд должен был отвечать: «Боже!». Солдаты должны были подчиняться сигналам голоса и трубы, двигаться под флейты в боевом танце — пиррихе. Полководец Нарсес в Италии, во время зимней стоянки, заставлял солдат «кружиться в пиррихе», боевом танце-тренировке, имитирующий поведение воина в сражении, в Древней Спарте мальчики обучались ему с пяти лет.

О защитном вооружении


Щит, как мы знаем из нарративных источников, был важнейшей составляющей экипировки, в условиях возрастающих угроз со стороны стрелковых видов вооружения, как писал аноним VI в.:
«И когда щиты будут тесно сомкнуты друг с другом, можно будет оградить, прикрыть и защитить все войско, чтобы никто не пострадал от метательных снарядов противника».

Тяжеловооружённая пехота Византии VI века

Реконструкция командира пехоты, конца VI в. на основе терракотовой иконы «Иисус Навин и Халив» Македония. Художник Грехем Сумнер

Щит в VI в. изготавливался из дерева и металла: скутум был достаточно тяжелым, так как мог выдерживать удары не одного копья, меча или топора, он выдерживал вес человека, хотя возможно и уступал по защитным свойствам металлическому аспису. При избрании императором Фоки в 602 г., его, по римской традиции, воины высоко подняли на щите.


Умбон. Боспор. VI в. ГИМ. Москва. Россия. Фото автора

Стоит сказать, что вопрос о чётком определении терминов щитов остается открытым, учитывая факт разнесения информации о них во времени и по разным авторам, но мы попытаемся дать им определения, опираясь на письменные памятники этого периода.

Иоанн Лид попытался в своей работе освятить тему происхождения щитов и что они из себя, собственно, представляли в VI в. Скутум (scutum) по-гречески он назывался тиреос (θυρεοις) – легкий, большой, но крепкий и надежный щит. Клипея (clipeus), по мнению Лида это аспис — мощный, крепкий круглый щит. Аноним VI в. так же употребляет термин аспис для своего, рекомендовано им, огромного по размерам щита в семь пядей (≈160см). Логика здесь, несомненно, есть: т. к. скутум, первоначально кельтский прямоугольный щит, всевозможных конфигураций, даже овальный. В отличии от него аспис, как и клипея, цельнометаллический круглый щит, а аспис вообще — щит гоплитов классического периода. Прокопий Кесарийский, использующий для обозначения щита термин аспис, так же переводит с латинского наименования холма Клипея, как гора Щита.

Корипп, который писал на латыни, отмечал, что на «клипее» поднимают нового императора Юстина II . Возможно предположить, что он и правда был крепче скутума. Тем не менее, этот вопрос остается крайне запутанным.

По внешнему виду их можно разделить на четыре группы: овальный выпуклый, овальный плоский, круглый выпуклый и круглый плоский. До нас дошло не много изображений ромейских щитов VI в., мы попытались собрать их воедино, часть изображений выстраивается гипотетически, ниже можно их видеть:


1. Щит подразделения Lanciarii iuniores, существовавшего в VI в. «Список всех почетных должностей». Начало V в.
2. Щит схолариев. «Список всех почетных должностей». Начало V в.
3. Мозаика. Базилика Сан Витале. Равенна. VI в.
4. Мозаика. Базилика Сан Витале. Равенна. VI в.
5. Трон архиепископа Максимина. VI в.
6. Египетская пластина. VI в.
7. Пиксида. История Моисея. Восточное Средиземноморье. VI в.
8. Серебряное блюдо. Ахилл и Брисеида. Середина VI в.
9. Церковь аль-Хадир. Мадаба. Иордания. VI в.
10. Часовня №17. Бавит. Египет. VI – VII вв.
11. Терракотовая икона из Винничка Кале. VI -VII вв.

Доспех. Многие исследователи, вполне справедливо считают, вслед за Вегецием, что лорика из-за финансовых ограничений армии и общего падения дисциплины использовался в ромейских войсках в меньшей степени, чем, скажем во II-III вв. Такие императоры как Юстиниан I или Маврикий, пытались «сэкономить» на войсках. Все же, основной минимум, думается, соблюдался: Маврикий Стратиг писал о том, что скутаты, особенно воины двух первых шеренг должны иметь защитное вооружение. В противном случае римляне не могли сражаться на равных со своими противниками, являющимися тяжеловооруженными, такими как персы, авары или, отчасти, готы. Феофилакта Симокатта писал, что на дунайской границе основное войско было тяжеловооруженное. В защитном снаряжении, о чем писал Прокопий, соблюдалось единообразие. Тоже можно сказать и о шлемах.

Шлемы у воинов были одинаковыми для арифмы. Они были как каркасные, так и цельнометаллические. Ниже приведены изображения ромейских шлемов только VI века, сделанных на основании всех изображений и монет этого периода:


1. Миниатюра. Илиада. 493-506 гг. Библиотека-пинакотека Амбросиана. Милан. Италия.
2. Терракотовая икона из Виничка Кале. VI — VII в. Музей Скопие. Македония; Солид императора Анастасия I (491-518 г).
3. Медная монета. 15 номисм. Аталарих (526-534 г). Равенна. Национальный археологический музей. Неаполь. Италия.
4. Медная монета. 40 номисм. Теодорих II и Аталарих (522-534 г). Рим. Национальный археологический музей. Неаполь. Италия.
5. Медная монета. 40 номисм. Теодорих II (512-522г) Рим. Национальный археологический музей. Неаполь. Италия.
6. Серебряное блюдо. Спор Аякса и Одиссея из-за доспехов Ахилла. VI в. ГЭ. С.-Петербург. Россия.
7. Серебряное блюдо. Спор Аякса и Одиссея из-за доспехов Ахилла. VI в. ГЭ. С.-Петербург. Россия.
8. Серебряное византийское блюдо. Ахилл и Брисеида. 550 г. Эрмитаж. С-Петербург. Россия.
9. Солдаты в походе. Пластина из слоновой кости. Египет. VI в. Трир. ФРГ.
10. Пиксида. История Моисея. Восточное Средиземноморье. VI в. Эрмитаж. С.-Петербург. Россия.
11. Трон архиепископа Максимиана VI в. Музей Архиепископа. Равенна. Италия.                                                                     

Лёгкая пехота Византии VI века

Второй традиционной частью пехоты древности были псилы (ψιλοί) — родовое название легковооруженных воинов, не носящих защитного снаряжения: дословно — «лысые».

Воин на охоте. Мозаика Большого императорского дворца. Музей Большого дворца. Стамбул. Турция. Фото автора

Вот как описал снаряжение такого солдата Маврикий Стратиг:
"Токсофоретры, носимые за плечами, с большими колчанами, вмещающими по 30 или 40 стрел; малые щиты; деревянные соленарии с малыми стрелами и малыми колчанами, с помощью которых ведется обстрел с дальней дистанции из луков, беспокоящих врагов. Бериты и дротики склавенского типа, имеющиеся у тех, которые не умеют стрелять из луков; марсобарбулы, носимые в кожаных футлярах, пращи».

Тот же Маврикий рекомендовал обучать псилов стрельбе "по вертикальному копью как по ромейскому, так и по персидскому способу", стрельбе со щитом, метанию берит, использованию пращей, бегу и прыжкам. Служба легковооружённых для молодежи была ступенькой в «тяжеловооруженные» — оплиты.

Вегеций писал о том, что воины последнего призыва попадают в легковооружённые. В псилах служили и определенные этнические группы, имеющие на вооружении традиционное, с точки зрения ромеев, легкое вооружение: например, славяне, национальными дротиками которых должны были пользоваться все легковооружённые, или исавры, которые были пращниками.

Автор середины VI в. так определил место расположение псилов в бою, соответственно условиям. Во-первых, если фаланга (строй) имеют значительную глубину — на флангах и между проходами, тем самым достигая при стрельбе цели и не обстреливая тыл своих.


Легковооружённый воин или охотник. Мозаика церкви Кабр-Хирам Св. Христофора близ Тира 575 г. Лувр. Франция. Фото автора

Во-вторых, если строй стоит в один ряд, они должны стоять за оплитами, "чтобы метательные снаряды и камни, падая перед фронтом фаланги, поражали и устрашали врагов".

В-третьих, в случае конной атаки они «гасят» ее с помощью пращей и дротиков, стоя перед строем «тяжеловооруженной» пехоты. Естественно, в случае если порыв кавалерии не остановлен метательными орудиями, псилы через проходы между подразделениями укрываются за скутатами. Маврикий Стратиг вторит Анониму, указывая, что против легковооруженных славян надо использовать псилов и аконистов с огромным запасом метательного оружия и дротиков. Легковооруженные метатели на протяжении всего рассматриваемого периода были важными участниками боевого процесса, активно сражавшиеся как против пехоты, так и конницы противника.


Мозаика. Орфей. Иерусалим. V–VI в. Археологический музей. Стамбул. Фото автора

Наличие легковооруженных в рядах армии империи говорит о том, что ромеи успешно пользовались различными тактическими приемам и различными родами войск, комбинируя их. Эта тактика оправдывала себя при борьбе с противниками, ключевой особенностью которых было использования исключительно того или иного рода войск. Заметим, что такие противники как иранцы, поняв важность пехоты, именно в VI в. провели реформирования армии с целью нивелирования перекоса в сторону катафрактариев. Авары, выступившие на авансцену как тяжеловооруженный народ всадников, начинают с момента поселения в Паннонии использовать конников-стрелков кочевых народов Причерноморской степи и легковооруженных славян.

Стрелковое вооружение

Легковооруженные солдаты использовали различные нижеперечисленные метательные виды вооружения, более того, исходя из тактических установок этого периода, воевали с этим оружием и тяжеловооруженная пехота:

Сложный двухсоставной ромейский лук был длиной 100-125 см., согласно иконографии. Такое оружие можно видеть на мозаике Большого императорского дворца, мозаике из Базилика Моисея и на египетской пластинке из слоновой кости, пиксиды VI в. из венского Музея искусств. Рекомендации стратигов-теоретиков сводились к тому, что псил должен иметь большой запас стрел. Традиционно в колчане было 30-40 стрел. Колчан носился за плечом, как на пиксиде VI в. из Метрополитен музея. Маврикий писал о том, что оружие должно соответствовать физическим возможностям солдата.

Берита — короткое метательное копье, больше, чем дротик. Происходит от латинского veru, verutus.

Аконист (άκόντιον (ед. число)) — дротик. Аконистами, по Вегецию, назывались псилы, метатели дротиков, самого молодого призыва.


Легковооружённый воин или охотник. Мозаика церкви Кабр-Хирам Св. Христофора близ Тира 575 г. Лувр. Франция. Фото автора

Праща – примитивное по внешнему виду, но гениальное, по сути, приспособление для метания камней. Военные авторы VI в. рекомендовали использовать пращу всем воином, тем более — легковооруженным: она вращалась над головой одной рукой, после чего камень отпускался в сторону цели. Исходя из тактики, применяемой в этот период римлянами — праща была важнейшим оружием, как при осаде, так и при обороне, во время сражений и боях в горах:
"Все же легковооруженные стрелки и пращники оставались позади, ожидая благоприятного момента для стрельбы"
. При осаде ромеями Кум
"луки звучали от беспрерывного метания стрел, в воздухе неслись пращи, осадные орудия были приведены в действие"
. Обучение по использованию пращи был важным моментом подготовки всей пехоты:
"Тем более, что ведь носить пращу не составляет никакого труда"
, писал Вегеций.

А вот Агафий Миринейский писал об исаврах, воинах-горцах Малой Азии как об особых мастерах обращаться с пращей.

Для метания с неё использовались не всякие камни, а гладкие, удобные для метания. Камни могли быть совершенно круглые в виде каменного мяча или в виде плоского грузила, размером чуть больше ладони. Последние изготовлялись из свинца, и в римский период они назывались glandes. Такие «снаряды» не всегда могли быть под рукой, поэтому воинам целесообразно было иметь их при себе при выходе на поле боя, хотя, наличие пращи подразумевало и возможность использования любого подобного камня.

Соленарии деревянные (σωληνάρια ξύλινα) — есть несколько предположений по данному виду вооружения, Во-первых, если следовать разъяснению Маврикия, это приспособление позволяющее выпускать несколько небольших более коротких стрел из стандартного лука. Во-вторых, ряд ученых считает, что это разновидность самострела (арбалета), возможно, это ручные баллисты или луки-балисты, о которых писал еще Вегеций. Но, пока вопрос остаётся открытым.

А вот об еще одном виде метательного вооружения говорят, когда речь идет об оплитах, а не об псилах.

Матиобарбула (matiobarbulum) — метательное оружие со свинцовым элементом. Это оружия использовали и тяжеловооружёенные. Об оружие из свинцового материала писал Вегеций в начале V в., а его современник, Аноним IV в., писал о плюмбате мамиллате (plumbata mamillata). Скорее всего, это разные виды оружия, в которых использовался свинец. Вегеций, описывал матиобарбулы как свинцовые шары, которыми особенно хорошо владели два легиона Иовианов и Геркулесов.

Аммиан Марцеллин пишет о применении при осаде Геллиспонта свинцовых снарядов. В пользу описания оружия как свинцового шара говорят следующие моменты: Вегеций сообщал о том, что у солдат, должно быть пять шаров в щите: крайне сомнительно, что это оружие с древком, в тоже время как, свинцовые шары могли без проблем поместиться в щите. Он также отмечал, что оружие надо использовать до применения стрел и дротиков, что опять же говорит в пользу снаряда-шара, крайне сомнительно, чтобы дротики со свинцовым элементом, т. е. с утяжелением, летели дальше дротиков. Для увеличения скорости пехота могла использовать пращи. Но тогда матиобарбула, как свинцовый шар, сближается с гландами, плоским свинцовым грузилом для метания с пращи.

Другим видом оружия с использованием свинца была Плюмбата мамиллата — металлический дротик 20-25 см длиной, с одного конца которого шаровидной формы свинцовый шарик, заканчивающийся острым наконечником, на другом конце дротика — перья. Считать плюмбату мамиллату, как предполагают некоторые исследователи, неким подобием дартза, представляется неверным, внешне, конечно, она напоминает данную стрелу, но способ использования дартза при бросках за наконечник исключает дальность, а короткое оружие едва ли пробьет щит. Плюмбата IV в., скорее всего, это дротик с достаточно длинным древком для метания.


Римские плюмбата III в. Музей Карнунтума. Бад-дойч-Альтенбург. Австрия. Фото автора

Маврикий писал, что скутатов надо обучать «метанию на расстояние берит и применению матиобарбул». Ее носили в кожаных футлярах и перевозили на повозках, вряд ли, можно считать, что небольших размеров оружие необходимо было перевозить на телегах. Некоторые исследователи предполагают, что, во-первых, она, при попадании в щит, утяжеляла его, прогибаясь под собственной тяжестью, делая непригодным к использованию щит, а воина, бросившего его, удобной для поражения мишенью. Во-вторых, наличие свинца у наконечника улучшало точность попадания. Возможно сделать предположение, что два орудия эволюционировали к VI в. в короткий дротик со свинцовым шариком, оканчивающийся железным острием, с одной стороны, и оперением с другой.

В таком случае этот вариант применения представляется обоснованным и технически оправданным. Оружие, похожее на вышеописанное, конца IV в., были найдены в Пицунде. Мы так же знаем несколько таких наконечников, разных периодов из римского лагеря Карнунтум, на среднем Дунае.

Палаш

В латинском тексте Новеллы Юстиниана LXXXV парамирия (παραμήριον) обозначена как «enses (quae vocare consueverunt semispathia)» — ед. число ensis. Еще у Вегеция видим противопоставление полуспаты, холодного оружия меньшего по размеру, мечу-спате. Что подтверждает «Тактики» Льва, разъясняя, что это «большие однолезвийные мечи, носимые у бедра» — махайры. Махайра (μάχαιραν) — изначально, изогнутый клинок с утолщение в боевой части клинка со стороны рубящей части. Археологические находки такого оружия этого периода дошли до нас во франкских могилах из Кельна: это прямой клинок с утолщением в боевой части.

Авторы VI в. использовали, при описании аналогичного оружия, термин ксифос (ξίφος) или прямой короткий меч, поэтому о парамирии как о «сабле» говорить не приходится.

Таким образом, парамирия VI в. это палаш с прямым однолезвийным клинком, по расчету Ю. А. Кулаковского — 93,6 см длинной. Палаш, который возможно мог иметь утолщение у окончания лезвия. Парамирия носилась не на плечевой портупее, а на набедренном ремне: "…пусть они опояшутся и парамириями, разумеется, однолезвийными мечами, имеющими четыре пядени длины с рукояткой (пер. Ю. А. Кулаковского)».

Для рассматриваемого периода парамирию можно сравнивать с германским саксом, точнее его удлиненной вариацией — langsax (от 80 см. лезвие).

Сакс, или скрамасакс, — широкий однолезвийный палаш или большой кинжал, нож (греч. — махайра). Это оружие использовалось как совместно с мечом, так и само по себе. Можно предположить, что германский сакс в византийской классификации, обозначается как парамирия или энсис.

Мы заканчиваем цикл о подразделения армии ромеев VI в. Последняя статья будет посвящена легионам или полкам римской армии, дожившим до VI в.

Использованные источники и литература:

Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана Перевод С. П. Кондратьева С-Пб., 1996.
Аммиан Марцелин. Римская История. Перевод Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. С-Пб., 2000.
Ксенофонт. Анабасис. Перевод, статья и примечание М. И. Максимовой М., 1994.
Кучма В. В. „Тактика Льва"// ВВ 68(93) 2009.
О стратегии. Византийский военный трактат VI в. Перевод В. В. Кучма. СПб., 2007.
Перевалов С. М. Тактические трактаты Флавия Арриана. М., 2010.
Прокопий Кесарийский Война с персами. Перевод, статья, комментарии А. А. Чекаловой. СПб., 1997.
Стратигикон Маврикия. Перевод В. В. Кучма. СПб., 2004.
Феофилакт Симокатта. История. Пер. С. С. Кондратьева. М., 1996.
Флавий Вегеций Ренат Краткое изложение военного дела. Перевод и комментарии С. П. Кондратьева С-Пб., 1996.
Corippe Éloge de l’empereur Justin II. Paris. 2002.
Jean de Lydien Des magistratures de l’État Romain. T. I., Paris. 2002.

В поисках последнего легиона

Последние легионы Римской империи, или те армейские подразделения, которые именовались именами римских легионов. Речь идёт о периоде, когда, собственно, сменилась сама система формирования боевых единиц – «полков», сменилась структура войска, о чём мы ранее писали в статье на «ВО» «Армейская структура и полки византийской армии VI в.».


Фрагмент рельефа с изображением вооружения пехоты ромеев в Египте «Осада города» V в. Египет. Музей Боде. Берлин. ФРГ. Фото автора


Данному вопросу посвящено достаточное количество работ, как научных, так и научно-популярных. Чаще всего речь идёт о V Македонском легионе, но, на наш взгляд, некоторые подразделения ускользнули от взгляда исследователей. Или никто не ставил себе такой цели.

VI в. многие исследователи считают последним веком римской армии. Как писал Э. Гиббон:
«…в лагерях Юстиниана и Маврикия теория военного искусства была не менее хорошо известна, чем в лагерях Цезаря и Траяна».


Но вместе с этим последний период существования римской армии связан с такими событиями, как очередная гибель кадровых сил в ходе становления нового правления императора Фоки, а также в борьбе с внешним врагом. Отмена латинского языка в армии и переход на «народный» — греческий язык. Формирование моноэтнического государства греков и т. п.

Все эти факторы не могли не повлиять на окончательное исчезновение старых воинских частей и их наименований.

Мы уже писали о некоторых частях конницы, сохранившихся в этот период. Прежде всего речь идёт о Четвертом Парфянском полке клибанариев, который в конце VI в. базировался в сирийском городе Верое (Халлеб). Он, в начале V в., согласно «Списку всех почётных должностей» (Notitia Dignitatum), относится к Vexillationes comitatenses магистра армии Востока.

Третья Далматинская вексилляция (Equites Tertio Dalmatae) из Палестины, магистра армии Востока, была упомянута в указе императора Юстиниана.

В Египте предположительно в VI в. сохранились большинство частей, перечисленных в начале V в. Так из папирусного документа 550 г. известно о «легионе» из египетской Сиены. По «Списку всех почётных должностей» в египетской Сиене стояли Ala I Herculia, Ala V Raetorum, Ala VII Sarmatarum.

В последней статье, посвящённой римской пехоте на новом этапе её существования, мы опишем эти немногие подразделения, дожившие до этого времени, исключительно на основании источников и их критики.

Легион Ланциариев начала VI века


В конце V в. — начале VI в. на коронации императоров Анастасия и Юстина I, встречается один из немногих старых легионов — Ланциарии. Это старый римский полк, о котором Аммиан Марцеллин писал еще в IV в., когда Легион Ланциариев и Маттиариев, при поддержке легковооруженных отрядов, участвуют в междоусобной борьбе.

Специализация этих легионов была метание копий, но, как мы видим, уже в IV в., это был тяжеловооруженный полк. Ланциарии, вооруженные копьями для метания, занимали промежуточное положение между преторианцами и легионерами.

В комитатских армиях было несколько таких полков: согласно «Списка всех почётных должностей» начала V в., у Magister Militum в Иллирии было два комитатских легиона Lanciarii Augustenses и Lanciarii iuniores. Во Фракии комитатский Lanciarii Stobenses: в 505 г. в битве с готами и дружинами Мунда погибла вся армия магистра Иллирии, в том числе, вполне вероятно, и оставшиеся старые полки.


Что касается Ланциариев в рассматриваемый период, то речь идет, скорее всего, о палатинском, т. е. дворцовом, легионе Ланциариев первой или второй презентальной армии. Косвенным подтверждением наличия в столице войск, кроме схолариев, является сообщение Феофана о защите стен столицы от гуннов и славян, наряду с гвардией, «солдатскими» арифмами, а также тот факт, что во время «избрания» императора Юстиниана происходила агитация не только гвардии, но и армейских частей столицы.

Есть и еще одно мнение о том, что эта часть – Lanciarii Galliciani Honoriani — связанна лично с императором Феодосием I, родом из Испании, тем более, что один из воинов, изображенный рядом с Феодосием и его сыновьями Валентианом II и Аркадием на блюде из Бадохоса, держит щит ланциариев. Возможно именно поэтому ланциарии и стали из армейской – придворной частью.

Именно кампидуктор Ланциариев возлагает свою шейную цепь на голову Анастасия в 491 г., и его воины поднимают избранного императора на щит. Кампидуктор Ланциариев Годила провел в 518 г. такую же церемонию над комитом эскувитов Юстином.

Кампидуктор, или викарий, согласно Стратегикона Маврикия, заместитель трибуна, говоря современным языком, заместитель по боевой и строевой подготовке. Он улучшал строевую выучку, — писал Вегеций. Трибун «полка» (тагмы), шел во главе своего полка, с кампидукторов и двумя вестовыми.

Константин Багрянородный пишет о том, что в период «выборов» императора, Юстин, агитируя за себя, обращался с экскубиторами и трибунами армейских полков.

Трудно определить, почему именно на кампидуктора полка Ланциариев была возложена обязанность проводить церемонию возложения своей золотой цепи на голову императора, возможно эта традиция возникла ранее, когда «выборы» осуществлялись в военном лагере.

Вооружение ланциариев. Мы не знаем, как конкретно были вооружены и оснащены ланциарии. Единственной атрибуцией данного полка может служить рисунок на щите. Рисунок щита Lanciarii iuniores, повторяющий солнечные лучи, встречается в «Списке всех почетных должностей». Отметим, что изображения, которые можно видеть в «Списке» дошли в поздних редакциях и вероятно претерпели редактирование, похожие щиты, о чем мы уже писали, видим у готов-телохранителей Феодосия на блюде из Мадрида начала V в. Еще такое же изображение есть на глиняных иконах из Виничко Кале VI -VII в. Эти изображения ближе к щитам палатинского легиона Lanciarii seniores из «Почетных должностей» Первой презентальной армии.


Ланцетовидные наконечники VIв. Музей (камера) вооружения Хофбурга. Вена. Австрия. Фото автора


Воины были вооружены копьями с ланцевидными наконечниками — ланцеей. Ланцея (lancea) или лонха (λόγχή)— копьё, предназначалось, как для ближнего боя, так и для метания. Поэтому, длина его не могла превышать 2 метров. Три наконечника, похожие на ланцеи, были обнаружены вместе со сферическими шпангенхельмами и хранятся сегодня в музее Хофбурга в Вене. Эти шлемы носят наименование галея или копус (κόρυς; galea).


Сферические шпангенхельмы VI в. Музей (камера) вооружения Хофбурга. Вена. Австрия. Фото автора


Эти находки чудесным образом совпадают с мозаичным изображением воина, аллегории месяцев апреля и мая, из Аргоса, предположительно конца Vв. Этот воин одет в мускульный доспех (торас) с широкой нагрудной полосой и птеригами. Точно такой же шлем с нащёчниками имеет телохранитель «фараона» с миниатюры Сирийской Библии Национальной библиотеки Парижа VI в.

В поисках последнего легиона

Воин. Времена года: март и апрель. Мозаика. 500 г. Археологический музей Аргос. Греция


Два легиона


О двух легионах, информация о которых в источниках лишь косвенная, можно говорить также лишь гипотетически.

Во-первых, мне кажется, что изображение на шкатулка VI в. «История Иосифа» из Эрмитажа свидетельствует о наличии одного старого полка или памяти о нем в рассматриваемый период.


Воин со щитом. Пиксида «История Моисея» VI в. ГЭ. С-Петербург. Россия. Фото автора


Если изображение на пиксиде отражает реалии, а не являются художественным подражанием, тогда это подтверждает существование еще одного «старого» комитатского легиона в это время, а именно — Constantini Dafnenses Магистра милитум Фракия, согласно «Списке всех почетных должностей». В пользу подтверждения догадки, говорит тот факт, что воин с этим щитом одет по германской моде VI века.

Как мы знаем из работы Прокопия из Кесарии, в городе Мелитене, укрепленном при Юстиниане находился в VI в. отряд ромеев, возможно связанный традицией с XII Молниеносный легион (Legio XII Fulminata). Легион был набран лично Юлием Цезарем, и аж с 71 г. он располагался в Мелетене, в Кападокии на восточной границе империи. В 174 г. за победу в сражении против квадов и алеманнов на Дунае, вовремя которого гремел гром, легион был назван «молниеносным» и получил эмблему Юпитера – молнии.

V Македонской легион


Как мы писали, в Египте этого периода могли сохраниться ряд частей, перечисленных в начале V в. Так из папирусного документа 550 г. известно о подразделениях из египетской Сиены. По «Списку всех почётных должностей» в Египте у лимитатского комита всего то и было два легиона. Среди них, как известно находился и V Македонской легион. О нем написано достаточно много, как в научной, так и в популярной литературе.

Он упоминается вмести со «скифами», возможно IV Скифским легионом из Сирии или палатинским «скифским» легионом. Можно предположить, что если речь и правда идет о старом легионе, то скорее всего это палатинское подразделение, так как из Сирии, где война шла постоянно в этот период, вряд ли могли перевести полк в более спокойный Египет. Точнее сказать, все полки, как мы не раз указывали, были кадрироваными частями, и их личный состав использовался в экспедиционных армиях. Что же касается, относительно спокойной провинции Египта, за исключением его южной границы, то есть большие сомнения, что в условиях постоянных войн VI века кадровым стратиотам позволили сидеть по своим полкам или легионам, их, могли использовать на друг театрах ТВД, хотя такой информации по источникам мы не имеем.

Косвенным подтверждение сохранившегося V Македонского легиона, являются и изображения, оба из Египта, один V в. – «Битва за город» из музея Боде, Берлин, где пехота имеет щиты, которые многие авторы соотносят с V Македонской легион, такое же изображение на щитах мы имеем опять же из Египта, на пластинке из слонов кости, хранящейся в Трире, ФРГ. Есть одна проблема, эмблема на щитах, изображенных на пластинках из Египта не соотносится с розой-эмблемой V Македонской легион по «Списку всех почетных должностей», к сожалению в научной литературе, я не встречал комментариев по этому поводу.

Последний раз информация об этом легионе предположительно встречается под 635 г., это часть располагалась в Ливане, в г. Гелиополе (Баальбеке).

Этой статьей я заканчиваю цикл, посвящённый структуре, вооружению и снаряжению ромейской армии VI века – последнего века существования и римской армии. Далее в деле формирования армии Византия пойдёт новым путём, тем не менее, дух римской армии будет присутствовать здесь всегда.
https://topwar.ru/158607-konnye-strelki-vizantijskoj-armii-vi-v.html    https://topwar.ru/158919-tjazhelovooruzhennaja-pehota-vizantii-vi-veka.html    https://topwar.ru/159257-legkaja-pehota-vizantii-vi-veka.html    https://topwar.ru/159260-v-poiskah-poslednego-legiona.html

Картина дня

наверх